Главные вкладки

    Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Взаимодействие со старшим поколением семьи»
    консультация на тему

    Кардаш Оксана Петровна

    Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx37.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов ДОУ

    Тема: «Взаимодействие со старшим поколением семьи»

                             Подготовила:

                                                 Кардаш Оксана Петровна

                                                             воспитатель МБДОУ ДСКВ №16

                                                г. Ейск мо Ейский район

    Работа с родителями в условия реализации ФГОС

    Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

    Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

    Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

    Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

    Разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:

    «Познавательное развитие» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.

    «Социально – коммуникативное развитие» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок …

    Безопасность — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

    Труд — совместная деятельность.

     «Физическое развитие»  Физическая культура — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.

    Здоровье — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов»

     «Речевое развитие» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.

    Чтение художественной литературы— совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

    «Художественно -  эстетическое развитие»

    Изобразительная деятельность— совместные рисунки и поделки.

    Музыка — музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.

    Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

    Основные задачи работы с родителями

    установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

    объединить усилия для развития и воспитания детей;

    создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

    активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

    поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

    Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:

    «Давайте познакомимся!». На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.

    Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.

    Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев)

    Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:

    1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

    Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

    2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

    3. Сотрудничество, а не наставничество.

    Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

    4. Готовимся серьезно.

    Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

    5. Динамичность.

    Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

    Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

    Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

    Практический материал «Формы работы с родителями»

    Дискуссионный клуб «Семейный очаг»

    Цель: пропаганда психолого - педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми.

    Задачи:

    - познакомить участников дискуссионного клуба с содержанием статей нормативно - законодательных актов:

    - вызвать у родителей интерес и желание осмыслить собственные права и в доступной форме знакомить с ними своего ребенка.

               Занятия в клубе проводятся в форме встреч - диспутов, встреч - дискуссий, бесед у камина.

    Клуб «Молодая семья»

    Цель: установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах детей раннего возраста.

    Задачи:

    - оказание медико - психолого - педагогической помощи родителям детей раннего и младшего дошкольного возраста;

    - пропаганда положительного опыта семейного воспитания;

    - повышение уровня педагогической культуры;

    - успешная адаптация детей к условиям ДОУ;

    - популяризация деятельности дошкольного учреждения среди населения района;

    - профилактика и оздоровление детей, пропаганда здорового образа жизни.

    Родительский клуб «Островок безопасности».

    Цель: объединение усилий педагогов и родителей в формировании у детей навыков безопасного поведения.

    Задачи:

    - познакомить родителей с работой ДОУ по формированию у детей навыков безопасности жизнедеятельности;

    - ознакомить с причинами и последствиями неадекватного детского поведения;

    - дать представление о формах и методах обучения детей дошкольного возраста правильной реакции на неожиданно сложившуюся ситуацию.

    Семейный проект «Моя семья»

    Цель: способствовать формированию интимно - личностностных связей внутри семьи и изначального единства с родными.

    Задачи:

    - познакомить детей с  ближайшими родственниками (мама, папа, бабушка, дедушка …).

    - дать представления детям  о генеологическом древе семьи;

    - знакомить с интересами и увлечениями членов семьи;

    - дать представления детям о значении имен, фамилий и т.д.  

           Семейный проект «Ейских улиц имена»

    Цель:  формирование нравственно - патриотических качеств детей.

    Задачи:

    - знакомство детей с историей родного города;

    - развитие познавательного интереса;

    - формирование умения планировать и удерживать цель деятельности в течении длительного периода;

    - объединение усилий детей и  родителей в выполнении задания.

    Семейный проект «Семейный герб»

    Цель:  способствовать формированию  семейных традиций.

    Задачи:

    - знакомить детей с особенностями профессии родителей, приоритетом выбора их деятельности;

    - вызвать у детей интерес к геральдике, к значению символов и обозначений;

    - закреплять умение детей использовать знаковую систему при кодировании информации;

    - развивать словесное творчество детей и родителей  (девиз семьи).

    Проект «Родительская почта»

    Цель: наладить динамическую и действенную обратную связь в работе детского сада и семьи.

    Задачи:

    - наладить оперативный сбор информации;

    - обеспечить действенность тематики обращений родителей (адекватность, оперативность, доступность и гласность).

    Проект «Приемная».

    Цель: установить и поддерживать актуальным договор между родителями и педагогами на основе принятия единых требований и интенсификации взаимодействия.

    Задачи:

    - создать материалы для презентаций педагогов групп, семьи и ребенка;

    - коррекция реального взаимодействия педагогов и родителей.

    «Дневник настроения».

    Цель: учить родителей и детей внимательному отношению друг к другу.

    Приходя в детский сад, родители и дети выкладывают на столе цветные фишки, соответствующие их настроению (красный - радость, желтый - спокойствие, голубой - грусть). Воспитатель во время утренней беседы помогает проанализировать причины эмоционального  состояния членов семьи.

    «Почтовый ящик».

    Цель: собрать банк данных о проблемах детского развития. Дать возможность родителям анонимно задать вопросы на волнующие их темы.

    В раздевалке группы висит почтовый ящик «Вы спрашиваете …», рядом с которым лежат ручка и чистые листы бумаги. При проведении консультаций, бесед, собраний воспитатель отвечает на вопросы родителей.

    «Семейная гостиная».

    Цель: привлечь родителей к активному участию в воспитательно - образовательном процессе. Научить самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.

    Один раз в квартал семья (две семьи) выбирает тему, готовит и проводит собрание. Педагоги оказывают родителям помощь в организационных вопросах.

     «Семейный театр».

    Цель: познакомить родителей с драматизацией как методом решения внутрисемейных и личностных проблем. Привлечь их к активному участию в жизни группы.

    Родители под руководством воспитателей выбирают сказочный сюжет, пишут сценарий, распределяют роли, изготавливают костюмы и декорации. Спектакль с участием детей и членов семей может быть проведен как часть праздника, досуга или родительского собрания.

    Газета «Веселая семейка».

    Цель: привлечь внимание родителей к мероприятиям, проводимым в дошкольном учреждении.

    Газета может выпускаться один раз в квартал. На ее страницах размещаются написанные в шутливой форме заметки о мероприятиях, которые прошли в детском саду (группе) или запланированы на ближайшее время. Газета оформляется фотографиями, рисунками детей. В газете могут быть размещены:  благодарность за участие в прошедших мероприятиях, поздравления за победу в конкурсах.

    Анкета для родителей.

    Уважаемые родители! Предлагаем Вам подумать над причинами, стимулирующими или сдерживающими Ваше желание приходить в детский сад на собрание, беседы и т.п. Прочитайте высказывания и обведите те номера, с которыми Вы согласны. Зачеркните номера высказываний, с которыми Вы не согласны. Остальные оставьте без пометок.

    1. Мне всегда приятны встречи с педагогами группы и другими родителями, возможность общения с ними.
    2. Обычно собираюсь пойти на мероприятия, которые проводятся в детском саду, но всегда что - нибудь неожиданно нарушает мои планы.
    3. Прихожу на собрания, потому что мне интересно то, что говорят воспитатели. Есть возможность обсудить и уточнить важные для меня вопросы.
    4. Опасаюсь, что на собрании меня начнут спрашивать о том, что на хочется обсуждать или прилюдно оценивать. Не всегда хочу идти потому, что будут воспитывать.
    5. Меня привлекает посещение детского сада тем, что я могу узнать что - то новое о своем ребенке  или о семейной педагогике.
    6. Приходить каждый раз на мероприятия не хватает времени. Я буквально разрываюсь между ребенком, работой и домашними делами.
    7. С удовольствием иду в детский сад, чтобы узнать, в чем мой ребенок успешен, как развит по сравнению со сверстниками, понять причины его отставания.
    8. Вызывает напряжение ожидание критики со стороны воспитателя в мой адрес и в адрес моего ребенка.
    9. Считаю присутствие родителей в группе (на занятии или во время другой деятельности) важным для эмоциональной поддержки ребенка. Мое участие в жизни ребенка необходимо и мне, и ему.
    10. Часто не хочется иди на собрание: ведь если открыто выражаешь свое мнение, тревогу или сомнение по поводу пребывания ребенка в группе, его контактов со сверстниками и воспитателями, это может быть не услышано или превратно истолковано педагогами.
    11.   Мне приятно (когда предоставляется такая возможность) общаться не только со своим ребенком, но и с его сверстниками.
    12. Думаю, что, если я приду на занятие в группу, мой ребенок будет смущаться, шалить или капризничать. Поэтому не всегда хожу на мероприятия - пусть чувствует себя свободно.

    Благодарим за искренность и желание приоткрыть нам мир Ваших родительских переживаний. Пожалуйста, не сомневайтесь в корректности нашего обращения с данными, которыми Вы с нами поделились. Спасибо!

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

    С этой целью можно использовать активные формы и методы работы с родителями:

    • посещение семей воспитанников на дому
    • общие и групповые родительские собрания
    • консультации
    • ООД с участием родителей
    • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
    • совместные экскурсии
    • Дни общения
    • Дни добрых дел
    • Дни открытых дверей
    • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
    • оформление фотомонтажей
    • совместное создание предметно-развивающей среды
    • утренние приветствия
    • работа с родительским комитетом группы
    • беседы с детьми и родителями
    • тренинги
    • семинар-практикум
    • родительские гостиные
    • почта Доверия
    • семейный вернисаж.

    Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

    Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Детские страхи», «10 заповедей здоровья», «Методы педагогического воздействия» и др.

     Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой дошкольных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы.

    К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.

      В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы.

     «Педагогическая лаборатория» - рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

     «Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе -  кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков, и родители комментируют, как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».

     «Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»

     «Семинар – практикум».  На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции,  игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

     «Душевный разговор».  Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей и установить точно – какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

     «Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия.  В конце собрания подводится итог,  и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

     « Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

    Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит  перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

     «Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

     «Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

     «Список прилагательных и определений».  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?»  Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

     «Ассоциации» -  на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

     «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга  определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».  Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись  наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

     «Запись на листах» При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен».  Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

     «Эвристические вопросы».  К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда?  Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

     «Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

    НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

    Наглядно – информационное направление  включает в себя:

    • родительские уголки
    • папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»
    • семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти»
    • библиотека – передвижка
    • фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы такие разные»
    • фотовыставки «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я!», «Папа, мама, я – дружная семья», «Дети – цветы жизни»
    • семейный вернисаж «Лучшая  семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»
    • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».

    Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

    Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

    Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

    Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.  Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

    Рассмотрим группу информационно-ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей.  По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

    ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены:

    • праздники «День Матери», «День рождения», «Лучшая семья моя»
    • развлечения «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)
    • спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»
    • вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»
    • совместные проекты  «Моя семья»
    • выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»
    • выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»
    • спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»
    • совместные походы «В мир прекрасного»
    • экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу»

    Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм отнесены проведение таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу  проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

    Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. В этих же мероприятиях мамы и папы имели возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку (например, в игре «Устами младенца»). Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, — организация разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

    Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.

    Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

    1. Дни открытых дверей

    2. Турниры знатоков

    3. Кружки

    4. КВН, викторины

    5. Праздники

    6. Семейные конкурсы

    7. Выпуск газеты

    8. Просмотры фильмов

    9. Концерты         

    10. Оформление групп

    11. Соревнования

    12. Благоустройство ДОУ и территории

    ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

    Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе — организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

    Например, формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

    Формы трудовой деятельности — оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.

    Также педагоги практикуют организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.

    Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. Участие в совместных с детьми занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации воспитания в семье. Именно взаимодействие родителя с ребенком, организуемое в ДОУ, становится  ключевым моментом в процессе поддержки педагогической компетентности, позволяя не только ненавязчиво предлагать родителям соответствующую ситуации информацию, но и обеспечивая необходимый для её принятия эмоциональный фон.

    Совместная деятельность родителей и детей становится мощным фактором оптимизации процесса развития малышей. С одной стороны, ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые разновидности действий. С другой стороны, родитель, осознавая значимость целенаправленной педагогической работы с ребенком, овладевая ее содержанием и методикой, получает возможность обогащать условия жизнедеятельности малыша в домашней обстановке.

    В совместной деятельности дети могут осуществлять такие действия:

    • двигательные (музыкально-ритмические движения, пальчиковые упражнения)
    • предметные (с дидактическими игрушками и материалами)
    • манипулятивные (с природными материалами)
    • игровые (подвижная игра, сюжетно-ролевая игра, строительно-конструктивная игра)
    • изобразительно-продуктивные (рисование, лепка, аппликация)
    • коммуникативные (общение с родителем, педагогом, сверстниками)

    Родители на совместных занятиях также реализовывают действия:

    • учебные (преднамеренное освоение педагогических знаний и умений)
    • педагогические (оказание содействия, помощи ребенку)
    • рефлексивные (анализ и оценка собственных и детских действий)
    • изобразительно-продуктивные (совместно с ребенком)
    • коммуникативные (общение с ребенком, педагогом, другими родителями)

    На фоне совместной с взрослыми (позднее – самостоятельной) деятельности детей педагог ведет непринужденный разговор с родителями о задачах и содержании предстоящего занятия. По мере возрастания интереса взрослых к такой информации, более широко используются возможности мультимедийных средств (родители самостоятельно просматривают подготовленные для них мини-презентации).

    Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие со старшим поколением в семье

    рассказывается о работе с родителями по теме: "Взаимобействие в семье членов разных поколений"...

    Консультация для педагогов по взаимодействию с семьей в рамках ФГОС

    В настоящее время дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный момент. Поводом всему послужил новый документ об образовании ФГОСТ, который представляет собой совокупность обяза...

    Консультация для педагогов ДОУ: "Взаимодействие педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

    Вашему вниманию представлен опыт работы по организации работы специалистов и педагогов  по созданию условий для  полноценного физического развития детей в ДОУ....

    Консультация " Взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста"

    Данная консультация представляет собой материал, в котором широко представлена позиция педагога в формировании предпосылок чувства гордости у детей дошкольгого возраста за своих родителей, бабушек, де...

    Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников».

    Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме.Подготовка материального обеспечения: в аудитории ...

    Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников»

    Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме....

    Консультация для педагогов «Формы взаимодействия ДОО и семьи: традиционные, не традиционные в соответствие с ФГОС ДО»

    Иногда сами родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому термин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об у...