«Соблюдение прав ребёнка в ДОУ и семье»
материал (младшая группа) на тему

kovalenko45678

Семинар-практикум для родителей детей группы общеразвивающей направленности от 2-х до 3-х лет "Соблюдение прав ребенка в ДОУ и семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_seminara-praktikuma.doc749.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Рябинка»

«Соблюдение прав ребёнка в ДОУ и семье»

(Семинар – практикум для родителей группы общеразвивающей направленности от 2-х до 3-х лет №11 «Васильки»)

        

Коваленко И.А., воспитатель

                                                                                                               

г. Радужный

Соблюдение прав ребёнка в ДОУ и семье

Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.

Задачи:

- довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;

- пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;

- оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

Ход семинара – практикума

I часть: Теоретическая

Воспитатель: Добрый день уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав детей, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

 Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает. 
И в нем важны нам все права, 
Они великой силой обладают!

В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. И так часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся самые близкие люди - родители.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей и в  разные временные отрезки были приняты международные документы по правам ребенка:

  1. «Декларация прав ребенка» - принята ООН в 1959г.
  2. «Конвенция о правах ребенка» - принята ООН в 1989г.
  3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» - принята ООН в 1990г.

Подробнее хотелось бы остановиться на «Декларации прав ребенка» которая освещает основные права ребенка, а именно:

- право на имя;

- право на гражданство;

- право на любовь;

- право на понимание;

- право на материальное обеспечение;

- право на социальную защиту;

- возможность получать образование, развиваться физически, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства;

- право на своевременное получение помощи;

- право быть защищенным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Не маловажную роль играют и педагоги ДОУ, которые могут обеспечить соблюдение и защиту таких прав ребенка как:

-  право на охрану здоровья;

-  право на образование;

-  право участвовать в играх;

-  право на сохранение своей индивидуальности;

- право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

Не стоит также забывать, что основополагающей в системе защиты прав ребенка является семья. Права ребенка в семье определяются семейным кодексом РФ который вступил в силу 1 апреля 1996 года:

  • Ст 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам , на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
  • Ст. 55  гарантирует право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками
  • Ст.56 гарантирует право на защиту своих прав и законных интересов
  • Ст. 63  родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

 К сожалению, сегодня большинство семей перестают быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Все чаще регистрируются случаи жестокого обращения с детьми:

- физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку;

- сексуальное насилие (развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды;

-  психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне детского сада, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психолога.

II часть: Информационно - практическая

А сейчас я хотела бы предложить вам поиграть в игру, игра называется «Вопрос – ответ»:

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?

Задание 1. Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

1) Органы управления Российской Федерации;

2) органы местного самоуправления;

3) образовательное учреждение;

4) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

 Правильный ответ - четвертый.

"Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть при влечены к различным видам юридической ответственности.

Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

1) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;

2) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;

З) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;

4) родители и органы местного управления образованием.

Правuльный ответ - второй.

"Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей" (Семейный кодекс РФ, с. 65, п. 2).

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ "Об образовании"?

Задание 3. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в общеобразовательном учреждении?

1) Лица, совершившие или допустившие нарушения;

2) органы местного самоуправления;

З) местные органы управления образованием;

4) образовательное учреждение.

Правильный ответ - четвертый.

3акон РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся возлагает на образовательное учреждение (ст. 32, п. 4). Речь идет об ответственности образовательного учреждения как юридического лица.

Задание 4. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?

1) Учредитель;

2) органы управления образовательным учреждением;

З) должностные лица образовательного учреждения;

4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

Правильный ответ - третий.

"Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения" (закон РФ "Об образовании", сто 51, п. 7).

Должностное лицо - служащий государственного учреждения, уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия. В дошкольном образовательном учреждении под должностным лицом подразумевается заведующая ДОУ.

Воспитатель: Замечательно! А теперь еще одна игра: Игра-путешествие по сказкам: «Назови, какое право нарушено». Вам надо назвать:

-  Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть. Заодно мы увидим, как наши родители знают детскую художественную литературу.

- Назвать, какое право нарушено. Как известно, лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие- либо ассоциации. И так начинаем:

1. "И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! - Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! - сказал его отец. - Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит он говорит правду."

(Г.Х. Андерсен"Новое платье короля")

Статья 13 (право на собственное мнение).

- Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух или написать. И не надо ему говорить, как любят некоторые взрослые: "Мал еще, помалкивай!" Ну и что, что мал, ведь, бывает,- и взрослые ошибаются! Но в статье есть оговорка: ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет. Ведь бывают такие дети, которые любят дразнить, обзывать других людей. Вот видите, не любят страны - участницы, когда дети грубят.

2. "Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

И привез гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод".

(А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане")

Статья 16 (право на тайную переписку).

- Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей - это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.

         3. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

- Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?"

(Ш. Перро "Золушка")

Статья 31. (право на отдых и игры)

- Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры - это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры - это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком, и в спортивную секцию... И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.

           4. - Ничего! Ничего! - сказала фрекен Бок. - У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми".

(А. Лингрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше")

Статья 19. (право на уважение личности)

- Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.

Воспитатель: И последнее задание, назовите сказки ,  в которых нарушаются те  или иные права героев:

"Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Право на жизнь, похищение детей)

"Заюшкина избушка" (Право на неприкосновенность жилища)

"Иван Царевич и Серый Волк» (Право на владение личным имуществом, Право на жизнь и личную неприкосновенность)

"Лягушка-путешественница»  (Право на свободное передвижение)

"Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию, право на личную жизнь)

"Золотой Ключик"? (Право на бесплатное образование для Буратино,  Право на личную Неприкосновенность – Буратино схватил за хвост Шушеру, грубое обращение Карабаса-Барабаса с куклами, физическое насилие, экономическая эксплуатация детского труда.)

А закончить нашу встречу хотелось бы таким стихотворением:

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней         

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок

Или ручки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

это счастье? короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая консультация для воспитателей "Нарушение и соблюдение прав ребёнка в детском саду"

Практическая консультация для воспитателей "Нарушение и соблюдение прав ребёнка в детском саду"...

Консультация для родителей. «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия»

«…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть защищен от всех фо...

«Жестокое обращение с детьми. Соблюдение прав ребёнка »

(консультация педагога - психолога для воспитателей)...

Консультация для родителей на тему: "Соблюдение прав ребёнка, уважение к его личности - гарантия развития его личности"

Консультация для родителей на тему: "Соблюдение прав ребёнка, уважение к его личности - гарантия развития его личности"...

Коучинг – сессия: «Соблюдение прав ребенка в ДОУ и семье»

Цель:  Содействие в формировании комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье.Рассматриваемые вопросы. Нормативное обеспечение прав детей в сфере образованияСоблюдение...

Консультация для родителей "Соблюдение прав ребёнка в семье"

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает  правами и свободами в области семейных отношений...

Соблюдение прав ребёнка, уважение к его личности - гарантия развития его личности"

Для формирования у детей элементарных представлений о пра­вах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения...