Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Бурова Лариса Анатольевна
Статья содержит материал о развитии творческой направленности личности дошкольника в условиях коллективной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_burova.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников

Бурова Л.А., воспитатель

Детский сад № 214 ОАО «РЖД» г. Черемхово

       Перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться, чтобы каждый,  кто сейчас ходит в детский сад вырос не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно — инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Творческая деятельность - деятельность человека, которая создает нечто новое, будь то созданная творческой деятельностью какая - либо вещь внешнего мира или построение ума или чувства.

Развитие детской творческой направленности личности является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Планируя образовательную деятельность,  я исхожу из целей: воспитание  у детей пытливости, смекалки, инициативы; развитие эмоциональной отзывчивости, воображения, самостоятельности; формирование навыков коллективной творческой деятельности.

Решая проблему развития коллективного творчества, я основываюсь на следующих принципах:

- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

- учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

- комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективная  творческая деятельность планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно с воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно – практической заботе. Она планируется,  готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов и средств решения задач.

Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию. Для каждого ребенка становится важным его личный вклад в общую работу, стремление к качественному выполнению индивидуального задания, являющегося частью общего, желание оказывать помощь сверстникам, проявлять к ним внимание как к участникам общего дела.

Различают следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные. Основной их признак - общая практическая забота, которая выступает на первый план.

Развитие художественно – эстетической коллективной деятельности проходило в трёх направлениях: развитие художественно – творческих, актерских и музыкальных  способностей.

         В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе». В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

- договариваться о совместной работе, её содержании;

- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы  имели  целевое назначение (сделать оформление к празднику, украсить группу, изготовить поздравительные газеты, открытки, поделки для родителей, малышей, сотрудников детского сада и т.д.).

При выполнении  коллективного панно «Весна–красна идет»  были использованы индивидуальные работы детей с применением различной техники и из разных материалов, но объединенных единым замыслом. В течение тематической недели «Зимушка-Зима» перед детьми была поставлена проблемная ситуация «злой волшебник разрушил замок Зимы».  Это послужило поводом для создания другой коллективной работы. Дети совместно с родителями  обсудили,  каким будет замок, кто нарисует окна, крышу, колонны, крыльцо, чем будет украшен замок. В течение старшего дошкольного периода были созданы различные по тематике коллективные работы детей («Подарки осени», «Зимние забавы», «Новогодний хоровод», «Этот загадочный космос», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», коллажи о животных жарких и холодных стран; макеты «Мы делаем зарядку», «Дед Мазай и зайцы», «Как животные готовятся к зиме», «Водоплавающие птицы»; поздравительные газеты,  открытки, подарки ко Дню воспитателя, к 8 марта, к 23 февраля, к Новому году для коллектива детского сада, для шефов, для родителей).  Активное участие дети принимали в оформлении группы к праздникам, проявляли творчество и инициативу. В случае затруднений дети оказывали друг другу помощь. Через эту деятельность дети пришли к пониманию важности проявления  заботы к своим близким, научились правилам этикета при вручении подарков, они помогали друг другу в составлении пожеланий, поздравлений.

          Для развития актерских способностей у детей группы старшего дошкольного возраста,  я подбирала сценки, в которых они брали на себя разные роли  («Как звери к осени готовятся?», «Как поздравить девочек?», «Играем в войнушку», «Кем быть?»).  Было разучено много стихотворений диалогического характера, где отрабатывалась четкая дикция, интонационная выразительность, умение слышать друг друга, отвечать на вопросы.  В сценках участвовали дети с разными способностями. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей дети помогали друг другу передать интонацию, подсказывали другу слова, были доброжелательны друг с другом.

        Развитие музыкальных способностей проходило через организацию праздников в детском саду для детей и родителей. Одним из самых ярких мероприятий был осенний музыкальный спектакль «Веселая огородия».  В его подготовке принимали участие все дети группы. Родители воспитанников  принимали участие в изготовлении костюмов для спектакля. Члены коллектива детского сада исполняли второстепенные роли в спектакле, изготавливали декорации для спектакля. Все  были увлечены общим делом. После знакомства  со сценарием каждый ребенок охарактеризовал героя данного спектакля и выбрал понравившуюся ему  роль. Количество героев определялось желанием детей взять на себя ту или иную роль. Важную роль в принятии детьми сценария  сыграла современная обработка музыкального сопровождения. В репертуаре спектакля был овощной рэп, танец «Крутых овощей», танго «Кумпарсита», танец девочек-овощей «Коко Джамба» и другие. При разучивании овощного рэпа роль хореографа спонтанно была взята ребенком, который являлся фанатом данного музыкального направления. Все движения танца были    разучены легко, быстро и с настроением. Дети глубоко прочувствовали на себе роль актеров. Увлеченные общим эмоциональным настроением, неуверенные дети преодолевали свою робость, неуклюжесть, иногда и нежелание. Дети с неустойчивым вниманием смогли сконцентрироваться, замкнутые дети стали более свободными и развили  навыки взаимодействия с другими детьми, педагогами.  Ребенок, исполнявший главную роль, отношением к образу своего героя невольно оказался образцом для подражания, чем активизировал  деятельность других детей. Представление получилось ярким, музыкальным, красочно костюмированным, эмоциональным. Переживание общей радости объединило детей, повлияло на воспитание доброжелательных взаимоотношений, способствовало развитию эмоциональной сферы.

               Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. Данная работа принесла свои плоды: дети научились понимать и эмоционально выражать и передавать различные состояния персонажей с помощью интонаций, мимики, жестов; участвуя в этом спектакле, каждый ребенок смог публично  проявить свои эмоции, чувства, взгляды; дети научились взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность; коллективная творческая деятельность объединила детей, обладающих самыми разными умениями, знаниями, навыками и позволило каждому испытать радость успеха.

Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп. Родители были приятно удивлены, увидев на представлении ярких, эмоциональных, раскрепощенных, артистичных, музыкальных, умеющих выступать на публике своих  детей. Дошкольный возраст дает прекрасную возможность развития творческих способностей, расширяет опыт ребенка, создает прочную основу коллективного взаимодействия.  И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

Конспект интегрированный НОД по художественно-эстетическому развитию детей старших дошкольников"Пасха"

Предложенный конспект предназначен для работы с детьми 5-7 лет.Будет полезен для музыкальных руководителей и воспитателей,в проведении праздника Пасхи....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для старших дошкольников "По мотивам Городецкой росписи".

Конспект занятия по городецкой росписи с поэтапным показом росписи педагогом....

Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности .

             Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности  происходит с первых шагов маленького челове...

Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...