отчет Организация образовательного процесса по речевому развитию детей старшей - подготовительной группы
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Рыжкова Тамара Юрьевна

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие познавательно – речевой деятельности считаем одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и что оно направлено на умственное развитие ребенка. Мы уверены, чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей:

Ø Познавательное развитие;

Ø Речевое  развитие;

Ø Социально-коммуникативное развитие;

Ø Художественно - эстетическое развитие.

Цель: развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Задачи: 

• Обогащать познавательную сферу детей информацией через НОД, наблюдения, экспериментальную, проектную деятельность, речь.

• Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

• Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

• Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

• Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Мы поддерживаем условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Сказка»

Организация образовательного процесса по речевому развитию детей

старшей - подготовительной группы

Выполнили: воспитатели

Рыжкова Т.Ю., Есина О.В.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие познавательно – речевой деятельности считаем одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и что оно направлено на умственное развитие ребенка. Мы уверены, чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое  развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно - эстетическое развитие.

Цель: развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Задачи: 

  • Обогащать познавательную сферу детей информацией через НОД, наблюдения, экспериментальную, проектную деятельность, речь.
  • Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
  • Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
  • Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
  • Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Мы поддерживаем условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и  монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.        (ФГОС ДО)

Приемы и технологии, которые мы используем при формировании познавательно-речевой деятельности детей:

Наглядные -  наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т.д.

Практические – лексические упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная  деятельность, индивидуальная работа в тетрадях (Денисова Д., Дорожкин Ю.) «Уроки грамоты 5+, 6+», «Развитие речи5+, 6+»;

концертная деятельность (мастерство художественного слова, конферансье).

 Словесные – рассказ, чтение,  вопросы, беседы, использование                                                               художественного слова, Литературный час в книжном уголке, презентации поделок мини-музея «Древнерусская игрушка», фольклорные хороводные игры, частушки. (Вместе с детьми сочинили народные шуточные частушки и отправили на «Поэтический час, посвященный поздравлению на День мамы».

Программно – методическое обеспечение.

Для  осуществления поставленных задач, мы используем:


1. «Программа  «От рождения до школы» /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой инновационное издание и МК к программе.

2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Серии картин и сюжетных картинок ФГОС «Мир в картинках»:

 
Дикие животные
Домашние животные
Автомобильный транспорт

Птицы средней полосы
Космос

Спортивный инвентарь
Овощи
Фрукты

Инструменты домашнего мастера

Домашние питомцы

Лесные ягоды

Ягоды садовые

Цветы
Символы РФ

Арктика и Антарктика

Водный транспорт

Дни недели. Части суток

Авиация

Морские обитатели

Собаки-друзья и помощники

Рептилии и амфибии

Явления природы

ФГОС Учебно-наглядное пособие Н.В. Нищева «Детям о профессиях Мамы всякие нужны обучение дошкольников рассказыванию по картине 5-7 лет»

Магнитный алфавит

Касса цифр и  букв

Хрестоматия ФГОС 5-6

Хрестоматия ФГОС 6-7

Серия картин: Дорожные знаки ФГОС, История светофора ФГОС (Бордачева И.Ю.); Наглядно-оформительский плакат «Живая азбука»

       

Серии картин и сюжетных картинок ФГОС «Грамматика в картинках» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, Э.Д.Дорофеева:

Многозначные слова

Антонимы – глаголы

Антонимы - прилагательные

Говори правильно

Один – много

Множественное число

Родственные слова

       Мы понимаем, что речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Поэтому всегда разговариваем четко и грамотно, чтобы наша речь была примером для дошкольников.
Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной
деятельности. Поэтому мы обогатили среду и обеспечили ее средствами разнообразной деятельности ребенка:

       Атрибуты, костюмы для сюжетно-ролевых игр:

        Магазин

        Больница

        Парикмахерская

        Пост ДПС

        Пост МЧС

        Юный пожарный

        Юный исследователь «Биомир»

        Работа на флоте (моряк, капитан)

        Мамина помощница

        Моя профессия повар

       Домашний мастер

     

Методы речевого развития.

Чтение и рассказывание

Дидактические игры
Наблюдение в природе,                                                    
Игры-драматизации

Инсценировки
Обобщающая беседа
Рассказывание без опоры на наглядный материал
Хороводные игры
Заучивание наизусть

Наблюдения

Экскурсии

Пересказ

Художественное чтение вслух

Рассказ по сюжетной картине

Художественное слово

Театральное мастерство

Мастерство юного конферансье

 

Развитие речи посредством художественной литературы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает
огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В планирование образовательной  деятельности мы каждый день включаем чтение художественной литературы. В группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. Также регулярно мы знакомим детей с программным материалом, писателями, авторами детской книги. Проводим викторины такие как «Знатоки сказок», «Сказки-перевертыши», «Знатоки пословиц и поговорок»  и др.

Развитие речи средствами дидактической и развивающей игры

Посредством дидактической игры мы  развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли. В группе организован уголок «Речевичок», где воспитанники имеют возможность составлять из магнитных букв слова, учить алфавит, придумывать к сказкам новые сюжеты, демонстрировать старую сказку на новый лад.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной  содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей,
появляется возможность к самореализации. За прошедший учебный год мы много раз показывали театр не только в группе, но и другим детям и даже стали призерами муниципального конкурса театрализованных постановок. Мы планируем театральную деятельность один раз в неделю, включая театрализацию в рамках проектной деятельности «Основы финансовой грамотности дошкольников».

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь. Для этого приобретены костюмы: Клоун, Русская красавица с кокошником, Светофор, Медсестра, Врач, Парикмахер, Продавец, Полицейский, Инспектор ДПС, Пожарный, Кондуктор, Капитан, Матрос, Летчик, элементы костюмов для фольклора (картуз с цветком), наборы военной формы (юбки, гимнастерки), военные пилотки со звездой на каждого воспитанника, игровой материал «Древний мир», элементы сухого бассейна (100 пластиковых шариков).

Созданы условия для сюжетно-ролевых игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и др., игр-драматизаций, режиссерских игр, игр-фантазий. Мы считаем необходимым продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Также активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Развитие речи на прогулке.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и  замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. При сборе детей на прогулку, мы активно используем пословицы и поговорки, проводим ситуативные беседы такие как «Соблюдение личной безопасности», «Правил игры на воздухе», «Сезонная одежда», «Как сушить обувь», «История варежки», включаем словесные игры такие как «Почему Мороз щиплет нос?», «Почему одежду называют многослойной?» и т.д. Дети охотно запоминают интересные выражения, новые слова, делятся ими друг с другом. Например, напоминаем медлительным детям: «Семеро одного не ждут». Замечая, что кто-то оделся неаккуратно, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Играя в подвижную игру, дети сопровождают её словами – весёлыми, задорными (дразнилками, закличками, стишками, приговорками).

Также самостоятельно ведут экологический Календарь природы (Николаева С.Н. парциальная программа «Юный эколог»), ежедневно в группе делают сообщения о дате, месяце, времени года, погоде. Регулярно осуществляются тематические прогулки в природу, где дети имеют возможность высказываться, упражнять свою речь новыми словами, придумывать стихотворения и сказки. По итогам прогулок мы оформляем фотоотчет, записываем интересные выражения детей, их сочиненные сказки и делимся с родителями, размещая в родительском чате.

Работа с родителями.

Мы проводим индивидуальные беседы,  по необходимости даем рекомендации  для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц,  потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок;  даем консультации, советы какие книги следует читать детям дошкольного возраста, обсуждаем участие в конкурсах различного уровня в номинациях художественного чтения. Вовлекаем в участие в патриотических конкурсах художественного чтения «Мое Отечество» (Науменко А. 3 место, участие Спиряев И., Бекарева А.). Ждем результатов участия воспитанников во всероссийском конкурсе  «Литературная Россия»).

 Привлекаем родителей к организации и проведению видеоконцерта, посвященного Дню мамы, к подготовке конферансье (Науменко А., Мейснер К., Прохорова А.).

В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по речевому развитию детей.

Привлекались родители к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам; к конкурсу «Мое Отечество», фольклорному развлечению «Покров - батюшка» (Науменко Н.Е., Спиряева Т.В., педагог дополнительного образования Ветчанинова С.И.)

Организовывались совместные выставки рисунков: «ГТО глазами детей» «Моя любимая книга», Газета «Мониторинг семейного литературного чтения», фотоконкурс  «Читающая семья». По итогам конкурсов, занятий, досугов, развлечений  готовим фотоотчеты, вручаем грамоты детям и их родителям, привлекаем партнеров из учреждений культуры, дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной группе по теме: «Для чего нужны руки»

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.Вид: познавательное.Цель: формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеч...

Взаимодействие участников образовательного процесса в речевом развитии детей

Речь — одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, которое позволяет познавать окружающий мир, общаться со взрослыми и сверстниками, играет важную роль в развитии и становлении личнос...

Интеграция образовательной деятельности музыка, познавательно-речевое развитие детей в подготовительной группе детского сада "Сила богатырская"

    Предварительная работа:•        Чтение сказок и былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», « Добрыня и ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе Тема «Мы - сценаристы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группеТема «Мы -  сценаристы»...

Аттестационное задание Организация интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной группе на тему: «Новый год в разных странах»

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год. Его с нетерпением ждут в каждом доме, к нему долго и тщательно готовятся. Время празднования Нового года – это время во...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной группе (6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема «Путешествие на остров Знаний»

Тема: «Путешествие на остров Знаний»Цель: выявление уровня усвоения программных задач по речевому развитию: развитию речи, подготовка к обучению грамоте...