Развитие и нормализация движений детей с ОВЗ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

В статье отражены специфические особенности психомоторного развития при различных отклонениях в развитии, а также имеются разработки специальных методов и приемов работы по физическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_i_normalizatsiya_dvizheniy_detey_s_ovz.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и нормализация движений детей с ОВЗ

Перед физическим воспитанием детей с отклонениями в развитии и хроническими соматическими заболеваниями стоят те же задачи, что перед физическим воспитанием здоровых детей. Однако специфические особенности психомоторного развития при различных отклонениях в развитии требуют разработки специальных методов и приемов работы по физическому воспитанию. При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье ребенка, но и скоррегировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что, несомненно будет способствовать развитию полноценной личности, которая сможет активно включиться в социальную жизнь и найти себе достойное место в общественно-полезном труде.

Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии.

У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной) и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений и коррекции двигательных нарушений составляют основу физического воспитания детей с отклонениями в развитии.

Система физического воспитания ребенка с отклонениями в развитии предполагает правильное рациональное питание, четко организованный режим, закаливание организма и создание благоприятных условий для развития и коррекции движений. С этой целью используются различные виды массажа и лечебной гимнастики, физкультурные занятия, подвижные игры, упражнения спортивного характера.

 Физическое воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка: в процессе проведения режимных моментов, на всех занятиях, на прогулках. Своеобразие моторики у детей с отклонениями в развитии, особенно у детей с церебральными параличами, требуют разработки специальных методов и приемов физического воспитания.

 Двигательные нарушения, даже не резко выраженные, ограничивающие активные движения, отражаются на общем здоровье ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому одной из важных задач физического воспитания детей с отклонениями в развитии является стимуляция и коррекция нарушений моторики.

В каких бы условиях не воспитывался ребенок с отклонениями в развитии ему необходимы все условия для развития движений: специально оборудованное помещение, игрушки-пособия и предметы, побуждающие его к движению, специально организованная лечебная гимнастика, массаж, занятия по физическому воспитанию, подвижные игры и другие мероприятия, способствующие обогащению его двигательного опыта. Развитие движения может нарушаться у некоторых детей с отклонениями в развитии и, прежде всего, у детей с церебральным параличом. Поэтому дети с церебральным параличом с первых месяцев жизни нуждаются в комплексной системе физического воспитания.

Важной задачей физического воспитания детей с отклонениями в развитии является укрепление их общего состояния здоровья, развитие и нормализация движений.

Физическое воспитание является составной частью интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.

Начинать физическое воспитание ребенка надо с первых же дней его жизни. Основным периодом занятий является возраст от 1 года до 6 лет.

Важное значение имеют так называемые общеоздоровительные упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч. Одним из таких упражнений является «самолетик»: ребенок в положении на коленях с выпрямленной спиной разводит руки в стороны и слегка наклоняется то влево, то вправо (самолетик качает крыльями). Взрослый следит за выпрямлением спины, особенно в поясничной области.

Важное значение имеют упражнения, направленные на развитие равновесия и координацию движений, формирование навыков прямостояния и ходьбы и манипулятивной деятельности, полезно использовать специальные музыкально-ритмические упражнения, которые воспитывают у ребенка грациозность, чувство ритма, способствуют его эстетическому воспитанию.

 При проведении физических упражнений необходимо знание этапов нормального моторного развития ребенка.

Развитие двигательных функций ребенка — сложный процесс,  который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС, а с другой — многообразными влияниями окружающей среды. Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития.

Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с самым высоким темпом созревания мозга в этот период. Однако, несмотря на то, что к концу младенчества основные двигательные системы, которые необходимы для адаптации ребенка к окружающему миру, уже сформированы, интенсивное развитие двигательных функций продолжается до 5—6-летнего возраста.

Совершенствование произвольной моторики тесно связано с развитием ощущений движений — кинестезией. Кинестезия — это своеобразная обратная связь, обеспечивающая постоянное сличение выполненного движения с заданной программой. Уже на самых начальных этапах развития двигательных функций устанавливается тесная динамическая взаимосвязь между возможностью выполнения произвольных движений и совершенствованием их ощущений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»

В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими и...

Развитие танцевально-ритмических движений детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

В статье рассказывается о том, какие методы и приемы лучше использовать для развития танцевально-ритмических навыков у детей в процессе обучения и развития на музыкальных занятиях, а так же о их непос...

«Применение инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»

   В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соот...

«Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования –кружок «Танцевальная ритмика»»

Выступление  с  докладом  из  опыта  работы - участие в  межрегиональном  семинаре-практикуме:Тема: «Комплексный  подход  к  специфике  и...

Развитие основных видов движений детей 2–3 лет.

Влияние основных видов движений на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие....