Развивающая экологическая среда детского сада
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Акимова Алла Львовна

Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экологическая среда111 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

1. Развивающая экологическая среда как средство экологического образования в детском саду.        4

2. Роль экологической тропы в дошкольного образовательном учреждении.        11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        18


ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды.

В настоящее время в воспитании и обучении дошкольников используется большое количество разнообразных программ и технологий. Все они направлены на создание условий для счастливого, радостного проживания дошкольных лет жизни и на полноценное развитие каждого ребенка. Однако постоянно регламентированная взрослыми деятельность детей, направленная на обязательное выполнение программы каждым, зачастую, как показывает практика, не способствует ни развитию индивидуальности, ни росту тех показателей, которые гарантируют ребенку полноценное развитие.

Анализ психолого - педагогической литературы показал, что развитие творческой личности ребенка во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОО. (Эта позиция подтверждена исследованиями T. С. Выгодского, Н. Н. Поддъякова, С.. Новоселовой и др.)

Известно, что к самостоятельным активным действиям ребенка побуждает не взрослый, а предметный мир. Вот почему так важно создание в ДОО предметно-развивающей среды, которая должна предоставлять ребенку условия для творческого, духовного и физического развития, возможность «вычерпывать» из нее информацию, соответствующую интересам, потребностям и возможностям ребенка. Целью работы детского сада является воспитание нравственно-патриотической и физически здоровой, всесторонне развитой личности ребенка. Условие реализации данной цели – это создание естественной для ребенка среды жизнедеятельности, знакомство с социальной и природной средой микрорайона, отдельными страницами истории и культуры малой родины.

Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. В экологическом образовании и воспитании дошкольные учреждения ставят следующие задачи: освоение экологических представлений, развитие познавательных умений, овладение умениями ухода за живыми существами, накопление опыта гуманного отношения к объектам природы, развитие экологически правильного поведения в природе. Для решения задач экологического воспитания и образования в детских садах организуется система взаимосвязанных компонентов: организация различных видов деятельности, развивающая предметная среда, экологическое просвещение родителей, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями. 

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды.  Правильно организованное экологическое воспитание в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры, что, в конечном итоге, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Создание и поддержание экологической среды в ДОО, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов  являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. 

Целью реферата является изучить развивающую экологическую среду детского сада.

Задачи исследования:

1. рассмотреть развивающую экологическую среду как средство экологического образования в детском саду;

2. проанализировать роль экологической тропы в ДОО.

Объем и структура работы. Структура реферата разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами и состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1. Развивающая экологическая среда как средство экологического образования в детском саду.

Для успешной организации экологического образования дошкольников большое значение имеет создание соответствующей развивающей среды. Богатая экологическая среда является важнейшим условием успешного формирования у детей экологических представлений и экологической культуры.

О значении развивающей среды для формирования экологического сознания постоянно говорят практически все исследователи, работающие в области экологического образования дошкольников. Много методических материалов об этом публикует С. Н. Николаева. В работе, посвященной этому вопросу, она пишет следующее. «Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения»[1]. Началом работы по экологическому воспитанию С. Н. Николаева считает правильную организацию развивающей среды. Среда «предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух моментов: экологического подхода к жизни животных и растений и специфики методики экологического воспитания дошкольников»[2].

Н. А. Рыжова рекомендует выделять в детском саду специальное помещение, в котором проводятся занятия по экологии. В этом кабинете должно находиться необходимое оборудование, глобус, географическая карта, разнообразные коллекции, лабораторная посуда, простейшие приборы. В экологической лаборатории дети проводят самостоятельные опыты и собственные исследования. Особое внимание Н. А. Рыжова уделяет созданию живого уголка, огорода, экологической тропы[3].

Много внимания уделяется созданию развивающей среды и в комплексных программах – «Детство», «Радуга», «Истоки» и др.

А. И. Иванова выделяет четыре уровня развивающей среды.

Первый уровень является групповым. Он представляет собой групповой уголки природы, с объектами которых дети контактируют ежедневно.

Второй уровень является межгрупповым. Он включает в себя коридоры, холлы, комнаты природы, экологические кабинеты, лаборатории. Сюда дети приходят на сравнительно непродолжительное время для выполнения определенных видов деятельности.

Третий уровень - это участок детского сада. На нем дети бывают практически ежедневно, благодаря чему имеют возможность осуществлять кратковременные и длительные наблюдения за объектами живой и неживой природы, подобранными специально или появляющимися случайно.

Четвертый уровень образует территория, прилежащая к детскому саду. Она позволяет расширять представления дошкольников по многим экологическим проблемам: узнавать, как живые организмы приспособлены к среде обитания, осознавать роль человека в природе и т. п.

Если говорить шире, среда, в которой находится ребенок в дошкольном учреждении, должна «работать» не только на экологическое образование, но и на обучение и воспитание по всем видам деятельности, предусмотренным нормативными документами ДОО. Структура среды должна отвечать интересам и потребностям ребенка и обеспечивать его эмоциональное благополучие. Понимая это, воспитателям ДОО нужно уделить большое внимание созданию экологической среды в своем детском саду[4].

На решение задач по ознакомлению  детей с природой направлено создание уголков природы в группах. Уголки природы в каждой возрастной группе эстетически оформлены и оснащены разными материалами и пособиями. Например[5],

- комнатными растениями (с учётом возрастных особенностей воспитанников) и необходимыми инструментами по уходу за ними;

- «зелёная аптека»;

- мини-огород;

- дидактическими играми («Чьи детки с ветки?», «Времена года» и т.д.);

- наглядно-дидактическими пособиями из серии «Мир в картинках» («Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т.д.)

- моделями («Признаки живой природы», «Потребности растений», «Развитие», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Отличие: птицы и звери» и т.д.);

- макетами природных и климатических зон («Север», «Юг», «Лес»);

- коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек;

- гербарии, поделки из природного материала;

- аудиозаписи со звуками природы.

Развивать память и мышление помогают наблюдения за явлениями природы и фиксация их результатов в календаре погода и календаре наблюдений. Это приучает ребёнка бережнее относиться и к своему здоровью, и к природе родного края.

Экспериментальные уголки с мини-лабораториями, организованные в каждой возрастной группе, имеют всё необходимое для проведения опытов: микроскоп, увеличительные стёкла, магниты, разнообразные ёмкости, мерные ложки, материал для игр с песком, водой, мыльной пеной, с тенью, природные материалы и другие материалы. В каждой группе должна быть папка «Неизведанное рядом», где ведётся подбор проделанных опытов. Всё предназначено для возможности ребёнку самостоятельно экспериментировать, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога.

В групповых комнатах стоит выделить зоны для разных видов детской деятельности: игры, конструирования, двигательной активности, творческой деятельности. Предметом особой заботы являеся создание группового уголка природы. Он должен включать в себя многочисленные растения и один вид животных. Растения стоит подбирать с таким расчетом, чтобы было можно показать детям разнообразие строения органов (стеблей, листьев, цветов), разнообразие требований к условиям жизни, к способам ухода и размножения. Воспитателям следует вносить в групповые уголки такие растения и животных, которые были бы неприхотливыми, не требовали бы создания каких-то особых, трудно достижимых условий и в то же время позволяли бы обогащать детей экологическими и природоведческими знаниями.

Все объекты уголка природы должны являться безопасными: не ядовитыми, не агрессивными. Это дает возможность привлекать детей к самостоятельному ежедневному уходу за ними, что обеспечивает формирование у них необходимых для любого экологически грамотного человека трудовых навыков. Ежедневный контакт со «своими» объектами живой природы развивает у детей наблюдательность, способность к сопереживанию и, что самое главное, формирует чувство ответственности за состояние своих зеленых друзей: если мы им не поможем, им никто другой не поможет, поскольку никого, кроме нас, здесь нет.

Для пополнения знаний о других климатических зонах в групповой комнате можно создать объемные модели всех основных природных ландшафтов: лесного, равнинного, горного, пустынного, морского водоема. Здесь же может бвть представлено прошлое нашей Земли. В создании этих макетов принимают участие и воспитатели, и дети.

Собранны природный материал, можно использовать не только при формировании элементарных естественнонаучных представлений, но и для изобразительной и трудовой деятельности. Должны быть подготовлены все условия для свободных игр детей с песком, водой и другими объектами неживой природы.

Межгрупповой уровень экологической среды можно представить экологической комнатой, в которой проходит экологическая работа с детьми[6]. В этой комнате следует выделить зону для занятий и для выставок детских работ. Можно собирать библиотеку, в которой будут представлены детские экологические книги, географические атласы, глобус, определители животных. Здесь же присутствовать коллекции минералов, ракушек, перьев, шерсти, шкур и др. Поскольку сейчас не рекомендуется составлять вместе с детьми коллекции насекомых и других животных, можно приходится пользоваться готовыми коллекциями, а также случайно найденными насекомыми.

Небольшое помещение должно быть выделено для лаборатории, в которой у каждого ребенка есть свое место. Это место он должен содержать в порядке. Во время постановки опытов дети надевают белые халаты и опознавательные значки с указанием фамилии и имени ребенка. В лаборатории имеется оборудование для проведения опытов: посуда (стаканы, трубочки, тарелки и др.) микроскоп, лупы, термометры, барометр, песочные часы, фильтровальная бумага и мн. др.

В экологической комнате хорошо иметь межгрупповой живой уголок. В нем содержатся животные, которые в наших условиях не могут прожить без человека: морские свинки, золотистые хомячки, волнистые попугайчики, канарейки, черепашки. Здесь же можно иметь несколько аквариумов разных размеров. Аквариумы – это пример водной экологической системы, поэтому в них содержатся рыбки, улитки, и водные растения.

Под контролем педагогов дети самостоятельно ухаживают за животными и растениями, ставят различные опыты. Особый интерес своей необычностью вызывает у детей альпинарий. На альпийской горке сочетаются объекты живой и неживой природы.

Непосредственным продолжением экологического кабинета являются кабинет изодеятельности, экологический театр и комната сказок.

В кабинете изодеятельности ребята конструируют поделки из природного и бросового материала, мастерят оборудование, которое может пригодиться на занятии и в лаборатории при постановке опытов. Здесь же они изображают все, что видят вокруг. Через рисунок они отражают свои эмоции, свое отношение к окружающему.

Экологический театр – это цепь кратковременных проектов, осуществляемых детьми. Цель создания театра – научить детей отражать экологические проблемы своего ближайшего окружения, призвать зрителей к соблюдению основных принципов охраны природы, выполнению определенных правил поведения в естественной и социальной среде[7].

Для развития у ребенка экологического сознания можно проведить озеленение участка. Например, запланировать на очередной учебный год создать уголок природы, цветник, огород, ягодник и оформить экологическую тропинку. На экологической тропинке должны быть представлены деревья разных пород и разного возраста, требующие для своей жизни разных условий, кустарники, лекарственные травы, сорняки, разнообразные природные объекты. Возле каждого живого и неживого объекта должны быть выставлена табличка с его названием и характеристикой. Информация должна быть краткой и выразительной.

На тропинке необходимо разместить природоохранные знаки, которые составляются вместе с детьми во время экологических занятий. Экологическая тропинка проходит не только по участку детского сада, но и по прилежащей к нему территории, поэтому она в какой-то мере относится и к третьему, и к четвертому уровню развивающей экологической среды.

Формированию экологических знаний способствуют специально организуемые экскурсии на ферму, в конюшню, в пекарню, магазин и т. п.

Центром экологического образования в детских садах может быть эколого-познавательный центр[8]. В эколого-познавательном центре должны быть созданы условия для экологического образования детей. Также в нём следует собрать разнообразный методический материал, пособия, природоведческая литература, разнообразные технические средства обучения.

Центры природы в группах являются зелеными островками, которые служат для воспитания экологически грамотного отношения к живым существам, а так же способствуют оздоровлению окружающей детей среды. В каждом уголке природы присутствуют игры экологического содержания, соответствующие возрасту детей, оборудование для детских исследований, календари наблюдений, материал для творчества, коллекции, оборудование для трудовой деятельности, результаты творчества детей.

Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, фантазии, бережного отношения к природе.

Созданная для становления личности ребенка – дошкольника в ДОО эколого-развивающая среда, является оптимально обогащенной, соответствует требованиям формирования личности, адаптированной к современным условиям. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности.

Такая структура развивающей среды позволяет успешно осуществлять в детских садах экологическое образование дошкольников. Это даст возможность открыть экспериментальную эколого-педагогическую площадку по изучению влияния собственной исследовательской деятельности детей на их продуктивно-творческое экологическое образование.

2. Роль экологической тропы в дошкольного образовательном учреждении.

Возможности воспитания экологической культуры и патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов, разработка программ, маршрутов, методических рекомендаций, построение эколого-развивающей среды.

При работе в данном направлении педагогами детского сада может быть спланирована экологическая тропа, которая соединит в себе несколько функций: познавательную, оздоровительную, развивающую и эстетическую. Также педагогами могут быть созданы отдельные уголки ландшафтных пейзажей (например): «В гостях у Гусенички», «Искусственный водоем с речными карасями», «Деревенская околица», «В гостях у Гномика» и др., которые будут удивлять и радовать детей своей необычностью и оригинальностью оформления[9].

Вхождение ребенка в мир природы происходит с помощью взрослых. Можно использовать экологическую тропу для проведения наблюдений, экскурсий, экологических праздников, игр, театрализованных занятий. Очень важно помнить об интегрированном подходе: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, подвижных играх. В состав видовых точек экологической тропы включать большое количество разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов: различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков - солдатиков). К выбору объектов можно привлекать детей. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с номером и символом, описание которого дано в «Паспорте экологической тропы».

Паспорт содержит картосхемы тропы с указанием изучаемых объектов: одна (более сложная) для педагогов, вторая (простая) для детей. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т. д.)[10].

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропы? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель (например, при помощи лупы исследовать пень), то ограничитесь только одним объектом. Для повышения интереса детей к занятиям на тропе педагогам можно выбрать «хозяина тропы»-сказочного героя Лесовичока. Периодически этот персонаж может «оживать», участвовать в театрализованных праздниках, проводить занятия на тропе, посылать детям письма - задания, за выполнение которых оставлять на своей тропе сюрпризы: конфеты, орехи на деревьях и т. п.

Дети совершают прогулки по тропе не только для того, чтобы подышать свежим воздухом, но чтобы проникнуть в тайны природы, жизнь ее обитателей, полюбоваться ее красотой. Они приходят туда как гости, которые не должны нарушать жизнь хозяев, вести себя скромно, соблюдать правила поведения. Придя на тропу, обязательно здороваемся: «Здравствуй, лес, прекрасный лес, полный сказок и чудес!», уходя, говорим: «Спасибо!»

Самое главное правило: «Лес любит тишину!» Нельзя рвать цветы, разрушать птичьи гнезда, муравейники, брать домой животных, ломать деревья, уничтожать насекомых, сбивать ногами грибы, разводить костры и т. д. Все эти правила можно составить на занятиях и разместить на экологической тропе в виде различных природоохранных знаков. В основе этих запретов лежит понимание того, что растения, животные, все обитатели леса так же, как и люди, растут, дышат, питаются, размножаются, и в их жизнь нельзя бесцеремонно вторгаться.

Во всех групповых комнатах детского сада можно проектировать уголки природы с целью создания особой, неповторимой обстановки, которая вызывает у детей положительные эмоции, помогает им расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом уголке, предоставляет им условия для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами[11]. В уголках природы размещены представители растительного и животного мира. Помимо растений, здесь размещены: аквариум с рыбками, клетки для волнистых попугайчиков, террариумы.

Все это удачно вписывается в «зеленое царство» комнатных растений, здесь же имеется уголок для инвентаря по уходу за растениями и прочего оборудования, что дает возможность ребенку наблюдать за ними, проводить опыты, устанавливать причинно-следственные связи. Карты, схемы, атласы животного и растительного мира позволяют малышу представить окружающий мир во всем его многообразии, стимулируют его познавательную активность. Природный материал (камушки, ракушки, мох, шишки, веточки, желуди и др.), находящийся здесь, позволяет играть, исследовать его, экспериментировать с ним, воссоздавать ландшафты, моделировать природные зоны. С помощью календарей погоды дети учатся определять сезонные явления (t воздуха, силу ветра, осадки).

Для развития познавательной активности детей, формирования навыков исследовательской деятельности, развития их интеллекта и представлений об окружающей природе в групповой комнате подготовительной к школе группе можно создать мини-лабораторию. В ней воспитанники превращаются в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения над разными природными материалами.

Ее содержание составляет следующее оборудование: лупы, весы, магниты, микроскоп, термометры (для измерения температуры - воздуха, воды, тела), воронки, разовые стаканчики и контейнеры (разного размера), пластмассовые бутылочки, мерные ложечки и стаканчики, вата, цветные пузыри, песочные часы, тарелочки, сантиметр, метр деревянный, мензурки, краски, жидкое мыло, салфетки, образцы ткани разной фактуры, бумага (разного качества), свечи, коллекции камней, видов почвы (чернозем, глина, песок), ракушек, семян (фасоль, горох, кукуруза, пшеница), природный материал, бросовый материал (катушки, резинки, шнурки, пуговицы, спички (без серы), нитки, кора деревьев (тополя, березы, липы, дуба), крупы (рис, гречка, пшено, манка), продукты (соль, сахар, мука, крахмал, лимонная кислота, растительное масло)[12]. На подоконниках во всех группах можно оборудовать мини-огороды (лук, чеснок, петрушка).

В экологических уголках нужно организовать библиотеки, в которых собрать разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, дидактические экологические игры и др.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы. В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, расте-ниях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.

Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии, необходимо помнить при этом об интегрированном подходе. На тропинке с детьми занимается педагог эколог или воспитатель, но свои впечатления об увиденном они затем выражают в разных видах деятельности[13].

Итак, можно сделать вывод, что создавая экологическую тропинку на территории детского сада, следует помнить о том, что это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, очищена и украшена цветами. В результате проведенных занятий на маршрутных точках экологической тропы дети учатся понимать самоценность природы, осознавать себя как часть природы, уважительно относиться к богатствам природы, научились видеть красоту и неповторимость окружающего мира, пришли к пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств.

Предметно-развивающая среда играет значительную роль в жизни и развитии ребенка. Предметно-развивающая среда должна соответствовать правилам охраны жизни и здоровья дошкольников, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физеологическим особенностям детей, являться многофункциональной, практичной, экономичной, доступной и привлекательной для них.

Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Оснащенная эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградова Т.А., Маркова Т. А. Опыт организации экологического образования в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 5.
  2. Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. ФГОС ДО. – М.: Учитель, 2014. – 148 с.
  3. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей  среды в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Детство-Пресс, 2010.
  4. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул  интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. – М.: 2010.
  5. Микляева Н. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ. – М.:  Сфера, 2013. – 128 с.
  6. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: Новая школа, 2013.
  7. Николаева С. Н. Юный эколог // Дошкольное воспитание. - 1994.- №№ 9 - 12.
  8. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 128 с.
  9. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.
  10. Рыжова Н. А. Наш дом - природа: Учеб.-метод. комплекс по эколог. образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 56 с.
  11. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: ИЦ Академия, 2010.
  12. Мирнова В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – М.: СОЮЗ, 2010.
  13. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
  14. Токарев А. А. Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 53-61.
  15. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор-составитель С. Н. Николаева. – М.: ООО «Фирма АСТ», 2012. – 320 с.


[1] Николаева С. Н. Юный эколог // Дошкольное воспитание. - 1994.- №№ 9 - 12.

[2] Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: Новая школа, 2013.

[3] Рыжова Н. А. Наш дом - природа: Учеб.-метод. комплекс по эколог. образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 56 с.

[4] Виноградова Т.А., Маркова Т. А. Опыт организации экологического образования в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 5.

[5] Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей  среды в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Детство-Пресс, 2010.

[6] Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.

[7] Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.

[8] Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор-составитель С. Н. Николаева. – М.: ООО «Фирма АСТ», 2012. – 320 с.

[9] Мирнова В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – М.: СОЮЗ, 2010.

[10] Токарев А. А. Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 53-61.

[11] Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: ИЦ Академия, 2010.

[12] Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 128 с.

[13] Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. ФГОС ДО. – М.: Учитель, 2014. – 148 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Уголок природы как элемент развивающей экологической среды в детском саду» (II младшая и средняя группы)

Государственное дошкольное образовательное учереждение детский сад №22 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением развития элементарных естественнонаучных представлений и экологической ку...

Презентация "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА"

Главная задача развивающей предметной среды - создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации положений новой парадигмы об уни...

экологическая среда детского сада

Экологизация развивающей природной среды в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Любая пр...

Уголок природы как часть экологической развивающей среды детского сада

Уголку природы как комплексному средству экологического воспитаня в детском саду уделяют большое внимание. Воспитатели проявляют большую фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украша...

Развивающая экологическая среда на участке детского сада.

        На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные экологические пространства, которые можно использовать для оздоро...

Уголок природы как элемент развивающей экологической среды в детском саду

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможност...