Главные вкладки

    Консультация на тему: «Педагогическое общение как система социально-ценностных отношений и управление развитием саморегуляции дошкольника»
    консультация по теме

    Сапрыкина  Светлана Ивановна

    Неправильно организованное педагогическое общение ухудшает психологический климат в группе детей, порождает эмоциональное напряжение, страх, снижает активность психических познавательных процессов и работоспособности дошкольников, провоцирует нарушения поведения. Высокий профессиональный уровень воспитателя дошкольного учреждения предусматривает наличие у него не только глубоких знаний (общих и специальных), но и способность строить отношения сотрудничества с детьми на основе гуманистических технологий педагогического общения.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


                    Поступательное внедрение содержания образования в практику работы современных дошкольных учебных заведений, выдвигает на первый план необходимость освоения педагогами новых профессиональных качеств, среди которых важное место занимают навыки личностно-ориентированного педагогического общения. Неправильно организованное педагогическое общение ухудшает психологический климат в группе детей, порождает эмоциональное напряжение, страх, снижает активность психических познавательных процессов и работоспособности дошкольников, провоцирует нарушения поведения. Высокий профессиональный уровень воспитателя дошкольного учреждения предусматривает наличие у него не только глубоких знаний (общих и специальных), но и способность строить отношения сотрудничества с детьми на основе гуманистических технологий педагогического общения.

            Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

                   Коммуникативная компетентность - «способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми»   (Л.А. Петровская).

    К элементам эффективного общения относят следующие:

    - желание вступать в контакт с окружающими;

    - умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

    -знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

          Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

           В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения.  Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива».

                 Согласно закону РФ «Об образовании», обучение и воспитание в России ведется в интересах личности, общества, государства. В дошкольных образовательных учреждениях разного типа на первое место, конечно, выдвигаются задачи воспитания, а образовательный процесс в рамках ДОУ направлен на развитие психических процессов дошкольника, формирования его готовности к обучению в школе. В реальных условиях практической работы с детьми образовательный и воспитательный процессы функционируют в единстве.

    Функции педагогического общения

               Общие функции общения делятся на: познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях; эмотивную, представляющую собой отношение говорящего к сообщаемому и собеседнику; воспитывающую, целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности восптитанника; фасилитативную, направленную на облегчение ребенку процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного; регулятивную, побуждающую адресата к действию, координация его деятельности путем общения; функция самоактуализации, производящей процесс актуализации своих возможностей.

    Этапы педагогического общения:

    1) моделирование предстоящего педагогического общения в процессе подготовки к занятию (прогностический этап);

    2) процесс непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»;

    3) управление общением в педагогическом процессе;

    4) анализ произведенной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

    Первый этап. Во время моделирования общения происходит планирование коммуникативной структуры дальнейшей деятельности, соответственно:

    а) педагогическим целям и задачам; б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории; в) творческой индивидуальности педагога; г) индивидуальным особенностям учащихся; д) предлагаемой группе методов обучения и воспитания.

    Все это вместе является опережающей стадией педагогического общения. Данную стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна влиять на появление эмоционального единства, создание атмосферы общения.

    Второй этап. Это начало общения, организация прямого взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность последующего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.

    Важными элементами данного этапа являются:

    а) конкретизация спланированной модели общения;

    б) уточнение условий и строения предстоящего общения;

    в) реализация изначальной стадии непосредственного общения.

    Третий этап – управление созревающим педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны являться адекватными. Только при таких условиях будет эффективна совместная деятельность педагога и учащихся.

    Стили педагогического общения

               Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников.  

    Традиционно выделяют  авторитарный демократический, и либеральный стили.

    Авторитарный стиль общения

             Педагоги с авторитарным стилем общения,  проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

    Демократический стиль общения

                       Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

    Либеральный стиль общения

                 Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

    Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристики. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

    В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характерезуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

    Сравнительная характеристика педагогического общения в разных моделях образования

                   Характер общения взрослого и ребенка определяет эффективность дошкольного воспитания. В связи с этим выделяют учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную модели общения. Сравнительная характеристика способа общения в этих моделях представлена  в таблице

    Параметры

    Учебно-дисциплинарная модель общения

    Личностно-ориентированная модель общения

    Цель

    Вооружить детей знаниями, умениями и навыками

    Содействовать становлению ребенка как личности

    Стиль общения

    Наставления, разъяснения, запрет, угрозы, нотации, наказания, окрик. Форма предъявления требований вербальная: интенсивное использование слов, высокое эмоциональное напряжение, ориентация на использование кнута и пряника

    Положительное подкрепление, авансирование, создание ситуации успеха, дозированная помощь, концентрация на положительном. Форма предъявления требований — действенно-пригласительная: немногословность, доброжелательность, обоснование целесообразности, моральной значимости деятельности

    Тактика

    Диктат и опека

    Сотрудничество, предоставление выбора

    Результат

    Обученность, функциональная пригодность в определенных условиях жизни; позиция исполнителя; зависимость от установок и оценок других. Отчужденность от взрослого. Низкая или завышенная самооценка; проявления нервности; привычка жить по двойным стандартам; отсутствие личностного стержня. Формализация взаимоотношений со взрослыми, недоверие к человеческому окружению

    Личностная развитость; гибкое поведение в сменных условиях жизни, умение к ним адаптироваться, влиять на них с пользой для себя. Высокое самоуважение, отсутствие страха перед ошибкой; раскованность (морально окрашенная); оптимистичное мировоззрение; доверие к взрослому окружению. Сформированность индивидуального лица, личностного стержня

             Как видно из таблицы , результат образования и развития ребенка зависит от характера педагогического общения со взрослыми. Развитие саморегуляции старших дошкольников в условиях учебно-дисциплинарной модели общения невозможно и поэтому актуальность гуманизации педагогического общения не подлежит сомнению.

    Педагогическое общение в личностно-ориентированной модели образования — это профессиональное общения воспитателя с дошкольниками в различных условиях жизнедеятельности, направленное на создание благоприятного психологического климата.

    Личностно-ориентированное общение 

    ПРИНЯТЬ - безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет.

    Безусловно принимать ребенка - значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

    ПОНЯТЬ

    Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанное на понимании.

    У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний.

    Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние

    В ПОДДЕРЖКЕ ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается.

    Поддержка – это процесс, в котором:

    • взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,
    • помогает ребенку поверить в себя и свои способности,

    помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

    Чтобы показать веру в ребенка, взрослому нужно:

    • забыть о прошлых неудачах ребенка,
    • помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
    • позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него и в достижение успеха,
    • помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

    Саморегуляция

        Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности, культуры мышления, чувств и поступков, культуры общения и человеческих взаимоотношений. Умение общаться со взрослыми и сверстниками является одним из необходимых условий успешной учебной деятельности, которая по сути своей всегда совместна, и в то же время важнейшим направлением социально-личностного развития. Оно подразумевает умение управлять своими эмоциями, правильно оценивать ситуацию общения и на основании этого строить своё поведение. Для развития навыков конструктивного взаимодействия большое значение имеет   способность ребёнка воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания, интересы других людей. Поэтому необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека, обучать их выражению и распознаванию базовых эмоций, инициировать их самопознание.   Для достижения главной цели - развития у детей способности регулировать своё поведение в ситуациях общения с другими людьми - представляется необходимым решить следующие задачи: обучить контролю за своими мышечными ощущениями и приёмам релаксации; научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои эмоции; формировать способность устанавливать эмоциональный контакт с другими людьми; научить самостоятельно выбирать и строить свои действия в различных ситуациях, конструктивно взаимодействовать.

    -          Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей.

    Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет

    одно, в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста –произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

    Саморегуляция определяется как процесс управления человеком собственными

    психологическими и физиологическими состояниями и также поступками

                                      Функциональная структура саморегуляции

        Саморегуляция как целостная система имеет свою функциональную структуру, в ней выделяются основные компоненты, реализующие специфические функции.

    Первый компонент – это планирование цели. На его основе формируется весь

    процесс саморегуляции. Данный компонент выполняет системообразующую функцию и обеспечивает направленность деятельности и поведения.

    Второй компонент - Модель значимых условий. Этот компонент отражает

    информацию о внутренних и внешних условиях для успешного достижения цели. В процессе регуляции модель значимых условий выполняет функцию источника

    информации, помогает ее уточнять, пополнять новыми данными.

    Третий компонент - Программа исполнительских действий. Он выполняет

    функцию построения конкретного алгоритма действий, определяет пути достижения цели. В этом компоненте представлена информация о способах действий и их последовательности.

    Четвертый компонент - Оценивание и коррекция результатов. Выполняет

    функцию оценки промежуточных и конечных результатов и включает субъектно-

    принятые критерии соответствия достигаемых результатов поставленной цели.

    Все компоненты саморегуляции работают как единый неразрывный процесс,

    обеспечивая психологическую структуру построения выполняемой деятельности или осуществления поведения.

    Способность регулировать различные сферы психической жизни складывается

    из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения.

    Приемы создания ситуации успеха у дошкольников

    Одним из важных условий обеспечения развития саморегуляции старших дошкольников в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми является создание ситуации успеха: личностные достижения, которые субъективно воспринимаются в различной деятельности в контексте развития индивидуальности и приносят ей глубокое удовлетворение как ходом, содержанием, так и результатом деятельности. Ситуация успеха укрепляет связи субъекта с объектами окружения, формирует ценностное отношение у субъекта деятельности. Большую роль здесь играет обеспечение доброжелательного общения и использование скрытой инструкции от педагога, снятие страха перед конкретными действиями, положительная поддержка ребенка, усиление мотивации, и также подчеркивание персональной значимости ребенка в данной ситуации деятельности. Оценка результата деятельности ребенка взрослыми в ходе ее осуществления выполняется через акцентирование внимания на деталях, а не на целостном результате. Языковые формулы создания ситуации успеха в нашем эксперименте были такими:

           Использование приемов создания ситуации успеха как стимул развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Необходимость создания ситуации успеха каждому ребенку давно осознана педагогической общественностью. К. Д. Ушинский в педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес появляется только тогда, продолжает он, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

    Педагогам необходимо помнить, что:

    успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

    ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, желания и ума;

    ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе.

    Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к познанию и обучению, но достижение успеха затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и навыков, психофизиологические особенности развития и слабую саморегуляцию ребенка. В связи с чем педагогически оправданным считается организация для ребенка ситуации успеха самостоятельно выполненной деятельности с помощью ряда операций в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации), так и невербальными (мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты) средствами и приемами.

    Языковые формулы создания ситуации успеха

    • снятие страха (выраженное в словах: «Здесь нет ничего страшного», «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…», «Люди учатся на своих ошибках и находят разные способы решения проблемы…» и др.);
    • внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне (или твоим друзьям) не справиться…», «Очень нужно сделать именно это…»и др.);
    • авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);
    • латентное (скрытое) инструктирование ребенка в способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с … а затем …», «Ты конечно же не забудешь о …» и др.);
    • персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предположить…» и др.);
    • мобилизация активности, педагогическое внушение («Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);
    • высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоем ответе…», «Так чудно…», «Мне интересно твое предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.).

    Методы эффективного общения с ребенком

    Способность педагога к безусловному принятию детей — это, в первую очередь, учет индивидуальности ребенка, примерно в таком смысловом контексте: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть, а не подгоняю под какие-то рамки».

    Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей (А.Маслоу). Ее удовлетворение — необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам небезразличен, нужен, важен, что он просто хороший. «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься» и пр. Кроме речевого сообщения, важную роль играет улыбка, интонация, взгляд, прикосновение.

    Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать свое недовольство только отдельными, конкретными поступками ребенка, но не его личностью в целом. Не менее актуально говорить о поступках ребенка в настоящем времени, а не обобщать, переводя их в постоянную категорию. Сравните приведенные ниже реплики.

    Оценка поступка («Я огорчена, потому что ты сегодня сломал новую машинку») — и оценка личности («Ты разрушитель! Почему ты всегда все ломаешь?»).

    Временной язык: «Сегодня у тебя не получилось прыгать на скакалке» — и постоянный язык: «У тебя никогда ничего не получается!».

             

    «Язык принятия»:

    «Язык непринятия»:

    оценка поступка, а не личности

    отказ от объяснений

    похвала

    негативная оценка личности

    комплимент

    уравнение не в лучшую сторону

    временной язык

    постоянный язык

    ласковые слова, поддержка

    указание на несоответствие родительским ожиданиям

    выражение заинтересованности

    игнорирование

    сравнение с самим собой

    команды

    одобрение

    приказы

    согласие

    подчеркивание неудачи

    позитивные телесные контакты

    оскорбление

    улыбка

    угроза

    контакт глаз

    наказание

    доброжелательные интонации

    «жёсткая» мимика

    эмоциональное присоединение

    угрожающие позы

    поощрение

    негативные интонации

    выражение своих чувств

     

    отражение чувств ребенка

     

    В таблицу попали вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) проявления «языка принятия» и «языка непринятия», так как от невербального оформления нашей речи зависит то, как воспримут наши слова другие люди.

    Очень важно также не запрещать ребенку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию. Например, малыш, рассказывая о ссоре со своим приятелем по детскому саду, заявляет: «Я ненавижу Сашку!».

    Запрет на чувства: «Ты знаешь, что ненависть — очень плохое чувство? Ты не должен никого ненавидеть. Тебе может просто что-то или кто-то не нравиться». Принятие чувств, попытка прояснить ситуацию: «Я вижу, ты расстроен (сердишься). Что между вами произошло?».

    Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребенком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

    2. Метод отражения чувств ребенка - проговаривание чувства, которое испытывает ребенок

    «Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», «Ты боишься, что у тебя не получится», «Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела».

    Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше боятся негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.

    3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

    Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.

    Здесь следует придерживаться следующего правила:

    Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

    «Меня это очень огорчает»,

    «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же»,

    «Я рада, что у тебя так хорошо получилось».

    Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

    И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

    4. Метод «смещения негативной оценки»

    -на самого себя

    Сравните: «Опять ты все перепачкал!» // «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».

    «Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» // «Мне неприятно такое поведение».

    «Опять подрались. Будете оба наказаны» // «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».

    «Да сколько же можно повторять!» // «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».

    -на третье лицо

    Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» // «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».

    «Ты достал всех сегодня на физкультуре!» // «Ребята могут на тебя обидеться».

    - на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

    Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!» // «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».

    «Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» // «Об игрушки на полу можно споткнуться».

    5. Метод «временного языка»

    Сравните: «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!») // «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»)

    6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

    Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».

    Выражение удивления, сопоставления достоинств ребенка с его негативным поведением : «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».

    7. Прием смены ролей - моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане? ».

    8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. («Ребенок хорош, плох его поступок»)

    Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» // «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».

    Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.

    Вывод. Педагогическое общение — это сотрудничество педагога с детьми, способствующее проявлению потенциальных возможностей дошкольников при условии постоянной работы педагога над собой, над своим самосовершенствованием: в изменении педагогических установок по отношению к ребенку как к объекту педагогического воздействия; в овладении техниками личностно-ориентированного педагогического общения.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Педагогическое общение как система социально-ценностных отношений и управление развитием саморегуляции дошкольника Подготовила: воспитатель МАДОУ № 7 Сапрыкина С.И. г . Москва г. Троицк 2015 г.

    Слайд 3

    Элементы эффективного общения:

    Слайд 7

    Авторитарный стиль общения

    Слайд 8

    Демократический стиль общения

    Слайд 9

    Либеральный стиль общения

    Слайд 10

    1. Авторитарная позиция по отношению к детской активности. 2. Избирательное отношение педагога к детям. 3. Личностные качества педагога. 4. Низкий уровень развития коммуникативных способностей у педагога. 5. Наличие у педагога стереотипов. 6. Акцентуированность в типе межличностных отношений. 7. Модель семейного воспитания, полученная педагогом в детстве. 8. Воспитательная неуверенность. 9. Неустойчивость стиля воспитания. 10. Неприемлемые методы воспитания. 11. Организация учебно-воспитательного процесса. 12. Нарушение технологии воздействия педагога на детей. 13. Количество детей в группе. 14. Нарушения в нервной системе ребенка (невропатия). 15. Эмоциональное выгорание педагога. 16. Незнание педагогом своеобразия психического развития детей. 17. Неприятие педагогом индивидуальных особенностей детей. 18. Несоответствие семейного воспитания и воспитания в детском саду. 19. Нарушения педагогического такта. Причины нарушений во взаимоотношениях педагога с детьми

    Слайд 11

    Параметры Учебно-дисциплинарная модель общения Личностно-ориентированная модель общения Цель Вооружить детей знаниями, умениями и навыками Содействовать становлению ребенка как личности Стиль общения Наставления, разъяснения, запрет, угрозы, нотации, наказания, окрик. Форма предъявления требований вербальная: интенсивное использование слов, высокое эмоциональное напряжение, ориентация на использование кнута и пряника Положительное подкрепление, авансирование, создание ситуации успеха, дозированная помощь, концентрация на положительном. Форма предъявления требований — действенно-пригласительная: немногословность, доброжелательность, обоснование целесообразности, моральной значимости деятельности Тактика Диктат и опека Сотрудничество, предоставление выбора Результат Обученность, функциональная пригодность в определенных условиях жизни; позиция исполнителя; зависимость от установок и оценок других. Отчужденность от взрослого. Низкая или завышенная самооценка; проявления нервности; привычка жить по двойным стандартам; отсутствие личностного стержня. Формализация взаимоотношений со взрослыми, недоверие к человеческому окружению Личностная развитость; гибкое поведение в сменных условиях жизни, умение к ним адаптироваться, влиять на них с пользой для себя. Высокое самоуважение, отсутствие страха перед ошибкой; раскованность (морально окрашенная); оптимистичное мировоззрение; доверие к взрослому окружению. Сформированность индивидуального лица, личностного стержня Сравнительная характеристика педагогического общения в разных моделях образования

    Слайд 12

    Личностно – ориентированное общение

    Слайд 15

    Ребенок должен овладеть умениями саморегуляции в следующих сферах:

    Слайд 16

    Основные направления по коррекции коммуникативного поведения детей

    Слайд 18

    Методы эффективного общения с ребенком

    Слайд 19

    Техника личностно-ориентированного общения «Я-сообщение» содержит личные местоимения «я», «мне», «меня »; позволяет взрослому выразить негативные чувства в необидной форме; делает взрослого ближе, понятнее для детей; дети становятся искреннее в выражении своих чувств; дети начинают учитывать наши желания и переживания, учатся ответственности.

    Слайд 20

    Описание факта : (когда…, если…); Описание ощущения чувств: (я чувствую…, я переживаю…); Разъяснение почему Сообщение о вашем желании или пожелании : (мне бы хотелось…, я была бы рада…, я предпочла бы…) Модель «Я -сообщение»

    Слайд 21

    Примеры « Я-высказываний» Когда я вижу разбросанные игрушки (вещи), Я чувствую… (раздражение…) Я хотел(а) бы… (чтобы игрушки собрали). Когда я слышу, как мои дети ссорятся Я чувствую огорчение (грусть)… Я верю, что вы можете общаться (играть) дружно. Вчера мне понравилось, как вы договаривались о правилах игры.

    Слайд 22

    Игры, формирующие навык бесконфликтного общения:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

    На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

    Консультация на тему: «Педагогические условия развития игр и обогащение их содержания в группе младшего возраста»

    Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровые интересы имеют особо важное значение в развитии детей дошкольного возраста, поскольку для этого периода детства игра является глав...

    Основы развития саморегуляции дошкольника

    Процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками очень важен, и этому нужно учиться с раннего детства. В помощь педагогам и родителям была ...

    Статья «Мнемотехника, как система методов и приемов, направленных на развитие речи дошкольников»

    Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный государственный образов...

    Мастер-класс для педагогов города «Проблемная педагогическая ситуация как механизм развития саморегуляции дошкольников»

    Нарастание негативных тенденций в обществе (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дош...