НОД "Открываем бабушкин сундук"
материал (старшая группа) на тему

Кузнецова Галина Николаевна

НОД для детей старшей группы по истории своей страны, истокам народных традиций и национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД Открываем бабушкин сундук17 КБ

Предварительный просмотр:

«Открываем бабушкин сундук»

(старшая группа).

Цель: приобщение дошкольников в истории своей страны, истокам народных традиций и национальной культуры.

Задачи:

  • Вызывать у дошкольников устойчивый интерес и заботливое отношение к истории своей страны, обычаям и традициям нашего края;
  • Дать представление о том, как жили люди на Руси. Познакомить с культурой, обычаями, образом жизни славян.
  • Развивать умение рассуждать, делать умозаключения на основе причинно-следственных связей.
  • Развивать диалогическую речь, память, мышление.
  • Расширять и углублять представления детей о старинных русских обычаях, песнях, играх.
  • Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу, патриотических чувств к Родине.

Предварительная работа:

  • Экскурсия в Кингисеппский краеведческий музей.
  • Подготовка выставки народного искусства: самовар, утюг-рубель, чугуны, ухват, лапти, расшитые полотенца, кокошник, кружева и т.д.
  • Беседы, отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок.
  • Создание архангелогородских птиц.
  • Рассматривание и чтение книг «Как жили наши предки?».

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: интерьер русской избы: русская печь, сундук, предметы быта, игрушки. Воспитатель и дети в русских народных костюмах.

Организация детей: дети сидят на русских лавках.

Ход деятельности:

Воспитатель приносит в группу письмо: Принесла я вам письмо

                                                                   Вот от бабушки оно.

Читает письмо – приглашение: «Ко мне в гости собирайтесь,

                                                     Да в дорогу отправляйтесь.

                                                     Жду вас с нетерпением

                                                     Уж готово развлечение». Бабушка Настя

Воспитатель:

- Поехали скорее ребята, к бабушке. Раньше в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки.

- Кто хочет нас прокатить? Покружились, покружились и в лошадок превратились.

- А вот и колокольчик! Чтобы мы побыстрее добрались, нужно сказать волшебные слова: «Еду, еду на лошадке

                                 На лошадке в красной шапке».

Дети произнося волшебные слова и отправляются в гости. (в музыкальный зал, где построен интерьер русской избы: печка, стол, лавки, сундук и т.д.).

- А вот и домик небольшой,

  Дым колечком над трубой.

  Видно варится обед.

  Есть здесь кто-то или нет? (попадают в русскую избу)

- Сегодня нас ждёт путешествие в далёкое прошлое. Ребята, посмотрите что это? (ответы детей)

- Да, это сундук. А для чего он нужен или для чего служил? (ответы детей)

- Раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов, и поэтому вещи хранили в сундуке. Хотите посмотреть, что находится внутри него?

- Ребята, сундучок не простой, а волшебный. Поэтому нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок!». А сказать их нужно ласково, как в старину. Люди бережно относились к вещам, и поэтому обращались к ним с любовью и уважением. (дети произносят волшебные слова).

- Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть что же в нём сохранено?

- Что же это? (достаёт сарафан)

- Кто носил такие сарафаны? (ответы детей)

- Вы такие нарядные, а можно и мне его примерить?

- А это, что за вещь необыкновенной красоты? (достаёт платок)

- Как его носили? (на голове, на плечах).

- А как вы думаете, что ещё хранили в сундуках? (одежду, обувь, предметы быта, скатерти, полотенца и т.д.).

- Ребята, а раз мы такие нарядные, может вспомним старинный хоровод, да повеселим народ. «По малину в сад пойдём».

- Ой, ребята, а что это большую часть нашей избы занимает? (печка).

- А почему? Какую роль печь играла в избе? (ответы детей).

- Ребята, а бабушка Настя приготовила нам загадки:

«У печи стоит предмет,

  Он тяжёлый спору нет.

  Но зато в хозяйстве нужен,

  В нём сготовить можно ужин» (чугунок).

- А почему его так называют? Правильно, он сделан из чугуна.

- Ой, а как с ним обращаться? И ручек у него нет. Отгадайте-ка ещё одну загадку: «Стоит в избе палка, а на ней металлическая рогатка» (ответы детей).

- Правильно, это ухват.

- А вот ещё загадка: «Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо».

- Правильно, это самовар.

- Ребята, а вы мне подскажите, что нужно, чтобы вскипятить чай в самоваре и затопить печку (ответы детей).

- Правильно, дрова, а в старину говорили поленья.

   Предлагается игра «Полешки-чурочки».

Берём чурочку в руки и начинаем:

Берёзовую чурочку я в руках катаю.

С чурочкой берёзовой немного поиграю.

Покатаю медленно, а потом быстрее.

Берёзовая чурочка руки мне согреет.

Снова качу медленно, а потом быстрее.

У меня ладошки ладошки становятся сильнее.

- А вот и следующая загадка: «Две сестры идут по воду, а с ними и брат согнувшись» (вёдра и коромысло).

- Следующая загадка: «Обувь не мудрёная, но зато народная и душе угодная» (лапти).

- «Не шит, не кроен, а весь в рубцах. По скалке катается, одежда выпрямляется» (рубель).

- «Пляшу по горнице

    С работаю моею,

    Чем больше верчусь

    Тем больше толстею» (веретено).

- Ребята, русский народ очень трудолюбивый. А чем занимались женщины в русских сёлах? (ответы детей) А что делали мужчины? (ответы детей).

Рассматривание старинных русских предметов.

- Ребята, а что означает пословица : «Делу время – потехе час»? (ответы детей). Давайте и мы отдохнём и поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно».

- Ребята, понравилась вам наша поезда к бабушке Насте? Много вы зунали? А что вы узнали? (ответы детей).

Стук в дверь.

- Кто там? Да это же наша бабушка Настёна. Входит бабушка Настёна (хвалит детей и угощает пирогом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте  отображ...

фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"

фольклорное развлечение для детей старшего возраста....

"Секреты бабушкиного сундука"

Краткосрочный, творческий «Секреты бабушкиного сундука» (Платок)....

Проект "Секреты бабушкиного сундука"

Разработан для детей младшего дошкольного возраста...

Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"

В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....