Статья «Педагогические условия преодоления агрессивности у детей".
статья на тему

Жданова Елена Николаевна

Статья была написана для заочного участия в V Титовских педагогических чтениях  для дальнейшей публикации в электронном сборнике «Просветительство в образовании: взаимодействие традиций и новаций».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.Н. Жданова,

МБДОУ «Детский сад № 189 «Солнышко»

(г. Камень-на-Оби)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Проблема детской агрессивности - одна из актуальных проблем на сегодняшний день, с которой сталкиваются и взрослые, и дети. Пристального внимания и решения данная проблема требует на стадии дошкольного образования, так как именно в этот период агрессивность ребёнка поддаётся коррекции с помощью комплексной работы педагогов, узких специалистов (психолога, психиатра) и родителей, которые должны принять агрессивного ребёнка, выявить причины данного поведения, действуя при этом в соответствии с определёнными педагогическими условиями преодоления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: агрессивность, дети старшего дошкольного возраста, виды агрессивности, педагогические условия, коррекционная работа, методы.

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, с которой сталкиваются и родители, и дети. Кроме того, проявление агрессивности - одна из частых проблем в группах детских садов. Не исключением стала и подготовительная группа МБДОУ «Детский сад № 189 «Солнышко» г.Камень-на-Оби. Столкнувшись с проблемой агрессивности в среде своих воспитанников, возникла необходимость её преодоления.

Исследователи В.И.Овчаренко, Т.Г. Румянцева, А.Е. Личко, А.Ю. Монахова утверждают, что те или иные формы агрессивности характерны для большинства дошкольников; при этом, если с усвоением правил и норм поведения у большинства детей проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия переходит в устойчивую форму поведения, при этом не только сохраняется, но и развивается, постепенно трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге деформируется личностное развитие ребёнка, который приносит массу проблем не только окружающим его людям, но и самому себе. Учитывая данное мнение, очень актуальным и необходимым является разработка педагогических условий преодоления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Наряду с этим необходимым представляется поиск ответов на вопросы: в чём кроются причины возникновения агрессивности и как её преодолеть.

Изучению сущности понятия «агрессивность», её видов, причин и методов преодоления посвящены исследования А.А. Реана, Г.М. Андреевой, Л.М. Семенюк, Э. Фромма, А. Басса, Г.А Широковой, В.В. Лебединского, О.С. Никольской, И.А. Фурманова и др.

Определяя сущность понятия «агрессивность», можно говорить о том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий со стороны того, кто их совершает. Как правило, к характеристикам агрессивного человека мы относим оскорбительное отношение к окружающим; недружелюбие; отстаивание собственного мнения способами, которые противоречат общепринятым социальным нормам; причинение морального и физического вреда окружающим людям и т.п. Обращаясь к научным изданиям, мы встречаем множество определений понятия «агрессивность». Приведём некоторые из них.

Агрессивность (лат. aggressio - нападение, или aggredi - нападать) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.[15]

В словаре-справочнике М. Кордуэлла отмечается, что агрессивность является одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих не только устанавливаемые взаимоотношения между людьми, но и эффективность личностного развития. [1] Кроме того, М. Кордуэлл говорит о том, что агрессивность практически всегда определяется как антиобщественное поведение и рассматривается как проблема, вызванная биологической неполноценностью, неудачными поисками своего места в обществе или фрустрацией из-за неблагоприятных окружающих условий. При этом, в определённых ситуациях у агрессивного поведения могут быть позитивные последствия, например, когда оно используется для благотворных перемен в обществе или противостоит силам угнетения. [2, с.13-14]

В психоанализе агрессивность определяется как отношение человека к другим людям и к самому себе. При этом данное отношение характеризуется насилием, разрушением, унижением, причинением страдания. [17] Здесь же агрессивность рассматривается как психическое явление, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях в форме насильственных действий и оскорблений. Также отмечается, что агрессивность может быть результатом недостаточного воспитания (в данном случае она выступает как черта характера); заболевания психики.

Таким образом, учёные разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. В целом, агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического вреда другому лицу, являясь при этом устойчивой чертой личности. Это может быть осознаваемая или не осознаваемая некая предрасположенность к агрессивному поведению, которая в процессе социального научения становится формой поведения - агрессией. Кроме того, агрессивность со стороны детей старшего дошкольного возраста нарушает установленные социокультурные нормы. В то же время, агрессивность может иметь положительное начало, когда выступает как защитная реакция на угнетение.

Общепринятыми и наиболее явными выражениями агрессивности считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбление, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивности выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и даже самоубийстве.

Агрессивные проявления могут быть направлены только на близких людей; также на окружающих людей вне семьи; на животных, птиц, насекомых; на себя – своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, обдирания кожи, обкусывания ногтей; на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, порчи имущества и т.п.); на символические и фантазийные предметы (в форме агрессивных рисунков).

Агрессивность конкретной личности может дифференцироваться в соответствии со степенью личной вовлечённости. Это могут быть ситуативные агрессивные реакции; агрессивное состояние. Также в соответствии со степенью активности – это пассивная и активная агрессивность. По эффективности выделяются конструктивное агрессивное поведение, имеющее положительный результат, которое способствует, например адаптации, успеху и совпадению со стрессовыми ситуациями); и деструктивность агрессивности, когда наносится ущерб самой личности или окружающим её людям. По выраженности психопатологической составляющей агрессивность может выступать как нормальное агрессивное состояние; как агрессивность в рамках патологических реакций; либо как агрессивность в рамках личностных расстройств; кроме того, как агрессивность в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, дементный, сумеречное расстройство сознания и др. [7]

То есть агрессивность может проявляться в различных формах – физической, словесной, может быть направлена как непосредственно на объект раздражения, так и на иные объекты; это может быть и негативизм в отношении объекта раздражения, и чрезмерная вспыльчивость в отношении источника агрессивности. Кроме того, агрессивность ребёнка достаточно неоднородна и зависит от конкретных свойств личности. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. В случае выражения агрессивности в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к новой обстановке, добиваться успеха и т.п. С другой стороны, агрессивность, выражаемая в форме враждебности и ненависти, способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера - либо задиры и хулигана, либо труса, который боится постоять за себя [5, с.48]. И то и другое негативно сказывается на личности и чувствах ребёнка, а в крайних случаях может привести к деструкции.

Существует множество факторов, влияющих на появление и проявление агрессивности со стороны старших дошкольников. Среди них можно выделить стиль воспитания ребёнка в семье, индивидуальные особенности личности конкретного ребёнка, социально-культурный статус семьи, повсеместная демонстрация «примеров» агрессивности в социуме и СМИ. Зачастую определяющее значение для формирования агрессивности у детей имеют отношения в семье, особенности личности самого ребенка и его родителей, их установки, стиль воспитания, жизненные смыслы и ценности. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. То есть, вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома.

Кроме того, в научной литературе встречается утверждение о том, что к агрессивному поведению предрасполагает и определённый тип темперамента. Так, например, естественной склонностью к агрессии обладают холерики вследствие их крайней нервной и эмоциональной неуравновешенности. Также доктора, в свою очередь, утверждают, что к агрессивности склонны дети, имеющие однообразное питание, лишённое определённых витаминов и минералов. Так, в частности, дефицит магния провоцирует неконтролируемые вспышки гнева. Психологи отмечают и тот факт, что ребёнок проявляет агрессивные формы поведения в тех случаях, когда попросту не знает, как вести себя по-другому. Поэтому в данном случае очень велика роль взрослого, который должен быть эталоном приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях в соответствии с социальными нормами.

Виды агрессивности, отражающие формы её выражения могут быть различными и зависят от возрастных особенностей ребёнка.

Для того, чтобы эффективно проводить коррекционную работу по преодолению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь необходимо выявить уровень агрессивности детей и причины её возникновения.

Для выявления агрессивных проявлений у детей использовались следующие методы и диагностические методики:

  1. методика регистрации проявлений агрессивности «Ребенок глазами взрослого» А.А. Романова;
  2. графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»;
  3. анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.;
  4. анкета для родителей, основанная на целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы»;
  5. беседа с родителями и воспитателями.

В соответствии с тем, что игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности, что отражено в пункте 2.7. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [16]; кроме того, именно в игре наиболее ярко проявляются особенности взаимоотношений и коммуникативные навыки детей, наблюдения за детьми проводились в процессе игровой деятельности (как в совместной с воспитателями, так и в свободной - самостоятельной).

Нами была проведена диагностика для выявления уровня агрессивности детей подготовительной группы детского сада «Солнышко», а также анализ полученных данных. Мы выделили восемь человек, уровень агрессивности которых был наиболее высок. Была намечена и начата коррекционная работа по определённым методам для преодоления агрессивности у детей. Среди педагогических условий преодоления агрессивности следующие:

- выявление особенностей проявления агрессивного поведения;

- обнаружение возможных причин возникновения агрессивности;

- проявление внимания к ребёнку, принятие его личности со стороны родителей и педагогов;

- организация сотрудничества с ребёнком в плане оказания конструктивной помощи по преодолению агрессивности, выработке навыков саморегуляции и контроля на основе методов, направленных на преодоление агрессивности;

- расширение поведенческих навыков детей и родителей через развитие коммуникативных умений.

Складывается такая тенденция, что дети с высоким уровнем агрессивности осуждаются и отвергаются взрослыми, вызывают открытую неприязнь и неприятие в целом. Зачастую причиной этому служит непонимание и незнание причин их агрессивного поведения. В таких случаях на первый план выходят методы изменения отношения к ребёнку. К ним относятся - личный пример взрослого, а также сверстника, игнорирование поведения ребёнка, «разрешение» на поведение, изменение статуса ребёнка в коллективе. Говоря подробнее об этих методах, нужно отметить, в первую очередь, личный пример взрослого и сверстника. Как известно, дети «впитывают всё, как губка», стараясь перенимать навыки поведения и подражать взрослым, поэтому очень важно было нам, взрослым, реализовать социально одобряемое поведение как в общении с агрессивными детьми, так и со всеми остальными, кроме того, и в общении друг с другом.

Также нами применяется такой метод, как игнорирование поведения ребёнка. Иногда это лучший способ прекратить нежелательное поведение. В определённых ситуациях, когда данное поведение не угрожает окружающим, можно смело проигнорировать поведение агрессивного ребёнка.

Очень хорошо срабатывает и другой метод – противоположный предыдущему – разрешение на поведение. Эффект заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешённым и доступным детям, утрачивает свою былую привлекательность и ценность, следовательно, становится ребёнку неинтересным и он от него отказывается.

Ещё один метод – изменение статуса ребёнка в коллективе – актуален тогда, когда нужно отвлечь ребёнка с агрессивным поведением от объекта, вызывающего агрессию, и когда можно и нужно показать детскому коллективу, что агрессивный ребёнок способен не только драться, обзываться и т.д., но и проявить другие, положительные, качества личности, которые не отталкивают, а привлекают. Так, например, мы даём детям ответственные поручения – подготовить пособия к занятию, раздать тетради и карандаши, вырезать раздаточный материал, провести физкультминутку и т.п. Всё это даёт возможность взглянуть на ребёнка с агрессивным поведением другими глазами.

Также для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в методическом арсенале педагога используются неспецифические методы изменения деятельности детей. К ним относятся: музыкотерапия, библиотерапия, рисование и куклотерапия.

Так, музыкотерапия применяется нами как эффективное средство развития личности ребенка и коррекции его поведения в виде музыкального сочинительства, импровизации, слушания музыки, сопровождающееся ритмическими движениями и танцами. Также используются записи звуков природы.

Эффективна и библиотерапия, которая также имеет определённые возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся навыков агрессивного поведения. В процессе чтения и слушания литературных произведений (сказок, былин, рассказов, басен и др.) воссоздаётся особая реальность, в которой дети учатся понимать не только чувства, поведение и поступки героев, но и свои собственные, получают представления об иных возможных способах поведения; имеют возможность проявить личные эмоции и сравнить их с эмоциями других детей. Все негативные моменты литературных произведений проецируются в реальную жизнь, вызывая эмоциональный отклик детей. То есть усиливается способность ребенка анализировать и контролировать свои эмоциональные реакции, поведение.

В библиотерапии нами часто используется такой приём, как индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки; разыгрывание либо сказки, целиком, либо её эпизодов с помощью кукол. В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того как ребёнок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. В сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, спроецировать на себя и перенести в реальную жизнь.

Высокую эффективность в работе по преодолению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста показывает использование элементов арт-терапии. Нами используются различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. Следует учитывать то, что участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять им. Эффективно, например, совместное рисование, когда агрессивные дети создают общий рисунок. В процессе совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания возникают изменения во внутренней жизни ребенка, его поведении. Помимо непосредственно рисования целесообразно использование игр и упражнений с красками, бумагой, пластилином, мелом, глиной. Детям очень нравится играть с глиной и водой, с помощью которых очень хорошо снимается нервное напряжение и стрессовые состояния.

Также для коррекции агрессивного поведения детей помимо представленных методов эффективно используется и традиционный метод - игра. Любимые игры детей – «Ласковые лапки», «Обзывалки», «Бумажные мячики», «Воздушный шарик», «Рубка дров», «Дерево» и др.

Следует отметить и то, что при работе с агрессивным ребенком педагогу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. Ведь агрессивность – следствие того, что у ребёнка не удовлетворены базисные психологические потребности в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку. Без положительного внимания и принятия личности ребенка со стороны взрослого вся работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к педагогу и будет сопротивляться дальнейшей работе. Также важно занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «Нехорошо так говорить», «Нельзя так себя вести», «Как ты можешь так поступать» и т.п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком. Акцент внимания должен быть на поступках (поведении), а не на личности. Хорошо будет, если ребёнку будут высказаны собственные чувства по отношению к нежелательному поведению. Исходя из опыта работы, можно говорить о том, что самому взрослому нужно сохранять эмоциональное спокойствие при проявлении агрессивности ребёнком. Не нужно повышать голос; менять тон на угрожающий, тем более, не нужно кричать и использовать физическую силу; демонстрировать свою власть и превосходство («Будет так, как я скажу!»); принимать агрессивные позы и жесты; использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание, сравнивать ребёнка с другими детьми.

Конечно, одной работы педагога недостаточно для достижения нужного результата по преодолению агрессивности. Отдельным блоком выделяется работа с родителями, тем более, что, как мы уже говорили выше, зачастую источником агрессивности выступает семья. Содержание работы с родителями воспитанников заключается в оказании родителям помощи в индивидуальном порядке. Чтобы объяснить родителям особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть, выработать единство подхода к его воспитанию, реализуется цикл родительских собраний, индивидуальных бесед и консультаций по таким темам, как «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Речевая агрессия и методы её преодоления», «Если у ребёнка нет друзей», «Я – будущий первоклассник», «Роль родителей в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста» и др. Родителям предоставляется наглядная информация по соответствующей тематике в «Уголке для родителей». Кроме того, родители привлекаются к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, поделок на выставки, украшение помещения группы к праздникам и т.д.).

Таким образом, коррекционная работа по преодолению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе элементы приёмов и упражнений из разных направлений коррекционной работы.

В целом, детская агрессивность является комплексным, личностным образованием, которое выражается в различных формах, связано в том числе и с возрастными особенностями; а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально-психологические факторы. При проведении коррекционной работы с целью научить ребенка справляться со своей агрессией, прежде всего, необходимо проанализировать её уровень и факторы, обусловливающие становление и развитие соответствующего поведения.

Общепринятым считается, что именно в старшем дошкольном возрасте детская агрессивность практически всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддаётся коррекции и при условии, что в семье и в детском саду будет правильно организована жизнь агрессивного ребёнка, не закрепляется как черта личности, а сглаживается и исчезает. Следует отметить, что это происходит только при комплексной терпеливой и согласованной работе педагога, психолога и самих родителей, которые должны приложить максимум усилий для достижения положительных результатов.

Литература

1. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / Пред. Науч. - ред. совета Ю.С. Осипов. - М.: Бол. Рос. Энциклопедия, 2014. – 512 с.

2. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 2011. - 352 с.

3. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 160 с.

4. Кордуэлл, М. Психология. А-Я: Словарь – справочник / Майк Кордуэлл. - Пер.с Англ.К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. - 448с.

5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 2011. - 276с.

6. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения, в 2-х томах. - Т.1. - М.: Педагогика, 2013. - 315 с.

7. Марцинковская, Т. Д. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др. / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр Академия, 2014. - 528 с.

8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Изд-во МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

9. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2012. - 160с.

10. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2012. - 156с.

11. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / под ред.Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Просвещение, 2012. - 384с.

12. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 2013. - 305с.

13. Романов, А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик / А.А. Романов. - М.: «Плэйт», 2011. – 215с.

14. Фурманов А.И. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция / А.И. Фурманов. - Минск, 2012. - 192с.

15. Национальная психологическая энциклопедия / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vocabulary.ru/termin/agressivnost.html. - Заголовок с экрана.

16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://academy-prof.ru/files/20161021_Prikaz1155.pdf. - Заглавие с экрана.

17. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/1222/АГРЕССИВНОСТЬ. - Заглавие с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ КОНКУРСА.

Действительность сегодня на каждом шагу ставит  перед человеком серьезные испытания его социально-психологической зрелости, нервно-психической сбалансированности и нравственно-психологического зд...

Статья "Игры и игровые упражнения, как средство преодоления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста"

Разные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформи...

Статья "Педагогические условия развития воображения у детей 4-5 лет".

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТСклярова Н.В.Аннотация. В статье определена сущность воображения как психического процесса, доказана важность его развития на этапе дош...

Публикация в печатном сборнике «Аксиологические проблемы педагогики» Выпуск №12 Смоленск, Издательство СмолГу 2021. С.140 Статья "Педагогические условия развития музыкальных способностей детей 5-7 лет"

Публикация в печатном сборнике «Аксиологические проблемы педагогики» Выпуск №12 Смоленск, Издательство СмолГу 2021. С.140. Статья "Педагогические условия развития музыкальных способно...

Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"...