Главные вкладки

    Психолого - педагогические условия преодоления интеллектуальной пассивности у детей старшего дошкольного возраста средствами игры.
    статья по теме

    Сорокина Наталья Михайловна

    Влияние игры на активность ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologo.docx20.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого - педагогические условия преодоления интеллектуальной пассивности у детей старшего дошкольного возраста средствами игры.

    Сорокина Н.М., педагог-психолог

    МБДОУ «Детский сад № 36»

    Психолого - педагогические исследования и педагогическая практика показывают, что у значительного количества детей старшего дошкольного возраста (60%) проявляется интеллектуальная пассивность.

    Одной из основных причин такого   положения, на наш взгляд, является   повсеместно наблюдающаяся в настоящее время тенденция к раннему обучению детей, подмена   игры- ведущей деятельности, в недрах которой происходит всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста,- уроками (не игровыми занятиями!). Завышенные требования современных  родителей к уровню интеллектуального развития своих детей без учета специфических детских потребностей в игре, активной разносторонней деятельности, эмоционального общения и т.д. ведет к тому, что жизнь дошкольника оказывается задидактизированной.  При том, что такие дети в результате натаскивания, чисто механического заучивания поглощают предлагаемый им взрослыми объем знаний (пока еще недоступных их восприятию). Психологи фиксируют у них низкий уровень развития познавательных психических процессов, отсутствие интеллектуальной активности, познавательного интереса.  Знания и   навыки, приобретаемые   детьми в   «маленьких школах», оказываются очень узко направленными,  дети не способны осуществлять перенос их в новые условия (отсутствует  экстраполяция знаний и навыков интеллектуально-познавательной деятельности: ребенок не может пользоваться ими как собственным достоянием). Кроме того, (что так же немаловажно для гармоничного полноценного развития дошкольника) такие «маленькие всезнайки» очень часто лишены самого главного, составляющего суть Детства- бесценного периода жизни и развития каждого человека: у них отсутствует живой, непосредственный интерес ко всему происходящему в окружающем мире, по-детски эмоциональное его восприятие.

    Следствием всего этого является не только увеличивающееся из года в год количество отклонений в функциональном развитии детей, но и формирование у многих детей уже в дошкольном возрасте интеллектуальной пассивности.

    Под интеллектуальной   пассивностью понимается сниженный    уровень  интеллектуальной   деятельности,    обусловленный  в основном особенностями воспитания, которой проявляется в недостаточной   сформированности  интеллектуальных умений, негативном отношении к  умственному напряжению , использовании обходных путей при выполнении интеллектуальных задач.

    Исследования Л.С. Славиной, Л.В. Орловой показали, что   интеллектуально –пассивные дети характеризуются:

    1.Недостаточной   сформированностью   интеллектуальных навыков и умений

    2.Отрицательным отношением к интеллектуальной деятельности

    3.Отсутствием познавательного отношения к действительности

    В.С. Юркевич характеризует интеллектуальную пассивность как   результат отсутствия у ребенка любознательности.

    Н.Н. Поддьяков   выделяет два типа активности ребенка: 1) собственная   активность ребенка, проявляющаяся в деятельности, где происходит реализация своих интересов, потребностей, где ребенок выступает как субъект   собственной активности; 2) активность стимулируемая   Л.Л. Гуровой, М.И. Лисиной, А.М. Матюшкина показали, что фактором, обуславливающим развитие познавательной активности в онтогенезе являются общение ребенка с окружающими людьми. В дошкольном возрасте познавательная активность распространяется на все сложные явления окружающего мира, включая социальные   отношения, которые реализуются в игровой деятельности.

            Главная причина возникновения интеллектуальной пассивности в   дошкольном возрасте- негативное формирование мотивационно- потребностной   сферы   личности, неудовлетворение базовых потребностей ребенка в свободе и игре. Все чаще мы слышим от педагогов, что игра уходит из дошкольных учреждений. Именно в игре, как  ведущей деятельности, происходят  главнейшие изменения в психических процессах, психологических особенностях  личности. Игра является своеобразной формой практического размышления ребенка об окружающей его действительности (С.Л. Новоселова). Ребенок в игре учится пользоваться полученной информацией и это становится его знанием. В игре происходит процесс, который ведет  к возникновению у ребенка стремления учиться. В старшем дошкольном возрасте растет потребность в  расширении круга познания и углублении имеющихся знаний, причем ребенок сам стремится получить необходимые знания через активную умственную работу. Эта потребность зарождает новый мотив собственно-познавательной деятельности.

    Игровой и познавательный   мотивы   взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в новых знаниях является важнейшей составляющей познавательной активности и учебной мотивации. В игре формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действий, способность действовать в уме. Опыт практического преобразования ситуации,  приобретаемый  ребенком в игре, в дальнейшем приводит   к их теоретическим преобразованиям, что служит основой развития теоретического мышления. (А.В. Запорожец).

    Игра реализует потребность ребенка в достижении успеха, обусловливает возникновение таких личностных качеств, как любознательность инициативность в поиске новых знаний и замыслов, креативность, социальная компетентность.

    Психолого – педагогические исследования показали, что высокий уровень развития игровой деятельности способствует   формированию   интелектуальной   зрелости и предпосылок возникновения у ребенка способности усвоения теоретических знаний. А в связи с этим, на наш взгляд, заключается в создании благоприятных условий для развития игровой деятельности детей в возможности находить время для игры в режиме дня, включение в игру в качестве равноправного партнера, обогащая   содержание и поощряя активность детей.

    В тоже время необходимо отметить, что в последние годы произошли серьезные изменения в использовании игровой деятельности   в   воспитательно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Психологи (Н.И. Гуткина, Е.А. Смирнова и др.) отмечают ряд тревожных тенденций, связанных с игрой дошкольников: 1) современные дошкольники все меньше и меньше играют в традиционные игры(игра постепенно уходит из ДОУ, семьи, с детской площадки); 2) традиционные игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, развивающие, подвижные, …) все больше вытесняются компьютерными и электронными; 3) сюжеты игр современных дошкольников, по сравнению с их сверстниками двадцати-тридцатилетней давности, оскуднели и претерпели значительные изменения ( игры на профессиональные и общественно-политические темы заменяются в настоящее время играми по сюжетам мультфильмов, кинофильмов, сериалов); 4) современные дошкольники не могут организовать свою деятельность, наполняя ее смыслом; у большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить; 5) изменилось отношение детей к игре ( а значит, изменилась и сама игровая деятельность) – уходит ответственное поведение играющего Е.Е. Смирнова).

    Таким образом, назрела острая необходимость поиска новых путей педагогического руководства игрой дошкольников и создания благоприятных психологических условий для преодоления детьми в игровой деятельности интеллектуальной пассивности. При этом необходимо обеспечить: во-первых, учет индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей развития каждого ребенка, а во-вторых, полноценное развитие игровой деятельности дошкольников.

                                                                                                                                                                    

                 

     

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

    Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.  Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....

    Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

    Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....

    Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

    На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

    Психолого-педагогические условия формирования социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие личности не может осуществлятся самостоятельно, это не хаотичный процесс, неоходимо целенаправленно воздействовать на него, создавая для этого психолого-педагогические условия....

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    раскрываются ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ПРИЕМОВ  ЗАПОМИНАНИЯ  У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА в детском саду...

    Методическое пособие "Инструментарий психолого-педагогической диагностики по выявлению индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста"

    Настоящее методическое пособие создано для педагогов ДОО и предназначено для психолого-педагогического изучения индивидуальных способностей детей с учетом их особенностей и склонностей. В пособие раск...

    Статья на тему: "Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста".

    Ермакова К.В. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста / К.В. Ермакова, Е.В. Галеева // Воспитание и обучение: теория, методика и...