Мастер-класс для педагогов города «Проблемная педагогическая ситуация как механизм развития саморегуляции дошкольников»
материал (старшая группа) по теме

Нарастание негативных тенденций в обществе (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного возраста.

          Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте.

         Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе – одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности к школе.

          Базой, фундаментом социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения.

         Что же такое саморегуляция поведения?

Саморегуляция и самоконтроль, это способность владеть и управлять своим поведением, одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА

«ПРОБЛЕМНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Салацкая Т.Г., воспитатель МАДОУ «Золушка»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта.  

Задачи:

1.Изложение концептуальных основ собственной системы работы по внедрению и реализации технологии эффективной социализации «Проблемная педагогическая ситуация».

2.Краткая характеристика практической стороны предлагаемой технологии.

3. Ознакомление участников мастер-класса с видеоматериалом.

4. Практическое занятие с педагогами по решению проблемных педагогических ситуаций.

Ход мастер-класса

1.Изложение концептуальных основ собственной системы работы по внедрению и реализации технологии эффективной социализации «Проблемная педагогическая ситуация».

 Нарастание негативных тенденций в обществе (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного возраста.

           Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте.

           Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе – одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности к школе.

           Базой, фундаментом социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения.

           Что же такое саморегуляция поведения?

Саморегуляция и самоконтроль, это способность владеть и управлять своим поведением, одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте.

          Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста –произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

           Механизмами развития саморегуляции поведения детей в ДОО являются:

1.Создание развивающей трансформируемой среды.

2.Трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОО значимых образцов социального поведения.

3.Регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения.

4.Создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально значимую деятельность.

5.Разработка технологии создания коллектива единомышленников для овладения новыми методами саморегуляции поведения детей и взрослых в ДОО.

           Возникает вопрос: как создавать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях?

           Приблизиться к поэтапному разрешению проблем позволяют авторские «Современные технологии социализации дошкольника в образовательной организации», разработанные Н.П. Гришаевой.

           Основная цель технологий – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, усвоение ими социальных ролей и нравственных позиций. Предлагаемая система социализации включает 9 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.

           Педагогические технологии социализации дошкольника.

1.Ситуация месяца.

2.Развивающее обучение.

3.Ежедневный рефлексивный круг.

4.Дети-волонтёры.

5.Социальная акция.

6.Проблемная педагогическая ситуация.

7.Волшебный телефон.

8.Клубный час.

9.Коллективные проекты.

В нашей ДОО мы уже используем такие технологии, как ситуация месяца, ежедневный рефлексивный круг, социальная акция, дети-волонтёры, проблемная педагогическая ситуация.

           Сегодня я поделюсь опытом, как внедряется одна из технологий социализации -  проблемная педагогическая ситуация в нашей образовательной организации.

          2.Краткая характеристика практической стороны предлагаемой технологии.

 ППС (проблемная педагогическая ситуация) – это составная часть педагогического процесса. Она может возникать стихийно или быть организована специально. Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Цель проведения каждой ППС – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

           Зачем обучать всему этому дошкольников?

Не секрет, что в мечтах родителей идеальный детский сад видится  райским местом: добрые, терпеливые, обожающие детей воспитатели; интересные игрушки; вкусная еда; обучение почти по школьной программе, без малейшего напряжения, но с радостью и увлечением; солярий с вечным солнцем и бассейн с тёплой морской водой…

           В результате ребёнок вырастает в тепличных условиях, не имеющих ничего общего с реальной жизнью. У обычного ребёнка, нет даже навыка, разобраться в простейшей нравственной коллизии. В детском саду все проблемы решит воспитатель, которая всегда рядом и готова в любую минуту прийти на помощь, а дома, конечно же, это родители. Чтобы что-то сделать,  нужно самостоятельно принять решение. А для этого нужна свобода выбора, а она-то  как раз и отсутствует в традиционном детском саду.

            Опрос детей в моей старшей группе показал такие результаты. На вопрос, есть ли у них свобода, 70% ответили – нет, 20% - не знаю, и только 10% - да. А что же такое свобода? Свобода, отвечали дети, это когда ты делаешь что хочешь, сколько хочешь, и с кем хочешь. Можешь спать, играть, кушать, поступать, как тебе хочется, и никто тебя за это не будет ругать и сердиться.Некоторые дети ответили, что свобода, это когда ты сделал какое-то дело и освободился от него, и никто тебе не мешает заняться любимым делом.

           Несомненно, любая такая ситуация является мощнейшим методом диагностики состояния детей в группе. Если учесть, что она проводится в начале и в конце месяца, а также спустя три-четыре месяца и даже год после проведения первой ППС, то можно представить, сколько пищи для размышлений она даёт педагогу и для дальнейших рекомендаций родителям.

           Для того чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии. Разработку и проведение ППС мы разбили на три этапы.

Первый этап – подготовительный.

1.Планирование проблемной педагогической ситуации, определение цели, разработка сценария.

2.Определение даты и времени проведения ППС.

3.Оповещение родителей о том, что в определённый день будет проводиться ППС, вывешивание в раздевальной комнате таблички: «Ситуация».  Это сигнал для мам и пап. Они должны обязательно расспросить ребёнка о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы.

4.Проведение диагностики детей (опрос малышей и родителей, как они видят заданную проблему, как её решают). Важно выяснить на какой степени развития относительно поставленной цели находится группа.

5.Проведение предварительной работы (проведение бесед с детьми, подготовка развивающей среды).

Второй этап – создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.

Ситуация проводится без присутствия взрослых. Проводиться видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами.

Третий этап – рефлексия, осмысление реально прожитого опыта (проведение круга рефлексии после ППС обязательно).

Воспитатель предлагает детям сесть в круг и задаёт три вопроса.

Алгоритм беседы (рефлексия).

-Что сейчас произошло?

-Что ты делал, что чувствовал?

-Что будешь делать в следующий раз, если произойдёт такая ситуация?

Вначале все по очереди отвечают на первый вопрос, потом на второй и т.д. Выслушивая правдивые или не очень ответы детей, воспитатель не даёт никаких оценок. Только лишь слегка, вопросом, выделяет понравившуюся реакцию (например: тебе действительно было жалко бабушку?). Воспитатель выслушивает каждого ребёнка, фиксирует ответы детей. Вместе делают выводы.

   Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести своё решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.

3. Ознакомление участников мастер-класса с видеоматериалом.   

ПРОСМОТР  ВИДЕОМАТЕРИАЛА (комментарии к нему).

Содержание проблемной педагогической ситуации (сценарий):

«Бабушка потеряла внука».

В группу к детям входит бабушка (роль бабушки сыграла бабушка одного из малышей), в верхней одежде, с большой сумкой. Здоровается. Дети не знают её и никогда не видели. Это очень важно, ведь как бы вы ни загримировались и не переоделись, дети узнают вас, тогда ситуация из реальной превратится в игровую, а этого допускать нельзя. Всё происходит во время полдника. На столах у детей стоят чашки с кефиром и печеньем. На раздаточном столе рядом стоит  лишняя чашка. В поле зрения детей стоит несколько свободных стульев. Воспитателя и помощника нет. Итак, бабушка вошла, и говорит:

- Здравствуйте, я бабушка Вани Иванова (выдерживает паузу, следит за реакцией детей).

- Я потеряла своего внука. Не знаю, в какой он группе (оглядывается, выдерживает паузу, выслушивает ответы детей).

- Ой, как я устала, у меня так болят ноги (ищет место, где можно присесть).

- Я очень хочу пить (осматривается, ищет глазами, где можно попить).

- Так вы не знаете Ваню Иванова?  (выслушивает ответы детей).

Благодарит детей и уходит.

Проблемная педагогическая ситуация «Потерялся чей-то кот».

В группу к детям входит сотрудник детского сада. В руках держит корзину для домашнего питомца. В корзине кот.

- Ребята, я шла по коридору мимо вашей группы и услышала, что кто-то мяукает. Смотрю, стоит вот такая корзина. Это не ваша? Это не вы её забыли? Там, по-моему, кто-то есть. (Заглядывают, рассматривают.Выясняют, что это оказывается кот).

- Может быть, кто-то забыл или потерял своего питомца?

- Что же делать? (дети предлагают свои варианты, сотрудник комментирует: позвонить мы не можем, потому что не знаем кому, забрать к себе не можем – родители не разрешают, да и потом, он же потерялся и, наверное, будет тосковать по своему дому, скучать, мяукать, даже может заболеть и т.д.)

- Ребята, а как вы смотрите на то, что бы написать и расклеить объявления по детскому саду. Можно написать так: Потерялся кот. Серый, пушистый, в оранжевой корзине. И номер телефона детского сада. Вы знаете номер телефона детского сада?  И писать вы не умеете? Жаль. А нарисовать сможете? Тогда нарисуйте объявления и развесим их по детскому саду, вдруг найдётся хозяин. А я вам скажу номер телефона детского сада. Записывайте.

- Ребята, что-то наш котик загрустил.  (Дети предполагают: может его погладить, обнять, пожалеть. А можно ли гладить и трогать незнакомое животное?)

- Может он голодный?

- Чем можно его покормить? А у вас в группе есть какая-то еда?

(На подоконнике стоит банка сметаны и 2 пачки кошачьего корма, который купила воспитатель, для своего кота, когда шла на работу).

- Если мы возьмём немного корма у Татьяны Георгиевны, как вы думаете, она не обидится? (Выслушивает  предположения детей, приходят к общему выводу, решают брать или не брать еду для кота у воспитателя.Кормить или не кормить котика, всё будет зависеть от решения детей).

- Ребята, вы дорисовывайте объявления, расклеивайте, а я отнесу пока котика в музыкальный зал, что-то он выглядит очень напуганным. Если кто-то позвонит по объявлению, нужно обязательно сказать, что корзина с котом находиться в музыкальном зале.

ВЫВОДЫ:

В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребёнок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия: как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребёнок выбирает из них наиболее приемлемые для себя.  Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы (свой маленький банк жизненных ситуаций, который будет увеличиваться по мере приобретения опыта), ребёнок сможет найти для себя оптимальный способ. Использование проблемных педагогических ситуаций учит детей находить компромиссный выход из проблемной ситуации.

4. Практическое занятие с педагогами по решению проблемных педагогических ситуаций.

Как мы уже сказали выше, ППС  может возникать стихийно или быть организована специально. Как организовать ее специально мы рассмотрели, а вот какой алгоритм действий педагога при возникновении стихийных ППС? Это каждодневные детские ссоры и конфликты. То как мы научимся разрешать их в детстве, обуславливает стратегию нашего поведения и во взрослой жизни. Либо мы стремимся избегать трудностей,  искать более легкие, обходные пути, молчать или сдерживать свою ярость, либо мы встречаемся с проблемой лицом к лицу, ищем разумный выход, повышаем свою самооценку и завоевываем уважение в коллективе.

Как вы считаете, есть ли смысл обучать детей детсадовского возраста самостоятельному решению проблем и конфликтов или же на этом этапе достаточно вмешательства воспитателя или родителей? (выслушать ответы коллег).

Конечно же, да. Во-первых, самостоятельное решение проблемных ситуаций значительно разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать позицию помощника.

Во-вторых, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что в свою очередь ведет к большей самостоятельности каждого отдельного ребенка, а значит к развитию саморегуляции поведения.

И в-третьих, повышается самооценка  детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками.

В своих трудах Н.П.Гришаева ссылается на труды замечательных психологов Адели Фабер и Мазлиш. В их книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагается алгоритм решения проблемных (конфликтных ) ситуаций.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ (конфликтных) СИТУАЦИЙ:

Шаг 1: опишите то, что вы видите.

Или попросите самых детей рассказать, что произошло между ними. Например: «Я вижу двух мальчиков, которые не могут поделить машинку».

Шаг 2: опишите чувства, которые, по вашему мнению, испытывает ребёнок (не бойтесь ошибиться, дети легко вас поправят, если вы назовёте что-то не точно). Либо вы можете спросить о чувствах непосредственно у детей, однако этот вопрос следует задавать не в прямой форме: «Что ты чувствуешь?», а в косвенной: «А тебе это нравится?». Имеется в виду, нравится ли ребёнку то, что с ним происходит или уже произошло. В этот момент необходимо направить энергию ребёнка на рефлексию собственных негативных чувств. Это может быть раздражение, злость, досада, обида, страх, разочарование, огорчение или гнев. Тем самым мы обучаем детей лучше понимать себя и соответственно реагировать. Концентрируя ребёнка на осмыслении чувств, мы выводим его из состояния эмоционального аффекта в более спокойное состояние, состояние размышления. Одно это значительно снижает накал страстей.

Шаг 3: примите чувства ребёнка.

Посочувствуйте одному и «помычите» другому. Можно сказать: «Да, я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь, и вдруг у тебя отбирают игрушку…», «Хм…».

Шаг 4: попросите детей озвучить свои позиции друг другу.

Например, предложите сказать одному из них: «Саша, мне не нравится, что ты отбираешь у меня машинку, когда я с ней играю». Повторите высказывания детей и уточните, услышали ли стороны друг друга. На этом этапе важно не предлагать своё решение.

Шаг 5: Если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами, напомните правила, существующие в группе, в детском саду или обществе в целом. Например: «А вы знаете, ребята, что в детском саду у нас есть правило не обижать друг друга, не бросать друг в друга вещи, игрушки, снег, песок, не вырывать игрушки из рук, а спрашивать разрешения?»

Шаг 6: оставьте детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих.

Ключевые слова – «вместе» и «устроит обоих». Можно добавить, что когда ребята найдут такое решение, они могут подойти к вам и рассказать, что у них получилось; в этом им поможет «коврик примерения».

 Предложить педагогам решить несколько проблемных педагогических ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС из опыта работы Тема Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»

МАСТЕР КЛАССиз опыта работыТема: Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»...

Мастер- класс на тему: «Освоение алгоритма по реализации содержания социально -нравственного развития старших дошкольников »

Мастер- класс на тему:«Освоение алгоритма по реализации содержания социально -нравственного развития старших дошкольников »...

Мастер-класс "Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию старших дошкольников в рамках ФГОС ДО."

Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию...

Мастер - класс "Сторителлинг"интерактивный метод работы с детьми ОВЗ , как средство развития речи дошкольника.

Сторителлинг, или «рассказывание историй» – это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования.Цель сторителлинга– обогащение...

Мастер-класс.Элементы сказкотерапии. Использование различных видов театра с детьми для развития речи дошкольников.

Сказкотерапия -это язык с помощью которого можно говорить с внутренним миром ребенка, его душой....