Статья "Педагогические условия развития воображения у детей 4-5 лет".
статья

Склярова Наталия Вадимовна

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Склярова Н.В.

Аннотация. В статье определена сущность воображения как психического процесса, доказана важность его развития на этапе дошкольного детства. Автором изучена специфика организации этого процесса с учётом возрастных особенностей детей 4-5 лет. Выделены педагогические условия развития воображения у дошкольников. К ним относятся: общение со взрослыми, чтение художественной литературы, в частности слушание и обсуждение сказок и рассказов, а также развивающие игры и создание развивающей предметно-пространственной среды.

Ключевые слова: воображение, воссоздающее воображение, педагогические условия развития воображения, общение, чтение художественной литературы, игра, развивающая предметно-пространственная среда.

Annotation. The article defines the essence of imagination as a mental process, the importance of its development at the stage of preschool childhood is proved. The author has studied the specifics of the organization of this process, taking into account the age characteristics of children 4-5 years old. The pedagogical conditions for the development of imagination in preschoolers are highlighted. These include: communication with adults, reading fiction, in particular listening and discussing fairy tales and stories, as well as developing games and creating a developing subject-spatial environment.

Key words: imagination, recreating imagination, pedagogical conditions for the development of imagination, communication, reading fiction, play, developing a subject-spatial environment.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития такого важного психического процесса как воображение. Оно выполняет не только познавательную функцию, являясь важной основой для формирования творческого мышления, но и способствует улучшению психического здоровья, потому что влияет на формирование эмоциональной сферы ребёнка. Н.П. Анисимова определяет воображение как психический процесс, «выражающийся в построении образа средств и результата деятельности субъекта» [1, с. 179]. Это познавательный психический процесс создания новых образов, на основе воспринятых ранее, а также вновь полученных знаний, позволяющий предвидеть результаты деятельности. Воображение у детей начинает развиваться довольно рано и играет важную роль в его жизни, потому что именно этот процесс даёт толчок к развитию умения играть, что-то придумывать, моделировать и планировать какие-то действия. Воображение является базой для дальнейшего развития интеллекта и социальных навыков у дошкольников.

Возраст 4-5 лет - это период, когда ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. К этому периоду фантазии возникают не только спонтанно, как это происходило в три года, работа воображения уже может выстраиваться пошагово. Так после появления замысла ребёнок старается его сразу реализовать, а следующий шаг выстраивает на основе уже пройденного. Ступенчатое планирование приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда они сочиняют сказку, нанизывая события одно за другим, или видя картинку, придумывают историю о том, что происходит на ней сейчас. В определённый момент запечатленного события становится мало и воображение начинает подсказывать, что было «до» и «после». Ребёнок с удовольствием придумывает новых героев, которых вводит в своё повествование для создания целостной истории.

Отметим, что для детей среднего дошкольного возраста характерно использование репродуктивного, или воссоздающего, воображения. Его суть заключается в том, что ребёнок представляет объект или предмет, которого он никогда не видел, и о котором ребёнку рассказал или прочитал другой человек. Например, взрослый описывает несуществующее животное или вид транспорта. Воссоздающее воображение является необходимым условием в общении людей, их взаимопонимании, а также обязательным элементом обучения.

Несмотря на то, что воображение развивается у ребенка непроизвольно, важно развивать этот процесс дополнительно. Обозначим педагогические условия, благоприятно влияющие на развитие воображения. В первую очередь, выделим общение со взрослыми. Оно должно быть эмоциональным и насыщенным, потому что именно взрослый закладывает у ребёнка механизмы воображения и помогает осваивать выработанные обществом и фиксированные культурой средства создания новых образов. Взрослый помогает ребёнку наблюдать и исследовать окружающий мир, который стимулирует воображение в детстве.

Следующим важным условием развития воображения выделим чтение художественной литературы, в частности, слушание сказок и рассказов. Сама по себе выдуманная или описанная история становится основой для фантазии. Ребятам нравится представлять себя на месте главных героев, вместе с ними попадать в разные приключения и придумывать новые пути для преодоления опасностей. Отметим, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, поэтому возникает необходимость рассматривания ярких, красочных иллюстраций, которые способствуют накапливанию у детей представлений о том, как рисунки помогают понять художественное произведение. Книжная иллюстрация оказывает неоценимое влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, которая выражается в стремлении к красоте, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству.

Немаловажным педагогическим условием развития воображения является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая могла бы стать стимулирующим условием для разных видов творчества детей. Здесь должна царить соответствующая атмосфера, где ребёнок не имеет границ для полёта фантазии и продукт этого творчества не останется незамеченным. Окружение среды будет оказывать воздействие постоянно меняющимися впечатлениями, а они в свою очередь давать толчок к творчеству. Важно предоставлять дошкольникам для их творений не только интересные материалы, но и образцы выполненной работы, чтобы сложился определённый тип, пример от которого можно было бы оттолкнуться и придумать что-то своё.

Ещё одним ценным педагогическим условием развития воображения являются развивающие игры. Их объединяет ряд характерных особенностей, на которые указывает В.В. Воскобович. Во-первых, в каждой игре ставятся определённые задачи, которые располагаются по принципу «от простого к сложному». Так поддерживается интерес ребёнка в течение продолжительного времени, способствующий продвижению ребёнка вперёд, решению возникающих проблем самостоятельно, предельно использованию своих возможностей [3, с. 8-9]. Во-вторых, в любой игре содержится тандем двух типов правил – правила самостоятельного действия и правила взаимодействия с партнёрами по игре. Первый тип правил определяет темп игры, последовательность и способ действий. Второй тип правил влияет на характер общения участников игры, их согласованность действий. В-третьих, любая развивающая игра обогащает чувственный опыт детей, развивает умение обобщать, сравнивать, делать выводы и использовать полученные знания и навыки в различных видах детской деятельности, а также позволяет варьировать использование материалов в разных играх и упражнениях. Еще раз подчеркнем особую роль развивающей предметно-пространственной среды, рациональная организация которой является важным условием обогащения детского игрового опыта.

Согласимся с мнением О.В. Боровика, что в возрасте 4-5 лет любой вид игр важен. Так в дидактических играх, которые подразделяются на предметные, настольно-печатные и словесные, ребёнок учится быть организованным и планировать свою деятельность. Получая новые знания, становится любознательным. Кроме воображения, в дидактических играх развивается временное восприятие, память, логическое мышление и мелкая моторика. Круг развивающих игр очень широк. Сюда мы относим игры-головоломки, игры с кубиками и строительным материалом, с предметами для развития мелкой моторики рук, паззлы, игры-бродилки с фишками, домино [2, с. 86].

Нельзя обойти вниманием подвижные игры, в которых ребёнок не просто получает наслаждение от движения, но и развивает коммуникативные особенности, память и обязательно, воображение, потому что по своей природе любая подвижная игра является творческим носителем. Необходимость быстрого реагирования, принятие в данный момент быстрого решения стимулируют детей к проявлению смекалки, фантазии и находчивости.

Огромная роль в развитии воображения принадлежит играм-драматизациям, разыгрыванию маленьких историй или инсценировкам песен, где ребята не только поют, но и показывают движениями содержание музыкального произведения, используя мимику и жесты и представляя, например, как зайка глядит в окошко или играет на балалайке. Значение таких игр заключается в стимулировании создания ребёнком самостоятельно нового образа, не похожего на другие.

Итак, воображение не даётся человеку при рождении, его развитие осуществляется в онтогенезе человека и требует накопления представлений, которые будут являться базой для создания воображаемых образов. Воображение развивается в комплексе с другими психическими процессами, такими как память, мышление, связная речь, эмоции. Важно помнить, что развитое воображение является залогом успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, и находить решение в сложных ситуациях.

Таким образом, с учётом возрастных особенностей, мы выделили и обосновали следующие педагогические условия развития воображения у детей 4-5 лет: эмоциональное общение со взрослыми, чтение художественной литературы, развивающие игры и создание развивающей предметно-пространственной среды. Но не стоит забывать, что при взаимодействии взрослых с детьми необходимо создание таких ситуаций, где каждому ребёнку будет предоставляться возможность выбора деятельности и обеспечиваться опора на его личный опыт при освоении новых знаний.

Список литературы:

  1. Анисимова Н.П. Общая психология: учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ, 2013. - 493 с.
  2. Боровик О.В. Развитие воображения: методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ "РОН», 2000. – 112 с.
  3. Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». – СПб.: ООО «РИВ», 2007. – 111 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Склярова Н.В.

Аннотация. В статье определена сущность воображения как психического процесса, доказана важность его развития на этапе дошкольного детства. Автором изучена специфика организации этого процесса с учётом возрастных особенностей детей 4-5 лет. Выделены педагогические условия развития воображения у дошкольников. К ним относятся: общение со взрослыми, чтение художественной литературы, в частности слушание и обсуждение сказок и рассказов, а также развивающие игры и создание развивающей предметно-пространственной среды.

Ключевые слова: воображение, воссоздающее воображение, педагогические условия развития воображения, общение, чтение художественной литературы, игра, развивающая предметно-пространственная среда.

Annotation. The article defines the essence of imagination as a mental process, the importance of its development at the stage of preschool childhood is proved. The author has studied the specifics of the organization of this process, taking into account the age characteristics of children 4-5 years old. The pedagogical conditions for the development of imagination in preschoolers are highlighted. These include: communication with adults, reading fiction, in particular listening and discussing fairy tales and stories, as well as developing games and creating a developing subject-spatial environment.

Key words: imagination, recreating imagination, pedagogical conditions for the development of imagination, communication, reading fiction, play, developing a subject-spatial environment.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития такого важного психического процесса как воображение. Оно выполняет не только познавательную функцию, являясь важной основой для формирования творческого мышления, но и способствует улучшению психического здоровья, потому что влияет на формирование эмоциональной сферы ребёнка. Н.П. Анисимова определяет воображение как психический процесс, «выражающийся в построении образа средств и результата деятельности субъекта» [1, с. 179]. Это познавательный психический процесс создания новых образов, на основе воспринятых ранее, а также вновь полученных знаний, позволяющий предвидеть результаты деятельности. Воображение у детей начинает развиваться довольно рано и играет важную роль в его жизни, потому что именно этот процесс даёт толчок к развитию умения играть, что-то придумывать, моделировать и планировать какие-то действия. Воображение является базой для дальнейшего развития интеллекта и социальных навыков у дошкольников.

Возраст 4-5 лет - это период, когда ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. К этому периоду фантазии возникают не только спонтанно, как это происходило в три года, работа воображения уже может выстраиваться пошагово. Так после появления замысла ребёнок старается его сразу реализовать, а следующий шаг выстраивает на основе уже пройденного. Ступенчатое планирование приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда они сочиняют сказку, нанизывая события одно за другим, или видя картинку, придумывают историю о том, что происходит на ней сейчас. В определённый момент запечатленного события становится мало и воображение начинает подсказывать, что было «до» и «после». Ребёнок с удовольствием придумывает новых героев, которых вводит в своё повествование для создания целостной истории.

Отметим, что для детей среднего дошкольного возраста характерно использование репродуктивного, или воссоздающего, воображения. Его суть заключается в том, что ребёнок представляет объект или предмет, которого он никогда не видел, и о котором ребёнку рассказал или прочитал другой человек. Например, взрослый описывает несуществующее животное или вид транспорта. Воссоздающее воображение является необходимым условием в общении людей, их взаимопонимании, а также обязательным элементом обучения.

Несмотря на то, что воображение развивается у ребенка непроизвольно, важно развивать этот процесс дополнительно. Обозначим педагогические условия, благоприятно влияющие на развитие воображения. В первую очередь, выделим общение со взрослыми. Оно должно быть эмоциональным и насыщенным, потому что именно взрослый закладывает у ребёнка механизмы воображения и помогает осваивать выработанные обществом и фиксированные культурой средства создания новых образов. Взрослый помогает ребёнку наблюдать и исследовать окружающий мир, который стимулирует воображение в детстве.

Следующим важным условием развития воображения выделим чтение художественной литературы, в частности, слушание сказок и рассказов. Сама по себе выдуманная или описанная история становится основой для фантазии. Ребятам нравится представлять себя на месте главных героев, вместе с ними попадать в разные приключения и придумывать новые пути для преодоления опасностей. Отметим, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, поэтому возникает необходимость рассматривания ярких, красочных иллюстраций, которые способствуют накапливанию у детей представлений о том, как рисунки помогают понять художественное произведение. Книжная иллюстрация оказывает неоценимое влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, которая выражается в стремлении к красоте, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству.

Немаловажным педагогическим условием развития воображения является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая могла бы стать стимулирующим условием для разных видов творчества детей. Здесь должна царить соответствующая атмосфера, где ребёнок не имеет границ для полёта фантазии и продукт этого творчества не останется незамеченным. Окружение среды будет оказывать воздействие постоянно меняющимися впечатлениями, а они в свою очередь давать толчок к творчеству. Важно предоставлять дошкольникам для их творений не только интересные материалы, но и образцы выполненной работы, чтобы сложился определённый тип, пример от которого можно было бы оттолкнуться и придумать что-то своё.

Ещё одним ценным педагогическим условием развития воображения являются развивающие игры. Их объединяет ряд характерных особенностей, на которые указывает В.В. Воскобович. Во-первых, в каждой игре ставятся определённые задачи, которые располагаются по принципу «от простого к сложному». Так поддерживается интерес ребёнка в течение продолжительного времени, способствующий продвижению ребёнка вперёд, решению возникающих проблем самостоятельно, предельно использованию своих возможностей [3, с. 8-9]. Во-вторых, в любой игре содержится тандем двух типов правил – правила самостоятельного действия и правила взаимодействия с партнёрами по игре. Первый тип правил определяет темп игры, последовательность и способ действий. Второй тип правил влияет на характер общения участников игры, их согласованность действий. В-третьих, любая развивающая игра обогащает чувственный опыт детей, развивает умение обобщать, сравнивать, делать выводы и использовать полученные знания и навыки в различных видах детской деятельности, а также позволяет варьировать использование материалов в разных играх и упражнениях. Еще раз подчеркнем особую роль развивающей предметно-пространственной среды, рациональная организация которой является важным условием обогащения детского игрового опыта.

Согласимся с мнением О.В. Боровика, что в возрасте 4-5 лет любой вид игр важен. Так в дидактических играх, которые подразделяются на предметные, настольно-печатные и словесные, ребёнок учится быть организованным и планировать свою деятельность. Получая новые знания, становится любознательным. Кроме воображения, в дидактических играх развивается временное восприятие, память, логическое мышление и мелкая моторика. Круг развивающих игр очень широк. Сюда мы относим игры-головоломки, игры с кубиками и строительным материалом, с предметами для развития мелкой моторики рук, паззлы, игры-бродилки с фишками, домино [2, с. 86].

Нельзя обойти вниманием подвижные игры, в которых ребёнок не просто получает наслаждение от движения, но и развивает коммуникативные особенности, память и обязательно, воображение, потому что по своей природе любая подвижная игра является творческим носителем. Необходимость быстрого реагирования, принятие в данный момент быстрого решения стимулируют детей к проявлению смекалки, фантазии и находчивости.

Огромная роль в развитии воображения принадлежит играм-драматизациям, разыгрыванию маленьких историй или инсценировкам песен, где ребята не только поют, но и показывают движениями содержание музыкального произведения, используя мимику и жесты и представляя, например, как зайка глядит в окошко или играет на балалайке. Значение таких игр заключается в стимулировании создания ребёнком самостоятельно нового образа, не похожего на другие.

Итак, воображение не даётся человеку при рождении, его развитие осуществляется в онтогенезе человека и требует накопления представлений, которые будут являться базой для создания воображаемых образов. Воображение развивается в комплексе с другими психическими процессами, такими как память, мышление, связная речь, эмоции. Важно помнить, что развитое воображение является залогом успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, и находить решение в сложных ситуациях.

Таким образом, с учётом возрастных особенностей, мы выделили и обосновали следующие педагогические условия развития воображения у детей 4-5 лет: эмоциональное общение со взрослыми, чтение художественной литературы, развивающие игры и создание развивающей предметно-пространственной среды. Но не стоит забывать, что при взаимодействии взрослых с детьми необходимо создание таких ситуаций, где каждому ребёнку будет предоставляться возможность выбора деятельности и обеспечиваться опора на его личный опыт при освоении новых знаний.

Список литературы:

  1. Анисимова Н.П. Общая психология: учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ, 2013. - 493 с.
  2. Боровик О.В. Развитие воображения: методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ "РОН», 2000. – 112 с.
  3. Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». – СПб.: ООО «РИВ», 2007. – 111 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие воображения у детей дошкольного возраста

призентация для защиты методического портфолио...

Консультация для родителей :РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание...

Консультация на тему: «Развитие воображения у детей».

Основой воображения являются образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти -  это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются ...

Особенности развития воображения у детей у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это сензитивный  период   интеллектуального развития ребенка, и одним из интеллектуальных важнейших процессов является воображение. ...

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов ДОУ «Нестандартный подход к организации предметно-пространственной среды как условие развития воображения дошкольников»

Развивая у детей творческое воображение (креативность) – ведущее свойство личности, воспитатель развивает всю систему творческих способностей: продуктивное мышление, рефлексию и др....

План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...