Сенсорное развитие детей раннего возраста
материал (младшая группа) на тему

Юмашева Марина Максимовна

Сенсорное воспитание на 2-3 году жизни заключается в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения  предметов по их  внешним признакам: величине,  форме, положению в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_po_samoobrazovaniyu_16-17god.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области

               Отчёт по самообразованию

«Сенсорное развитие  детей

раннего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель: Юмашева М.М.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).

Я повысила свой образовательный уровень, ознакомившись с  программой А. И. Савенковой  «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».

Приобрела методическую литературу и изучила её.

  1. Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.
  2. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013.

Собрала дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из  Интернет – источников.

Познакомилась с работами  Марии Монтессори по всестороннему развитию детей из различных Интернет – источников.

 Подготовила консультации для работы с родителями: «Какие игрушки необходимы детям раннего возраста»,  «Роль развивающих игр для детей»,

 «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

Провела анкетирование   «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка.

Оформила уголок по сенсорному развитию. В него вошли  упражнения и игры на развитие сенсорных эталонов: «Из каких фигур состоит…?»,  «Найди предмет такой же формы»,  «Какая фигура лишняя?».  

 Создала развивающий  центр  «Территория запахов». Сформировала  картотеку дидактических игр, направленных на  развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару».

 Свою работу по сенсорному развитию детей я начала с диагностики: с целью изучения  уровня сенсомоторного развития  детей раннего  группе. По результатам диагностики я пришла к выводу, что у детей низкий уровень сенсорного развития.  Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к  восприятию  окружающих предметов. Дети испытывали затруднения по многим показателям: не могли определить цвет,  форму, размер, качество  предмета.

                 Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляла  в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

Специально организовывала  деятельность  с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом.

Использовала дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

      Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

   Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность  более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создавались   в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализовывались через игровую задачу. Эти игры способствовали  развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Детское конструирование  (создание различных построек из строительного материала)  тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

   Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

Вывод: проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме самообразования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста», я пришла к выводу, что работа в данном направлении эффективна для       создания необходимых  предпосылок  формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для дальнейшего полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, Что подтверждается итоговой диагностикой. У детей повысился уровень восприятия предметов через сенсорные эталоны. Сформировано  восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства,  движений. Обогащён сенсорный опыт детей, развиты сенсорные  процессы  (ощущение, восприятие, представление).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...