«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ ЯРМАРКА»
план-конспект занятия (старшая группа)

Богданова Елена Александровна

Конспект образовательной деятельности по "Социально-коммуникативному развитию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergievo-posadskaya_yarmarka.docx68.32 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 35»

 141300 г. Сергиев Посад, ул. Воробьевская, 20

тел 8 (496) 540-24-15, факс 8 (496) 540-24-15

Email: dou35sp@yandex.ru

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР

«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДОУ

В РАМКАХ ФГОС»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ»,

ТЕМА: «СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ ЯРМАРКА»

(СТАРШАЯ ГРУППА)     

        

                   

ПОДГОТОВИЛИ:

ВОСПИТАТЕЛИ – КОТОВА Н.Н.,

БОГДАНОВА Е.А.,

ПАНКРАТОВА Е.Ю.,

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – КОШЕЛЕВА Г.М.,

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ – НЕЖДАНОВА З.А.

СЕРГИЕВ ПОСАД

25.11.2016г.

ЦЕЛЬ: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народными промыслами Сергиев Посада.

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитание чувства любви к Родине, родному краю, своему городу, уважение к традициям и обычаям предков.

  1. Воспитывать у детей уважение к русским народным промыслам, интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров Сергиев Посада, села Богородское, г. Хотьково.

  1. Расширение представления детей об окружающей действительности, знакомство с прошлым и настоящим родного края;

  1. Продолжать воспитывать интерес и любовь к народной музыке, к устному народному творчеству.

Ведущий:

Здравствуйте, гости дорогие.

Очень часто, за событиями

И за сутолокой дней

Старину не вспоминаем,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Звучит музыка и в центр зала из-за сцены выбегают 2 Скомороха, выводят детей с 2-х сторон в полукруг.

1 скоморох:

«Ярмарка, ярмарка!

2 скоморох:  

Огневая, яркая, плясовая, жаркая.

1 скоморох:

Глянешь налево – лавки с товаром.

2 скоморох:  

Глянешь направо – веселье даром.

 2 скоморох:  

Солнце яркое встаёт.

Спешит на ярмарку народ!»

 1 скоморох:  

«Мы сегодня всех на ярмарку зовём.

2 скоморох:  

Игры, песни, пляски заведём.

1 скоморох:

Проходи народ честной.

2 скоморох:  

Старый, средний, молодой!

2 скоморох:  

Покупай и продавай.

1 скоморох:

Денег нет, тогда меняй».

Ведущий: Ребята, я вас пригласила сегодня на самую веселую и самую красивую ярмарку. Хотите узнать, что это такое?

Дети: Да.

Ведущий:

 С давних пор у сергиевопосадцев был замечательный обычай, в конце осени у стен Троице-Сергиевой Лавры,  устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались многочисленные купцы, мастера и гости с разных уголков России. Потому что Сергиево-Посадская земля всегда славилась не только своим гостеприимством, но и своими игрушками.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Скоморохи разводят детей на места, купцы заходят за свои прилавки

1 купец - мальчик:

Мы ребята озорные!

Мы ребята удалые!

Всех на ярмарку зовем!

Мы игрушки продаем!

Ведущий:

Расскажите, пожалуйста, уважаемый купец, какими игрушками вы торгуете?

Купец: Мы привезли вам знаменитую сергиевопосадскую матрешку

Ведущий: Чем же она так знаменита?

Купец: Наша сергиевопосадская матрешка появилась на свет 100 лет назад. Ее можно сразу узнать среди других игрушек, она всегда одета в яркий русский сарафан, с передником.

Наша Матрешка – труженица, без дела никогда не сидит, всегда в заботах, поэтому в руках у нее обязательно что-то есть, все надо ей успеть: и пшеницу собрать, за грибами, да ягодами в лес сходить, да с малышами понянчиться. 

Ведущий: А кто знает, почему эту игрушку так назвали?

Ответы детей:

Ведущий: Матрешка не только красивая, но и забавная игрушка. С ней любят играть все от мала до велика.

Ведущий: Уважаемый купец, можно и нам поиграть с вашими красивыми матрешками?

Сейчас скоморохи выберут самых смелых. ловких и сообразительных. А мы с вами посмотрим как ребята справятся с заданием

Дид/игра «Собери матрешку»

(играют 2 пары)

Ведущий: Молодцы, с заданием справились  

Сценка

Мальчик: - Красна девица, ты куда ходила?

Девочка: - Я на ярмарку ходила, себе матрешечку купила.

Пусть вам лучшею подружкой,
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи

Дорожат, гордятся ею.
Ростом разные подружки,

но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Ведущий: Посмотрите пожалуйста на наших девчонок. Какие они красивые. Нарядные и все в одинаковых сарафанах. Вы кто? 

Эй, девчоночки-подружки,

Веселушки, хохотушки,

Веселее попляшите,

Всех гостей повеселите!

 «Танец матрешек»  

После танца дети выходят на поклон и читают каждая по строчке:

1 Алый шелковый платочек
2 Яркий сарафан в цветочек,
3 Упирается рука в деревянные бока.
4 А внутри секреты есть:
5 Может 3,

6 А может 6.

Матрешка:

Я Матрешка – сувенир

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка.

Мастер выточил меня

Из куска березы

До чего ж румяна я,

Щеки, словно розы

Ведущий: До чего же матрешки хороши, а как плясали. Всем душу порадовали. Ребята, пойдемте, посмотрим, чем же еще торгуют наши купцы на ярмарке  

 

2 купец:

А ну, честной народ,

Подходи смелей,

Покупай товар, не робей!

Ребята, не зевайте,

Кто что хочет, покупайте!

Ведущий: А вы чем торгуете? 

2 купец: Мы привезли вам игрушки Богородских мастеров.

Вы видали, а вы видали?
Чтобы мишки танцевали?

Не видали ничего?
Покажу я вам его –

в руках держит богородскую игрушку
Он немножко неуклюжий,
И застенчивый к тому же.
Он не может устоять,
Очень хочет танцевать.

Ведущий: Знаем, знаем мы такую игрушку. И даже можем вам рассказать о ней.

Ребенок: Богородская игрушка, так же как и матрешка это символ нашего города. Родилась она в селе Богородском, недалеко от Сергиев Посада. Долгими зимними вечерами в домах целыми семьями вырезали такие разные забавные игрушки, детям на забаву, взрослым на потеху.

Ведущий: Кто знает, из каких пород дерева вырезали мастера – игрушечники не только богородские игрушки, а так же и матрешки?

 

Ответы детей:

 

Ведущий: А какую игрушку чаще всего вырезают? Почему?

Ответы детей

Ведущий: Каждый мастер передавал своей игрушке всю свою доброту и тепло своих рук. Поэтому дети с удовольствием любят играть с ней. Посмотрите как играют Владик с Денисом.

1 Ребенок

в руках держит богородскую игрушку

Тук-тук,

2 Ребенок: в руках держит богородскую игрушку

щёлк-щёлк,

1 Ребенок: 

Медведь, мужик, лиса и волк,

2 Ребенок: 

Деревянные игрушки

1 Ребенок: 

И медведи, и старушки

2 Ребенок: 

То сидят, а то стучат.

1 Ребенок: 

Ребятишек всех смешат.

Ведущий: А как вы думаете, какую игрушку больше всего вырезали богородские мастера?

Ответы детей:

Ведущий: Почему?

Ведущий: Молодцы, медведь символизирует силу, мощь и доброту русского народа. А кто мне скажет, из каких пород дерева делают все эти игрушки: богородские и матрешки? 

Ответы детей:

Ведущий: Почему?

Ведущий: Молодцы, все знаете. Присаживайтесь, я вам еще хочу немного о   богородской игрушке. Она  бывает не только белая, но и в последнее время мастера стали ее расписывать яркими красками, чтобы позабавить детишек. Вот, например знаменитые петушки.

Ой, скоморохи, что это у вас в мешках?

Танец петушков

Ведущий: «Петушки распетушились, но подраться не решились, если долго петушиться, можно перышек лишиться».

(под музыку выходят 2 коробейника )

1 Коробейник:

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка,

И не кольца, и не брошки –

А простые  чудо – ложки!

На мой товар вы полюбуйтесь, только долго не торгуйтесь!

2Коробейник:

Ложечки крученые!              

Хоть щи ими хлебай, а хочешь — музыку играй!

1 Коробейник:

Кто хочет поиграть немножко?

Красиво - приятно, а для всех занятно!

Ведущий:

Эй, мальчишки, не зевайте, дружно вместе поиграйте!

Кто в веселый наш оркестр?

Выходи, не хватит места!

Выбегают ложкари, разбирают ложки,

Ну и вы, девчоночки-подружки,

Поддержите молодцов,

Озорных удальцов,

девочки берут музыкальные инструменты

Дети исполняют песню «Во кузнице» (русская народная мелодия)

Ведущая: Какой замечательный оркестр, молодцы, порадовали нас всех.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут интересно?

Аж захватывает дух!

А веселье и игры то на ярмарке в самом разгаре!

Чем  вы скоморохи  нас еще повеселите?

Скоморох:

Вы хотите поиграть? Мы для вас приготовили вот такой красивый необычный мячик.

Ведущий:

Кто расскажет, что это за игрушка?

Дети: Это Хотьковский тряпичный мячик. Его придумали очень давно, для того, чтобы с ним играли дети. Шьют его из ткани.

 

Ведущий:

Мячик выглядит очень нарядным, по – домашнему уютным, его приятно держать в руках. Он легкий, мягкий и со своим необычным звуком.

Как вы думаете, что спрятано у него внутри?

Ребенок: «Гремелка», это разные мелкие предметы, для того, чтобы, когда его потрясешь, он издавал свой звук.

Ребенок:

Разноцветный небольшой
Он с рисунком, мячик мой.

Круглый, мягкий, лоскутной
Нравится он всем ребятам
Можно долго с ним играть
И совсем не уставать.

Скоморохи: Раз вы знаете, что это за игрушка, тогда мы вам всем предлагаем поиграть в старинную русскую игру «Гори, гори ясно…».

Игра «Гори, гори ясно…»

Ведущий: Какая веселая и замечательная русская народная игра

Программа обширная,

Весельем обильная.

Мы с вами все товары рассмотрели, с игрушками играли, а какая же ярмарка без русской народной пляски. Присаживайтесь, пожалуйста, и посмотрите как танцевали русские девчонки и мальчишки.


Ребенок

Народный танец всех волнует!
Любому сердце он зажжёт!
Ведь испокон веков танцует
Его Величество - НАРОД!

Парный русский народный танец

Ведущий: Вот и подошла к концу наша веселая удалая ярмарка. Мы с вами еще раз вспомнили историю народной игрушки. До сих пор наши сергиевопосадские мастера-игрушечники прославляют наш любимый город.  И не зря Сергиев Посад называют – «Город игрушечников». И везут нашу игрушку далеко-далеко за моря и океаны в разные страны, и государства, где с удовольствием с ней играют дети всего мира.

1 Скоморох:

Вот и солнце закатилось -

Наша ярмарка закрылась!

2 Скоморох:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

1 Скоморох:

А сейчас вас ждет чаёк.

А к чайку для вас – пирог!

Литература

  1. Знакомим детей с малой родиной, Н.Г.Пантелева, 2015г.;

  1. «Нравственное воспитание в детском саду». Нечаева В.Г. Нечаева Т.А. Буре Р.С. (1987г.);

  1. «Социально-нравственное воспитание дошкольников».  Буре Р.С. (2014г.)

  1. «Патриотическое воспитание дошкольников».  Алешина Н.В. (2005г.);

  1. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», Алешина Н.В. (2004г.);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальная игрушка. Сергиево-Посадская матрешка.

История появления матрешки, особенности, изобретатель....

Сообщение ( из опыта работы) на тему: «Как развить творчество детей посредством декоративного рисования (на примере Сергиево-Посадской матрёшки)».

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, на...

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема: «Сергиево-Посадская матрёшка». Подготовительная к школе группа.

Цель: познакомить с особенностями Сергиево-Посадской матрёшки.Задачи:Образовательные:• Познакомить с историей возникновения имени – Матрёшка;• Познакомить с особенностями...

Семинар для воспитателей Сергиево Посадского городского округа "Человек и природа"

С раннего возраста ребенку прививают любовь и уважение к природе. Дети учатся ценить и приумножать красоту окружающей природы. Главными и основными учителями в это момент у ребенка должны быть взрослы...