«Работа с одарёнными дети»
статья по теме

Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

                   «Работа с одарёнными дети»

«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

                                                                                                   В А. Сухомлинский

Понятие одарённости

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Виды одарённости

Психологи выделяют несколько видов одарённости:

  • академическую (способность к обучению в широком смысле слова);
  • интеллектуальную , творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое);
  • психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства);
  • художественную и лидерскую.

Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему, - обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу.

Уровни проявления одарённости

  • Актуальная (сложившаяся) одарённость – ярко проявляющиеся в той или иной деятельности высокие способности. Как правило, большинством исследователей только дети с такими проявлениями и зачисляются в категорию «одаренные».
  • Потенциальная (неразвитая) одарённость – это тот случай, когда высокие способности существуют в потенциальной форме и для их развития необходимы благоприятные условия.
  •  Замаскированная (скрытая) одарённость – высокие способности, не замечаемые неподготовленными взрослыми (учителя, психологи, родители и др.). Маскировка способностей бывает намеренная или ситуативная. Например, в подростковом возрасте дети стыдятся быть «не как все», и в классе, где быть умным, легко учиться – не престижно, прячут свои способности.

Портрет одарённого ребёнка

  • Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  • Предлагает много идей, решений задач, ответов

     на вопросы.

  • Свободно высказывает свое мнение, настойчиво,

     энергично отстаивает его.

  • Склонен к рискованным действиям.
  • Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  • Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  • Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  • Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
  • Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  • Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Типы характеров одарённых детей

1-й тип :                                                        2- й тип:

- подвижный                                                 - замкнутый

- весёлый                                                       - тихий

- лидер                                                           - размышляющий

- открытый                                                    - застенчивый

- фантазёр                                                      - пугливый

- коммуникабельный

- с хорошим речевым развитием

Условия развития одарённости

  • Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70 %, то к четырнадцати годам — 30-40 %, а к семнадцати — только 15-20 %.

Плата за одарённость

  • Одаренный ребенок развивается неравномерно. Например, вычислять сложные геометрические формулы и неумение завязывать шнурки.
  •  У многих детей с неординарными способностями наблюдается заикание.
  • В связи с чрезмерной эмоциональностью одаренные дети могут сильно жестикулировать и делать много лишних движений, после смеха могут через минуту разрыдаться.
  • Проблемы в общении с окружающими людьми.
  • Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи .
  • Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал.
  • Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
  • Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи.

Цель работы с одарёнными детьми

  • Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

Основные задачи работы с одарёнными детьми

  • Выявление одарённых детей и создание системы работы с ними;
  • отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  • организация разнообразной внеурочной деятельности;
  • социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

Методы работы с одарёнными детьми

  • Исследовательский
  • Частично-поисковый
  • Проблемный
  • Проектный

Формы работы с одарёнными детьми

  • Групповые занятия с одарёнными учащимися;
  • индивидуальные консультации;
  • факультативы;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • интеллектуальный марафон;
  • публичные выступления;
  • проекты;
  •  участие во всероссийских, городских интеллектуальных играх.

При работе с одарёнными детьми педагог должен уметь:

  • обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  •  стимулировать познавательные способности учащихся;
  • работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
  • принимать взвешенные психолого- педагогические решения;
  • анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  •  отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Качества педагога при работе с одарёнными детьми:

  • доброжелательными и чуткими;
  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
  • опыт работы в учреждениях для детей младшего дошкольного и школьного возраста;
  •  иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • иметь широкий круг интересов и умений;
  •  быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
  • иметь живой и активный характер;
  • обладать чувством юмора;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • иметь творческое, возможно нетрадиционное мировоззрение;
  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
  • иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше педагог обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Работа с одарёнными детьми. Составление портрета одарённого ребёнка.

Эта таблица поможет в соствлении портрета- наблюдения "одарённого" ребёнка, а вообщем то любого ребёнка, для того, чтобы он успешно развивался....

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...

Работа по одарённым детям музыкального руководителя

Работа по одарённым детям музыкального руководителя...

1.6 Наличие КПК по организации работы с воспитанниками разных категорий (одарённые дети, дети-инвалиды с ОВЗ), по организации работы с применением различных инновационных технологий в ДОО, ИКтехнологий

Наличие КПК по организации работы с воспитанниками разных категорий (одарённые дети, дети-инвалиды с ОВЗ), по организации работы с применением различных инновационных технологий в ДОО, ИКтехнологий...