Познавательная игротека
статья на тему

Попова Олеся Владимировна

Познавательное игротека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnaya_igroteka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРОТЕКА

Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Познавательная сфера – сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование в мире. В познавательной сфере можно выделить три компонента, которые неразрывно связаны между собой, дополняют и определяют друг друга.

Познавательные (психические) процессы. Сюда относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление (разные вида мышления и мыслительные операции).

Информация. Она включает в себя опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира.

Отношение. Рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельный объект, предмет, явление и событие нашего мира.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

Однако педагогам следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Это отличие связано с несовершенством познавательных процессов дошкольника, которые еще только развиваются и появляются. Что же тогда позволяет маленькому ребенку за короткий период своей жизни (в течение пяти-шести лет) собрать огромное количество информации о мире, активно и полноценно жить и ориентироваться в нем? В этом ему помогает третий компонент познавательной сферы – отношение. Дело в том, что взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка дошкольного возраста, в процессе формирования его мировоззрения и личности.

Отношение к миру формируется у ребенка в процессе его жизни. И колоссальная роль в этом процессе принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая все на веру и не требуя доказательств.

В детском саду можно создать познавательную игротеку – территорию, на которой происходит разностороннее развитие ребенка.

Цель игротеки – активизировать на разнообразном содержании самостоятельную  познавательную активность детей; закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся и получаемые детьми сведения о мире; организовывать взаимодействие педагогов, родителей и детей.

Игротека объединяет в себе экологическую комнату, библиотеку, мини-музей и т.п. Подобное объединение больше соответствует дошкольной действительности. Ведь дошкольник не делит мир на отдельные содержания и направления (экологическое, социальное и пр.). А создаваемые сегодня в детских садах экологические комнаты, комнаты-лаборатории, музеи и пр. дублируют по своей организации школьную кабинетную систему.

Познавательную игротеку лучше разместить в отдельном помещении. Если педагогам эта идея понравилась, но трудно расстаться с уже созданным музеем или лабораторией, то можно под познавательную игротеку отвести часть специального помещения (часть зимнего сада, библиотеки и пр.).

Главный принцип работы познавательной игротеки заключается в следующем: все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, с этим можно играть и действовать (трогать, брать в руки, рассматривать и пр.).

Придя в игротеку, дети сами определяют, кто чем займется. Взрослый выступает в роли наблюдателя  и «научного консультанта».

Познавательную игротеку посещают дети начиная с 4–4,5 лет, но сюда могут приходит и более маленькие дети.

Периодичность посещения познавательной игротеки и количество присутствующих детей педагоги определяют сами. Это зависит от условий конкретного детского сада (отдельное помещение или нет, его площадь, количество представленного материала и т.п.).

В каждой группе детского сада вывешивается график работы познавательной игротеки, перечисляются постоянное содержание и тематика временных мероприятий (связанных с временами года, круглыми датами и пр.).

Материал познавательной игротеки представлен дидактическими и настольно-печатными играми разной направленности; иллюстративным материалом разной тематики; игровыми панно (магнитными, бумажными и т.п.); разнообразными коллекциями и демонстрационными экспонатами; оборудованием для элементарного экспериментирования и наблюдений и многим другим. Хорошо, если в комнате есть красивые растения, аквариум и (или) террариум. Обязательно предусматривается место для познавательной литературы, альбомов, наборов открыток. Здесь же располагается «Календарь памятных дат» или «Календарь основных праздников России». Информация в календаре дается по месяцам.

В игротеке планируются разные виды активности детей. Здесь созданы условия для наблюдений (за рыбками в аквариуме; за черепахами в террариуме; за растениями и пр.); для проведения элементарных опытов и экспериментов (с песком, глиной, водой, магнитами и пр.); для рассматривания различных объектов (работа с микроскопами и лупами, коллекции минералов, бабочек; гербарии; отдельные интересные экспонаты, плакаты, репродукции и пр.); для познавательных игр (дидактические игры разной тематики; работа с магнитными и бумажными панно и т.п.); для практической деятельности с целью закрепления и уточнения определенной информации, развития мелкой моторики рук (материалы для изодеятельности, плетения, мозаика и пр.). Можно предусмотреть работу с аудиоплеерами, с помощью которых дети прослушивают аудиокассеты (со сказками, стихами, песнями) и записи, специально сделанные педагогами. Работа в игротеке планируется таким образом, чтобы в рамках одного содержания сочетались разные виды деятельности.  

Все материалы игротеки обязательно снабжены пояснительными записками, которые направляют деятельность детей. Они предназначены для чтения детям взрослыми. Записки крепятся рядом с экспонатами, вкладываются в игры и пр. Особенно важны пояснительные записки для родителей. В пояснительных записках даются: описание правил игр; лаконичная познавательная информация; задания и упражнения; вопросы. Желательно на записках указывать возраст, на который рассчитаны сведения и задания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 11 «Росинка»

МО г. Саяногорска

Проведено:________________

Присутствовало:___________

Руководитель

Городского методического

 объединения психологов

___________________________

___________________________

Тема: «Познавательная игротека»

Доклад для слушателей ГМО психологов

Составитель:

Педагог-психолог

МБДОУ ЦРР –

д/с № 11 «Росинка»

Черепанова О.И.

г. Саяногорск 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРОТЕКА

Главный принцип познавательной игротеки заключается в следующем:все, что в ней представлено,  находится в полном распоряжении детей(все можно потрогать,  взять в руки,    расс...

Познавательная игротека «Домашняя лаборатория»

Познавательная игротека«Домашняя   лаборатория»...

Игротека "Познавательная беседка".

Представлены игры,  направленные на закрепление правил безопасного поведения ребенка в природе....

«Игротека» учебно-методическое пособие по развитию познавательных способностей и высших психических функций детей старшего дошкольного возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Автор-составитель: Э.Ж. Романовская. Педагог-психолог МАДОУ№84 г.Нижнекамск.

Аннотация  В учебно- методическом пособии «Игротека» изложен материал  по развитию познавательных способностей и высших психических функций детей старшего дошкольного возрас...

Игротека по развитию познавательной сферы дошкольников

Комплекс ирг направленных на развитие и коррекцию познавательной сферы дошкольников. Игры оформлены в формате памяток....

Игротека. Познавательные игры

Развитию тактильного восприятия, внимания и памяти, словесно-логического и ассоциативного мышления, активизации словаря и мыслительных процессов, формированию умения соотносить и классифицир...