Консультация для воспитателей «Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья»
консультация на тему

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности педагога и влияет на его имидж. В результате позитивного, эмпатийного отношения педагога к окружающим (ученикам, родителям, коллегам) и его активного, яркого проявления повышается самооценка ребенка, облегчается профилактика конфликтных и стрессовых ситуаций педагога и ребенка в процессе воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»

Консультация для воспитателей

«Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья»

Термин «эмоциональная культура», о котором идет речь, впервые был предложен П.М. Якобсоном. Он определил самые существенные моменты, характеризующие эмоциональную культуру. Это отзывчивость на достаточно широкий круг объектов, способность человека ценить, уважать чувства другого, относиться к ним с вниманием (если по характеру своей социальной значимости они этого заслуживают), а также способность к сопереживанию чувствам окружающих и умение разделять свои чувства с близкими людьми. Существенной чертой эмоциональной зрелости П.М. Якобсон считал чувство ответственности человека за свои переживания перед собой, а тем самым и перед людьми. То есть эмоциональная культура — это целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, а также умений и способов их анализа и управления ими в целях адекватного реагирования. Всё это способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказанию эмоциональной поддержки окружающим.

Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих — наиболее важные качества, необходимые для успешного взаимодействия педагога с детьми и их родителями.

Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия с ними и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога более подвержена этому процессу, поскольку воспитатель взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно. При этом педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, безболезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций учителя окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек/человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.

Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, что в свою очередь негативно сказывается на эффективности его профессиональной деятельности, взаимоотношениях с воспитанниками, их родителями и коллегами.

Постепенно педагог начинает испытывать проблемы со здоровьем, негативное отношение к детям, изменение продуктивности работы, негативное самовосприятие в профессиональном плане, часто повторяющееся плохое настроение, приступы депрессии. Это признаки синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

«Эмоциональное выгорание» представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющие человеку дозировать и экономно расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы.

Синдром профессионального выгорания — не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако существует ряд специальностей, представители которых в большей степени, чем другие подвержены риску профессионального выгорания, поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Подчеркнем еще раз, что профессия педагога занимает лидирующую позицию в этом списке. Наиболее подвержены выгоранию те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно, а также трудоголики, то есть те, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения.

На развитие СЭВ влияют внешние и внутренние факторы. Остановимся на них подробнее. К внешним факторам, провоцирующим синдром, относят хроническую напряженную психо-эмоциональную деятельность, связанную с интенсивным общением и эмоциями; завышенные нормы контингента детей в груах; нечеткую организацию и планирование деятельности; повышенную ответственность (например, за благополучие детей); неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности (конфликтность в системе руководитель/подчиненный, коллега/коллега, воспитатель/ребенок); психологически трудный контингент (дети с выраженными акцентуациями характера, неврозами, психологическими особенностями возрастных кризисов; отклонениями в поведении, психологической адаптации). В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов (не обращать внимания, беречь нервы), то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.

К внутренним факторам, влияющим на развитие эмоционального выгорания, относят склонность к эмоциональной ригидности. Эмоциональное выгорание быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоциональных гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов выгорания проходит медленно. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.

Профессиональная помощь при «эмоциональном выгорании» предполагает применение лекарственных препаратов и различных видов психотерапии. Однако воспитателю в большинстве случаев нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая – по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.

Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими показателями эмоциональной культуры являются высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога.

Высокий уровень эмоциональной устойчивости позволяет противостоять развитию синдрома «эмоционального выгорания» и эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. Однако, воспитателю, постоянно взаимодействующему с детьми в педагогическом процессе, кроме эмоциональной устойчивости, необходима эмоциональная чуткость, отзывчивость, подвижность, артистизм, т.е. эмоциональная гибкость, которая определяется как оптимальное сочетание экспрессивности(отзывчивости) и эмоциональной устойчивости.

Поэтому педагогу необходимо быть эмоционально гибким, оживлять подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Необходимо, чтобы мимика педагога была разнообразной и подвижной. Злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа, так как приобретают продолжение в мимике детей, которым передаются настороженность, агрессивность, эмоциональная неуравновешенность. Экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и открытая улыбка располагают к диалогу, способствуют установлению контакта с детьми. Эмоциональная гибкость воспитателя также проявляется в способности правильно понимать, искренне принимать переживания воспитанников, проявлять к ним теплоту и участие, т.е. эмпатию.

Эмпатия — явление системное, включающее в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому. Эмпатия проявляется, кроме того, и в поведенческой активности, стремлении оказать помощь другому. Эта способность педагога находит свое выражение в таких характеристиках, как доброжелательность, уважение к детям, чуткость и забота, отзывчивость, эмоциональная восприимчивость и понимание. Ведь дети, как барометр, чувствуют и реагируют на искренность в отношениях с педагогом.

Итак, эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности педагога и влияет на его имидж. В результате позитивного, эмпатийного отношения педагога к окружающим (ученикам, родителям, коллегам) и его активного, яркого проявления повышается самооценка ребенка, облегчается профилактика конфликтных и стрессовых ситуаций педагога и ребенка в процессе воспитания и обучения.

Список используемой литературы:

Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А.Акиндинова, А.А.Баканова // Педагогические вести. - 2003. - №25.

Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П.Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В.Бойко. - СПб.: Питер, 2003. - 474 с.

Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В.Борисова // ВП. - 2005. - №2. - С.96-104.

Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика. Психология профессионального здоровья / Н.Е.Водопьянова; Под ред. проф. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2006. - С.323-428.

Гроза И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание / И.В.Гроза // Успехи современного естествознания.-2009.-№10.-С.53-64.

Лазарева Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания / Н.В.Лазарева // Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.171.

Мерзлякова Д.Р. Влияние педагога с синдромом профессионального «выгорания» на учеников / Д.Р.Мерзлякова // Начальная школа + До и После. - 2007. - №8. - С.90-91.

Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е.Орел. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.

Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 668 с.

Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Б.В.Кайгородова, Н.В.Майсак. - Астрахань: ИД «Астраханский университет, 2011. - 207 с.

Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учеб. пос. / Е.М.Семёнова. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005. - 224 с.

Чутко Л.С. Эмоциональное выгорание и управление стрессом / Л.С.Чутко - СПб.: Речь, 2009. - 114 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Подвижный образ жизни – залог детского здоровья»

В дошкольном  возрасте  закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности,...

презентация к семинару-тренингу "Психологическое здоровье педагога-залог психологического здоровья обучающихся".

Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями "Психологическое здоровье", "Синдром эмоционального выгорания",-способствовать осознанию педагогами своего...

Консультация для родителей. Подвижный образ жизни - залог детского здоровья.

  Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни - это и благоприятный климат в семье, дружеское, добро...

Консультация для воспитателей "Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей"

В консультации предоставлен материал по использованию речевых настроек,  способствующих  доброжелательному  взаимоотношению, тренировке механизмов саморегуляции....

Консультация для воспитателей «Эмоциональное выгорание педагогов - как этого избежать?!»

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под...

Консультация для воспитателей «Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога ДОУ»

        На протяжении последних лет в дошкольном образовании проблема сохранения психического здоровья приобрела особую актуальность. Повышенные требования к личностным и пр...

Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие педагога как один из компонентов современного детского пространства"

Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие педагога как один из компонентов современного детского пространства"...