Проект "Социально-коммуникативное развитие детей в подготовительной группе в процессе игры"
проект (подготовительная группа) на тему

Cоловетская Наталья Николаевна

Проект "Социально-коммуникативное развитие детей  в подготовительной группе в процессе игры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Социально- коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры»

.

Пятилетка, 2017 г.

Паспорт проекта

1

Тема проекта

«Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры»

2

Проблема

У большинства детей старшего дошкольного возраста наблюдаются проблемы в общении со сверстниками.

В детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

3

Сроки реализации проекта

с 13.03.17г. по 24.03.17г.

4

Вид проекта

Творческий, краткосрочный.

5

 Участники проекта

Дети: подготовительной группы «Солнышко»

Воспитатели:        Кутепова Ю.Б.

                              Пятницкая О.В.

Учитель-логопед: Соловетская Н.Н.

Родители: подготовительной группы «Солнышко»

6

Обоснование проекта

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.

7

Актуальность

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Поэтому развивать ребенка легче в игре. Именно этот вид игровой деятельности включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать окружающий мир, друг друга и себя.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия неумения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

8

Новизна

Заключается в применении в педагогической практике систематизированного плана по расширению и обогащению сюжетов игры для развития социально-коммуникативных навыков.

9

Цель проекта

Развитие социально- коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.

10

Задачи

Образовательные:

1. Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.

2.Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.

Развивающие:

1.Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

2. Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

11

Этапы работы

1.Подготовительный (мотивационный).

Цель: Ознакомить детей с темой проекта, с назначенными целями.

2.Организационный (организационный).

Цель: отработать схемы последовательных действий совместно с детьми.

3.Основной (внедренческий).

Цель: познакомить детей с новыми играми;

4.Заключительный (обобщающий).

Цель: подвести итоги проведенной работы, сравнить уровень социально-коммуникативных навыков в конце проекта.

12

Ожидаемые результаты

Дети:

Достижение поставленной цели и реализация выделенных задач позволит добиться у дошкольников социально значимых результатов:

  • Формирование у детей игровых умений;
  • Развитие коммуникативных навыков детей;
  • Усвоение детьми нравственных норм и правил;
  • Повышение уровня профессиональной подготовки педагогов, изменение их отношения к игре, как средству социально-личностного воспитания дошкольников.

Педагоги:

повышение квалификации педагогов в социально-коммуникативном развитии детей в процессе игры.

Родители:

При совместной работе родителей и детей можно добиться следующих результатов:

  • Формирование понимания родителями социальной значимости игры как ведущей деятельности;
  • Сплочению ребенка с семьей;
  • Раскрыть скрытые возможности ребенка.


Перспективное планирование

13

1.Подготовительный.

Работа с детьми

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Беседа по данному проекту

13.03.17г.

  • Ознакомление детей с темой проекта, обозначение проблемы и пути ее решения.

Работа с педагогами

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ознакомление с темой, целью и  задачами проекта.

13.03.17г

  • Знание темы, целей и задач проекта.

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ознакомление с темой, целью и  задачами проекта.

13.03.17.

  • Знание темы, целей и задач проекта

2. Организационный

Работа с детьми

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

1.Подготовка развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.

14.03.17г

  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

2.Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога:

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Больница» и др.

Дидактические игры: «Найдем волшебные слова»; «Секрет» и др.

Словесные игры (Коммуникативные): «Позвони другу», «Закончи предложение» и др.

Театрализованные игры: «Заюшкина избушка»; «Переиначивание сказки» и др.

Интерактивные игры: «Интервью», «Волшебный стул» и др.

15.03.17г.

  • Ознакомление с видами игр,

их целями и задачами;

  • Создание эмоционального отклика;
  • Сформировать желание и интерес к играм.

Работа с педагогами

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Анкетирование «Социализация»

16.03.17г.

  • выявление уровня знаний о развитии коммуникативных отношений;
  • понимание педагогами роли игры в развитии навыков общения детей дошкольного возраста.

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Анкетирование «Социализация»

Пополнение игровым оборудованием сюжетно-ролевых игр.

16.03.17г.

  • выявление уровня усвоения общественных и социальных отношений воспитанниками группы;
  •  понимание родителями роли игры в развитии навыков общения детей дошкольного возраста.
  • Приобщение родителей в изготовлении атрибутов для игры своими руками.

3.Основной.

Работа с детьми

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Добавление и расширение сюжета режиссерских игр.

14.03.17г.

  • Обогащение словарного запаса;
  • Формирование сплоченности;
  • Развитие воображения.

Внедрение дидактической игры «Найдем волшебные слова»

15.03.17г.

  • Закрепление правил речевого этикета у детей.

Внедрение словесной игры «Позвони другу»

15.03.17г.

  • Формирование умения вступать в процесс общения.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

 сюжет «Встречаем гостей»

17.03.17г.

  • Формирование умения творчески воспроизводить в играх быт семьи;
  • Создание игровой обстановки;
  • Рациональное распределение обязанностей.

Внедрение интерактивной игры «Интервью» 

20.03.17г.

  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Активизация словаря;
  • Умение вступать в диалог.

Театрализованная игра «Заюшкина избушка»

21.03.17г.

  • Умение распределять роли;
  • Формирование умения творчески подходить к роли;
  • Умение отходить от сценария.

Внедрение дидактической игры «Приветствие гостей»

22.03.17г.

  • Умение детей применять правила этикета;
  • Использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • Формирование доброжелательности и гостеприимства.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

16.03.17г.

  • Формирование навыка культуры поведения в общественных местах;
  • Воспитание дружеских взаимоотношений;
  • Формировать интерес к работе продавца.

Словесная игра «Закончи предложение»

23.03.17г.

  • Формирование умения добавлять слово по смыслу;
  • Закрепление правил личной гигиены.

Внедрение интерактивной игры «Волшебный стул»

23.03.17г.

  • Повышение самооценки детей;
  • Формирование умение детей объединяться в группы.

Работа с педагогами

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Консультация для педагогов «Игра как средство социально-коммуникативного развития»

13.03.17г.

  • Закрепление знаний про виды игр,

их направленность.

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

1.Беседы с родителями «Как с пользой провести вечер с ребенком?»

16.03.17г.

  • Формирование у родителей желания разнообразить обычные игры с ребенком.

2.Консультация для родителей «Давайте играть с детьми»

15.03.17г.

  • Формирование знаний родителей по приобщению к совместным играм.

3. Заключительный.

Работа с детьми

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Проведения итогового мероприятия с детьми: «Веселые игры»

20.03.17г.

  • Формирование умения договариваться о ролях;
  • Умение вживаться в роль.

Работа с педагогами

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Презентация к проекту

24.03.17г

  • Формирование умения вводить игру как основной вид деятельности.

Опрос «Может ли игра сформировать социально -коммуникативные навыки»

23.03.17г.

  • Закрепление методики интеграции в играх.

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Составление папки- передвижки

21.03.17г.

  • Приобщение родителей к совместным играм  с ребенком;
  • Формирование желания проводить совместно досуг.

14.Результат: Мы убеждены в том, что проект даёт возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческую активность, коммуникативные навыки, то есть поэтапно в практической деятельности идти к достижению поставленной цели. Использование проектного метода позволило  учитывать один из главных принципов – принцип интеграции: объединение несколько видов деятельности в процессе игры, проектирование совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, определение её содержания и предполагаемый конечный продукт.

Мы пришли к выводу, что коммуникативные игры направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психо-эмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива, формирование положительного отношения к сверстникам.

           15.Литература: 

1. Абрамян Л.А. О возможности игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания.- Таллин., 1984.

2. Богуславская, Н. Г., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: «АРГО», 1997. 

3.Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. Томск., 2004.

Приложение

Консультация для родителей

Тема: «Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Консультация для педагогов

Тема: «Игра как средство социально-коммуникативного развития»

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.  Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка.  В детском саду встречаются малыши с  нарушениями в общении, с  повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети.   Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развертыванию деятельности, препятствуют общению ребенка с окружающими. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения  работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и в совместной деятельности с другими людьми.

Социально-коммуникативное развитие детей по настоящему может осуществляться лишь в контакте со взрослыми.  С поступлением ребенка в детский сад начинается новый этап в его социальном развитии.  Особое значение для развития личности ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем и эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребенок.  Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту.

Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей существенное место занимает игра. И это вполне объяснимо. Игра  ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении  происходит в игре. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.  Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагировании, с другой формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его  социально-коммуникативный опыт.

С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды  игр: сюжетно- ролевые, игры драматизации, игры с правилами. Это требует от воспитателя знание закономерностей развития игровой деятельности и умение руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.

Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Воспитатель использует  различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, - это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Формирование нового опыта взаимодействия детей со сверстниками требует от воспитателя, во-первых, умения создавать в совместных играх специальные условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру, таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, надо специально ставить перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения.

Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.  Любимые герои становятся образцами для подражания.

Одной из форм игры, распостраненной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься  ими в дальнейшую реальную жизнь.

Работа, направленная на преодоление ребенком различного рода эмоциональных трудностей это длительный процесс. Но необходимо ее продолжать, проявляя терпение и настойчивость в поисках направленных  воздействий, в поисках тех игровых методов, которые наилучшим образом способствуют целям коррекции. Широкое использование методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.

 

Анкета для родителей «Социализация»

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, цель анкетирования: выявление уровня усвоения общественных и социальных отношений воспитанниками группы; понимание родителями роли игры в развитии навыков общения детей дошкольного возраста

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Проводите ли Вы работу по совершенствованию развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками?

Да / нет

3. Если да, то какую?_______________________________________________

4. Что беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми? __________________________________________________________________

5. Как  Вы оцениваете коммуникативные умения вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошие). __________________________________________________________________  

6. Вы следите за тем, как общается Ваш ребенок?

Да / нет.

7. В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности и т. д.?______________________________

8. Вы исправляете ошибки, допускаемые ребенком при общении?  Да / нет _______________________________________________________________

9. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для социального развития Вы знаете?

_______________________________________________________________

10. Нуждаетесь ли Вы в психолого – педагогической поддержке по вопросу социализации и развитию коммуникативных умений вашего ребенка.

Да / нет

Спасибо!

 

Анкета для педагогов

1.Как вы думаете, коммуникативные навыки детей важны детям?

____________________________________________________________________________________

2.Как вы думаете коммуникативные навыки детей можно развить через игру?

_____________________________________________________________________________________

3.Как вы думаете, в играх с ребенком возможно ли сформировать разностороннюю личность?

______________________________________________________________________________________

4.Какой на ваш взгляд самый важный навык надо развивать у ребенка: познавательный, речевой, творческий, игровой или социальный?

______________________________________________________________________________________

5.Как можно разнообразить привычные игры?

_______________________________________________________________________________________

6.Достаточно ли ребенку для развития коммуникативных навыков только сюжетно-ролевых игр?

_______________________________________________________________________________________

7.Какие виды игр вам известны?

________________________________________________________________________________________

8.Как вы оцениваете уровень социального развития у своих воспитанников?

________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Картотека сюжетно-ролевых игр

«Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки.  Изготовление с детьми атрибутов к игре.

Игровой материал: предметы домашнего обихода.                   

 «Магазин»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Чтение литературных произведений:    Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).

Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.

Картотека дидактических игр

«Найдем волшебные слова».

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Ход игры

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа».

 «Приветствие гостей».

Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Ход игры

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо поразному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

  • смотреть в глаза гостю,
  • улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

Картотека словесных игр

 «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Описание игры:  Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия(здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи свами);  благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны);извинения (извините, простите, жаль, сожалею);  прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).



«Позвони другу»

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила телефонного разговора.
Описание игры:  Дети стоят по кругу. В центре круга водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

«Позвони мне позвони..
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два 
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.»
На кого покажет рука водящего, тот ему должен позвонить и передатьсообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

Театрализованные  игры

Картотека театрализованных сюжетных игр-ситуаций

Инсценировка русской народной сказки

 «Заюшкина избушка».

Роли и исполнители: лиса, заяц, собака, медведь, петушок  - дети, ведущий – взрослый.

Декорации и атрибуты: элементы костюмов героев (шапочки или герои кукольного театра),  имитация домиков (ледяная и лубяная).

Ведущий. Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна – у лисы избушка-то и растаяла, а у зайца стоит. Холодно лисе.

Лиса. Куда мне, бедной деться? Пойду, попрошусь к зайчику погреться. (Подходит к избушке зайца. Стучит.) Зайка!

Заяц (из избушки). Кто меня зовет?

Лиса. Зайка, это я, лиса. Пусти меня погреться.

Заяц. Ну, заходи, лиса.

Лиса. Да я ненадолго.

Ведущий. Пустил заяц лису, да напрасно. Выгнала лиса зайца из его избушки. Пошел зайчик, плачет.

Заяц. Что мне, бедному, делать?

Ведущий. Идет навстречу зайцу собака.

Собака. О чем, зайчик, плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – лиса и попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.

Собака. Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Ведущий. Пошли заяц и собака к избушке.

Собака. Гав-гав, поди, лиса, вон!

Ведущий. А лиса им с печки отвечает…

Лиса (из дома). Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!

Собака. Гав-гав! (Убегает.)

Ведущий. Испугалась собака, убежала. Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь.

Медведь. О чем, зайчик, плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – лиса и попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.

Медведь. Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Заяц. Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты не выгонишь.

Медведь. Нет, выгоню!

Ведущий. Пошли заяц и медведь к избушке.

Медведь. Поди, лиса, вон!

Лиса (из дома). Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь. Р-р-р…

Ведущий. Медведь испугался и ушел. Сидит зайка под кустом и плачет. Идет мимо петушок – золотой гребешок, косу на плече несет. Увидел зайчика и спрашивает…

Петушок. Что ты, зайка, плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – лиса и попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.

Петушок. Пойдем, я ее выгоню.

Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал.

Петушок. А я выгоню, пойдем! (Подходят к избушке.)

Петушок (поет). Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

Лиса (испугано). Одеваюсь, петушок…

Петушок. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

Лиса (испугано). Шубу надеваю, петушок…

Петушок (громко). Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

Лиса (выбегает). Ой-ей-ей!

Ведущий. Выскочила лиса из избушки, в лес убежала. А зайчик опять стал жить в своей избушке. Вот и сказочке конец – а кто слушал молодей!

Картотека интерактивных игр(игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками)

 «Интервью»(авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

«Волшебный стул»

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорят, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры» Выполнила: Балахонкина Наталья Илларионовна, воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №13»

Введение.Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых краскахи трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творч...

Проект "Социально - коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры"

У большинства детей старшего дошкольного возраста наблюдаются проблемы в общении со сверстниками.В детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким ...

Дидактические игры по речевому развитию детей в подготовительной группе

Дидактические игры по речевому развитию детей в подготовительной группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «ИГРЫ СО СЛОВАМИ. ЦВЕТА РАДУГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №28 «СОВЕНОК»муниципального образования городской округ Люберцы Московской области140006. Московская об...

Презентация "Сенсорное развитие детей первой младшей группы в процессе предметно - игровой деятельности"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д....

отчет Организация образовательного процесса по речевому развитию детей старшей - подготовительной группы

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение ро...

«Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры»

Проект создан по формированию предпосылок социально-коммуникативной грамотности детей. Цель развивать социально-коммуникативною грамотность воспитанников через игровую деятельность....