Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие педагога как один из компонентов современного детского пространства"
консультация (младшая группа)

Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие педагога как один из компонентов современного детского пространства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_blagopoluchie_pedagoga.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Эмоциональное благополучие педагога как один из компонентов современного детского пространства»

Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов, как фактора влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка.

Задачи:

- Повышение уровня эмоциональной культуры педагогов, развитие эмоциональной гибкости.

- Формирование положительного эмоционального состояния.

- Оказание помощи в умении распознавать собственное эмоциональное состояние.

- Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов.

Профессия педагога ДОУ требует огромных физических и эмоциональных затрат. Особенно в условиях, когда воспитателю приходится работать на протяжении всего дня, не имея возможности отлучиться и отдохнуть ни на одну минуту. Порой, педагоги не замечают истощение своих эмоциональных сил и своего здоровья, что негативно сказывается на образовательном процессе. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом. В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме здоровья педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников.  Одной из важнейших составляющих нашего здоровья является эмоциональное благополучие и душевный покой, но у всех это благополучие зависит от разных факторов.  

           

Педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование.

С чем мы как педагоги ежедневно имеем дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; публичные выступления (открытые мероприятия, аттестация, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на наше эмоциональное благополучие.

Статистические данные:

в России 80-95% педагогов - женщины.

27% - не замужем. Как правило, жизненный уровень невысок.

29% семей педагогов перебиваются от зарплаты к зарплате.

еще 16 - 20% используют помощь родителей.

хроническими заболеваниями страдают 1/3 педагогов, почти половина часто болеет.

85% педагогов испытывают нервные срывы.

Вот такая картина вырисовывается.

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

Окунемся в историю. Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

 «Эмоциональное выгорание» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного и частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях, связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, чувство вины, тревожность, раздражительность.    

 

Тренинговое занятие для педагогов «Пространство позитива»

Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему. И, в зависимости от того, о чём мы думаем, о хороших или о плохих вещах, наша жизнь принимает соответствующую форму. Позитивное мышление может изменить всю нашу жизнь и жизнь подростков с негативным мировосприятием, которых, к сожалению, становится всё больше.

Предлагаю вашему вниманию упражнения на формирование позитивного мышления, которые вы можете использовать для себя и для своих воспитанников.

1. Упражнение «Калоши счастья»

Позитивно мыслить непросто. Для того чтобы получать от жизни добрые, светлые, радостные чувства, необходимо избавиться от старого и ненужного, разрушающего нас, избавиться от душевного хлама. Чтобы поселилась радость в душе, надо освободить для нее место. Самый простой способ - написать негативные мысли на бумаге и уничтожить её (сжечь или разорвать). Но я вам хочу предложить другое, не менее эффективное упражнение. Оно называется «Калоши счастья».

У Андерсена есть сказка с таким же названием. В этой сказке Фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху.

Итак, я предлагаю вам «обуть» (взять в руки) эти калоши и стать счастливым человеком.

Выберите листочек и найдите в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Руководитель отчитал вас за плохо выполненную работу.

• Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

• В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам предстоит пройти курсы переподготовки.

• Это хорошая возможность освоить новые методы работы с детьми.

Вам выпала честь представлять свой сад на конкурсе педагогического мастерства.

• Есть возможность попробовать свои силы.

На работе задержали зарплату.

• Можно сэкономить на чем-то.

• Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу Вы сломали каблук.

• Хороший повод купить новые сапоги.

• Пройдусь босиком.

• Ситуация вызовет сочувствие коллег.

Вы внезапно заболели.

• Хороший повод отдохнуть.

• Заняться наконец-то своим здоровьем.

• Прочесть книги по ЗОЖ (здоровому образу жизни).

Вы попали под сокращение.

• Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

• Новый коллектив, новые перспективы.

Вас отправили в отпуск в ноябре.

• Наконец, отдохну!

2. Упражнение «Портрет в розовых тонах». 

Иногда негативные мысли возникают у нас по отношению к отдельному человеку (ученику, начальнику, коллеге). Вспомните человека, к которому испытываете неприязнь. Напишите в левом столбике качества, которые вас в нем раздражают. (5 качеств). В правом столбике нужно попытаться написать портрет этого же человека с позиции тех, кто его любит (мамы, жены, друга).

Обсудить, меняется ли отношение к человеку после такого сочинения.

3. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Полет высоко в небе» (музыка «Звуки леса с водой»).

        Садитесь в удобное положение.

Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко.

Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойным и ленивым. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваш крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас хорошее настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится до конца дня.    

Заключение.

С возрастом негатив накладывает свой отпечаток на лицо человека: уголки губ опущены к низу, морщины бывают заметнее, глаза потухшие. Люди, зацикленные на неудачах, намного быстрее теряют внешнюю привлекательность и стареют раньше срока. Осознанный контроль своей жизни, мыслей, эмоций – приводит к противоположному эффекту. Со временем Вы заметите, что неудачи перестают вас пугать, вы меньше ждете от других и, соответственно, меньше разочаровываетесь, начинаете радоваться мелочам. Запомните, что счастье – это не то, что дано нам с рождения, а навык, которому можно научиться. 

«Корзина Советов»

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мечты педагога, или каким должен быть современный детский сад

Общеизвестно, что стратегические цели президентской инициативы «Наша новая школа» направлены, прежде всего, на формирование человека 21 века: конкурентоспособного, профессионального, социально мобильн...

Проект педагога-психолога "Ребёнок-дошкольник в современном информационном пространстве" (схема реализации, памятки, буклеты, листовки)

   Только совместная деятельность субъектов образовательного процесса способна дать положительные результаты в обеспечении информационной безопасности, консолидировать ресурсы для фор...

Семинар - практикум "Психологическое здоровье педагога как один из компонентов современного детского пространства."

1. Семинар - практикум "Психологическое здоровье педагога как один из компонентов современного детского пространства."2. Семинар-практикум«Возможности цветотерапии»...

Консультация для педагогов "АКТУАЛЬНОСТЬ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ"

В статье показаны возможности лего-технологий для  развития детей  старшего дошкольного  возраста. Автор делится опытом использования лего-конструирования в коррекционно - логопедическо...

" Конкурс мультимедийных презентаций и видеороликов среди педагогов ДОУ "Один день из жизни детского сада"

quot; Конкурс мультимедийных презентаций и видеороликов среди педагогов ДОУ "Один день из жизни детского сада"...

Консультация для педагогов "Исследовательская деятельность дошкольника в современном образовательном пространстве"

Консультация для  педагогов: «Исследовательская деятельность дошкольников в современном образовательном пространстве»...

18.11.2022г. Всероссийская стажировка для педагогов: «Образовательные проектные технологии в современном дошкольном пространстве»

Всероссийская стажировка для педагогов: «Образовательные проектные технологии в современном дошкольном пространстве»5 дней образовательного интенсива с прокачкой ...