семинар- викторина для воспитателей "Что вы знаете о русском фольклоре?"
материал по теме
В своей работе часто обращаюсь к русскому народному творчеству. Это традиционные "Посиделки", "Масленица", "Троица - праздник русской березки", "Ярмарка". Эти мероприятия носят интегрированный характер и объединяют усилия всех педагогов нашего сада. Вот и появилась идея провести семинар - векторину по фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар | 221.35 КБ |
тест на лидерство | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад №10
Семинар - викторина для педагогов
«Что вы знаете о русской народной культуре?»
Составила и провела
Музыкальный руководитель
Аксёненко Ирина Евгеньевна
г. о. Подольск - 2017г.
Семинар - викторина для педагогов
«Что вы знаете о русской народной культуре?»
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в работе с наследием русской народной культуры.
Задачи:
- расширять знания педагогов о русской народной культуре;
- развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;
- раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Ход игры:
Ведущий:
Одним из направлений в работе нашего ДОУ является духовно-нравственное развитие. Оно направлено на возвращение уважения к национальным культурным ценностям, воспитанию в детях любви к Отечеству, привитию тех нравственных норм, которые помогут им стать настоящими гражданами России. Необходимо знакомить с традициями нашего народа, изучать историю, имеющую свой язык и свой голос. Однако чтобы на должном уровне проводить работу по этому направлению, педагоги должны обладать достаточным объёмом необходимых знаний. ( Игроки делятся на 2 команды)
1. «Переведите» пословицу, поговорку на русский язык:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идет быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
«Красота сердца дороже красоты лица» (япон.) – «Не будь складен, а будь ладен», «Не ищи красоты, ищи доброты».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) «Глаза – зеркало души».
«Бежал от дождя, попал под ливень» (араб.) – «Из огня да в полымя».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведет».
«Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет» (иран.) – «На безрыбье и рак рыба».
«Молчаливый рот – золотой рот» (нем.) – «Слово – серебро, молчание – золото».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
2. Мы знаем много поговорок, но это они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Сейчас нужно вспомнить вторую часть пословицы.
«Молодо – зелено… (погулять велено)».
«Вольному – воля … (спасенному – рай)».
«Голод - не тетка … (пирожка не подсунет)».
«Знай наших, … (последняя копейка ребром)».
«На чужой каравай рот не разевай … (а пораньше вставай и свой затевай)».
«По Сеньке шапка … (по Ереме колпак)».
«Попытка не пытка … (спрос не беда)».
«Рука руку моет … (обе белы бывают)».
«Язык мой – враг мой … (прежде ума глаголет)».
«Деньги счет любят … (а хлеб – меру)».
3. Из представленных названий танцев уберите нерусский танец
(таблички с названиями танцев крепятся к доске):
барыня, трепак, мазурка (пол.); вальс (австр.), крыжачок (белорус.), перепляс, кадриль; казачок, полька (чешс.), венгерка (рус.).
4. Из представленных песен выберите русские народные:
«Позарастали стежки-дорожки»,
«Миленький ты мой»,
«Огней так много золотых» (сл. Н. Доризо),
«Ой мороз, мороз»,
«Шумел камыш»,
«Окрасился месяц багрянцем»,
«Тонкая рябина» (сл. И. Сурикова).
«Одинокая бродит гармонь» (сл. М. Исаковского),
«Не уходи, побудь со мною» (сл. А. Блока),
«Вот кто-то с горочки спустился» (рус.нар.),
«Живет моя отрада» (сл. Д. Садовникова),
«Степь да степь кругом» (сл. И. Сурикова),
«Вдоль по улице метелица метет» (рус.нар.),
«Отцвели уж давно хризантемы в саду» (сл. В. Шумского).
5. Угадать по мелодии песню
«Светел месяц», «Калинка», «Во поле береза стояла», «Ах вы сени, мои сени», «Прялица»
Исполнение песни по желанию.
6. Что означают эти народные приметы:
Не ешь с ножа. (Будешь сердитым.)
Нельзя подавать другому соль из рук. (К ссоре.)
Чтобы не поссориться, подавая соль… (нужно засмеяться).
Нельзя давать другому булавку. (К ссоре.)
Выходить куда-либо в дождь… (К благополучной дороге.)
Локоть чешется. (На новом месте спать.)
Прищемить одежду в дверях. (быть еще раз в этом доме.)
7. Быт русского народа.
1. Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство.
(Лучина)
2. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)
3. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
4. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его (Ковш)
5. Универсальный предмет мебели в русской избе (Скамья).
8. Правильно угадать форму устного фольклорного произведения:
Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе - хлеб, соль, вода, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Говори поскорей, не задерживай добрых людей.
(Ответ: считалка.)
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи,
Хлеба - каравай,
Хоть весь день поливай!
(Ответ: приговорка, припевка.)
Жил-был царь.
У царя был кол,
На колу - мочало, Его ветром качало.
Не начать ли сказочку с начала?
(Ответ: докучная сказка.)
Что возьмешь? Ниточку или иголочку?
Сахару кусочек или красненький платочек?
(Ответ: скороговорка.)
Смелость города берет.
(Ответ: поговорка.)
На всякое хотенье есть терпенье.
(Ответ: поговорка.)
Упрямого исправит дубина, а горбатого - могила.
(Ответ: пословица.)
В брюхе - баня,
В носу - решето,
Всего одна рука, да и та на спине.
(Ответ: загадка.)
(Ответ на загадку: чайник.)
9. «Заморочки из бочки»
ВОПРОСЫ :
• Для чего создавались изделия русских народных промыслов?
ОТВЕТ: предметы самобытного искусства русского народа создавались для украшения жилища. А также в память о каком-либо торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу, по специальному заказу.
• Что обозначает слово "керамика"? Что вы знаете об этом виде художественных изделий?
ОТВЕТ: слово "керамика" берет свое начало от греческого " keramos " - глина. Глина - один из самых распространенных природных материалов, издревле используемых людьми для изготовления различных предметов обихода.
• Какие художественные изделия из дерева были распространены на Руси?
ОТВЕТ: Резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки и т.п.).
Почти в каждом хозяйстве было много изделий из бересты (различные корзиночки, туески, коробы и т.п.). Вода и квас, взятые в берестяном туесе на покос, даже знойным летом в течение всего дня хранили утреннюю прохладу.
• Какой основной рисунок в хохломской росписи?
ОТВЕТ: основным рисунком хохломской росписи были - колосья, ягоды, листья, цветы, а главное - трава.
Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписанные в голубовато-синей гамме?
ОТВЕТ: Гжель
• Каковы основные сюжеты городецкой росписи?
ОТВЕТ: Излюбленные сюжеты - жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры. Материалом для изделий служит древесина. Роспись выполняется масляными красками, сверху изделия покрываются лаком.
10. Угадать по мелодии хоровод.
«Как пошли наши подружки», «Где был Иванушка?», «В хороводе были мы», «Как у наших у ворот».
Предлагаю завершить наш семинар русским народным хороводом.
Предварительный просмотр:
ТЕСТ НА ЛИДЕРСТВО (по русским народным сказкам)
1. Вы родились трёхголовым Змеем Горынычем. Наверное, лучше:
а) Оказаться средней головой. Хоть какая-то индивидуальность!
б) Моя хата с краю, ничего не знаю… То есть быть левой или правой, безразлично. Главное, чтобы во время обеда не обделяли.
в) Правая голова - она всегда права! По определению.
2. Вас послали туда, - не знаю куда. И велели принести то, - не знаю что. Вы:
а) Нет, приказы, конечно, надо выполнять. Но цели должны быть чётко определены, а направление верно задано!
б) Начальству виднее. Раз послало - надо идти. По дороге разберёмся.
в) Может, стоит сменить работу?
3. Заимев, по случаю, перо Жар-птицы, Вы:
а) Продам подороже!
б) Буду использовать его в качестве осветительного прибора в избе.
в) Вещь, конечно, красивая. Но непрактичная. Оставлю на память потомкам.
4. Встретив в дремучем лесу избу на курьих ножках, Вы:
а) Смело скомандую: - Встать смирно! Равнение на середину!
б) Лучше обойду сторонкой, от греха подальше…
в) Набросаю эскиз столь оригинального архитектурного сооружения.
5. Получив во временное пользование сапоги-скороходы, Вы:
а) Приберегу столь ценную вещь. Не стоптались бы.
б) Сдам их в царскую казну и получу премию!
в) Использую прекрасную возможность попутешествовать бесплатно в страны заморские!..
6. Имея богатый выбор транспортных средств, Вы:
а) Возьму ковёр-самолёт. Желательно персидский. И престижно, и быстро!
б) Печь-самоходная как-то надёжнее. И бока греет…
в) Сапоги-скороходы так похожи на обычные. Скромненько, и со вкусом.
7. Царь-батюшка настаивает на замужестве. И предлагает на выбор двух кандидатов: Ивана-царевича и витязя Руслана. Вздохнув украдкой, Вы:
а) Выберу царевича. И наследство, и генетика, и титул… Три в одном. Беспроигрышный вариант.
б) Один богат, другой красавец… Хоть разорвись!
в) Люб мне только Алёшенька, сын рыбака! С ним и сбегу из хором царских.
8. После долгих раздумий на распутье, Вы:
а) Всё же поеду прямо. Опаздываю, как назло. Авось, прорвёмся.
б) Где-то в кармане копейка завалялась… Орёл, решка, само собой. И на ребро может стать. Ну-ка, судьба - улыбнись!
в) Поверну я, пожалуй, обратно. Можно ведь и другие пути найти.
9. Обнаружив, что ваша курица начала нестись золотыми яйцами, Вы:
а) Поставлю это дело на поток. Ювелирная птицеферма - наш размах!
б) Ну, теперь можно вообще не работать! Лежи на печи да щук фаршированных ешь!
в) Поцелую её в клювик.
10. Встретив на лесной тропинке улыбчивого колобка, Вы:
а) Возьму его на работу. Рекламировать что угодно. Должен справиться. А не справится - головой поплатится.
б) О, бесплатная закуска подкатила! Если догоню…
в) Поболтаю с ним о жизни, и каждый пойдёт своей дорогой. А кто и покатится.
__________________________________________________________________
Результаты теста
Если у Вас преобладают ответы:
(а), то -
- Вы склонны к предпринимательской деятельности. Явные задатки лидера не дают просто плыть по течению жизни, а принуждают строить переправы, мосты, порты, свой флот, наконец… Быть расчётливым - не грех, но не всё можно правильно рассчитать. Иногда и о душе надо подумать. Она тоже вещь ценная!
(б), то -
- Вы хороший, добросовестный исполнитель. Вредной инициативы не проявляете, но и на износ работать не согласитесь. Личная выгода всегда превыше - в чем бы она не проявлялась. Вам трудно сорвать звезду с неба, да и мысли об этом не появляется. Оно и верно. Зачем тянуться, если можно подойти и взять. Практичность ещё никто не отменял!
(в), то -
- Вы просто получили удовольствие от прохождения теста. Как творческая натура, находите много решений любых жизненных ситуаций. Всяческие условности Вас просто гнетут и отравляют жизнь. Скорее, ваше кредо -
- не быть первым, а то задние побьют,
- не быть последним, чтоб не остаться в дураках,
- не быть середнячком, чтобы не затеряться,
- а просто быть самим собой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная викторина "Что вы знаете о русской народной культуре?"
Начиная работу по ознакомлению детей с народной культурой, педагог должен сам хорошо знать этот материал. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям. Именно с целью...
Семинар – практикум для педагогов "Что вы знаете о русской народной культуре?"
В ходе семинара рассматриваются вопросы развития творческой активности, повышение интересов педагогов к расширению своих знаний к русской народной культуре, представлены новые формы работы с детьми по...
"Что вы знаете о русской народной культуре"
Игровой тренинг для педагогов, с целью развития творческой активности и инициативы....
Викторина для старших дошкольников «Знаете ли вы правила дорожного движения»
Викторина для детей старшего возраста по правилам дорожного движения...
анкета для родителей "Что вы знаете о русском народном фольклоре"
в анкете даны вопросы для родителей о русском народном фольклоре...
Интеллектуально – спортивная викторина для подготовительной группы «Знает каждый: безопасность - это важно!»
Цель: Повторить правила безопасности на улицах и дорогах; в игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках; углубить знания о правилах поведения на улице; способствовать...
Викторина по правилам ППД "Знает вся моя семья ! Знаю ППД и я!"
Викторина для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения в старших группах...