Осознанное родительство- компетентный родитель
консультация на тему

Осознанное родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осознанное родительство- компетентный родитель

  В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая  наше общество сегодня, не в развале экономики , не в смене экономики , не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют  над  духовными,   поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.

                  Еще с детства многое кажется нам очевидным. «Сначала детский сад, потом школа», « От нас ничего не зависит», « Чтобы много зарабатывать нужно много работать», «У меня будет все, что я захочу», «Мир такой, каким мы его делаем»  и т. д для наших родителей очевидного было еще больше. Сейчас «очевидности» сместились еще дальше: женщина должна зарабатывать, делать карьеру, а мужчина - «расслабляться» пивом после работы.

                   Я все это перечисляю не для того, чтобы сказать, как ужасна стала жизнь-для осознания огромного количества программ и стереотипов в одной из самых важных сфер жизни-воспитании детей. Осознанное  родительство  пока не самый распространенный термин , поэтому я могу себе позволить попробовать найти собственное определение ему. Впрочем, это и есть его суть – не принимать что-то не в веру, а понимать своим разумом , сердцем , анализировать и действовать в соответствии с полученными выводами. Осознанное родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности. И при этом оно позволяет развиваться дальше, становиться еще полноценнее ( а не наоборот , как часто кажется ) .

                    На мой взгляд, осознанное родительство включает в себя:

-Активную жизненную позицию, постоянное , ответственность за свою жизнь , ЗОЖ;

-Бережное отношение к семье и своей роли в ней;

-Осознанное зачатие и подготовку к нему;

-Минимальное количество медицинских вмешательств ;

-Осознанный подход к физическому уходу и развитию ребенка – от прививок , кормления , « высаживания» на горшок до закаливания , физических игр и частого пребывания на свежем воздухе ;

-Активно влияние на пространство, в котором живет ребенок-экология, круг общения, информационная среда и т. д. ;

-Осознанный внутри семьи, традиции , доверие , искренний интерес родителей и детей  друг другу .

                     Пожалуй, это основное. Еще важный момент: цель осознанного родительства-не создание тепличных условий и постоянное оберегание детей от реалий жизни. А именно гармоничное развитие, предоставление всей информации и т. п. В общем, результат осознанного родительства-осознанный ребенок, человек , полноценная и разносторонняя личность. Такой        подход к воспитанию сначала  кажется «нереальными» - нужно же работать, как-то уживаться в обществе, системе . Но если вдуматься, какой вообще смысл в жизни (иначе получается жизнь ради жизни), но мне кажется, воспитание достойных, здоровых и счастливых детей – важная задача каждого человека.

Кстати, достойных-кого, чего? Конечно же, своих гармоничных и реализованных родителей, семьи.

                        Чем заканчивается осознанное родительство ?  Тем, что родители отпускают ребенка в его собственную жизнь. Отпускают легко и радостно, ведь они выполнили свою миссию, дальше человек жить сам, а родители возвращаются к своим собственным смыслам и целям. По иронии судьбы, дети в таких семьях бывают тесно связаны с родителями. Детям искренне  интересно и приятно дома. Только связь эта не формальна и юридическая, а духовная. Детям искренне интересно приятно дома.  Поэтому они возвращаются.

                        Опросы, проведенные среди родителей, показывают, что до 2-2,5 лет большинство из них не считают провинившегося ребенка виноватым. « О какой вине тут можно говорить ? Ведь он не понимает, не может сдержать себя, а раз не может-не виноват» - такова обычная логика рассуждений. Но как проверить: может сдержать или нет? Как уловить ту невидимую грань, до которой ребенок не может, а после которой может сдержать себя, подавить желание овладеть влекущим предметом, иначе: поступить сознательно, произвольно?

Произвольность- важная, но не единственная предпосылка нравственного поступка. Мы знаем: к началу дошкольного возраста у ребёнка формируется речь, развиваются мышление, восприятие, память. Возникают первые представления о простейших нравственных нормах, о добре и зле. Большенство из них ребёнок узнаёт от нас взрослых. Конечно, не в ходе специальных уроков. Общение, конкретные жизненные ситуации- вот обычный контекст «нравственной педагогики». «Не лги», «не отбирай игрушки у младших», «не обижай слабого», -десятки сотни раз слышит это дошкольник в семье, в детском саду, на улице , в транспорте…. Помогают и сказки, книжки, кино: тут люди и звери, растения и предметы воплащают в себе добро и зло, сердечность и жестокость, радушие и эгоизм. Немало значит и «социальное научение»: малыш внимательно наблюдает за поведением и отношениями взрослых. Сочувствие, взаимопомощь родителей по отношению друг к другу, так же как и неучтивость, и эгоизм, - все вызывает резонанс, все оставляет след в сознании ребёнка.

Еще недавно для успешного  родительства было достаточно стихийных педагогических знаний. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприяных факторов экономического, социального, экологического и иного характера, прежде не имевших места, совладать с которыми в контексте семейного воспитания непросто.

Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, религиозного, духовного, психологического и прочего происхождения.

В размышлениях специалистов о качестве компетентного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребёнком рассматриваетсяинтегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного и пр. качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребёнком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребёнком. Это ставит перед специалистами непростую задачу интегративного свойства: помочь родителю успешно продвигаться по пути «любящего и знающего сердца». Когда выбор реагирования на поведение ребёнка осознан матерью или отцом, такой выбор становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. Осознанный выбор в большей мере основан на любви, понимании и терпении по отношению к ребенку, проявлении душевных сил сопереживания, справедливом участии и анализе истинных причин затруднений или проступка ребёнка. По сути, лишь осознанное родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.

Эффективно организованное сотрудничество детского сада и семьи может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, но и повышение уровня компетентности родителей как условия содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.

Список использованных источников

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.:Академия, 2001.-416с.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1999.
  3. Мухина В.С. Детская психология. –М: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-352с.
  4. Пономаренко Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей. Дошкольное воспитание. 2002.-№ 4 с 10-14.
  5. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Под ред. Т. С. Комаровой – М.,1983.
  6. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир.- М., 1991.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб: "Осознанное родительство. Зона здорового образа жизни".

Это занятие в родительском клубе обращает внимание родителей на здоровый образ жизни в целом и его психологическую составляющую в частности.  Дано описание стилей воспитания. Предложена методика ...

Родительский клуб:"Осознанное родительство. Тайны детского рисунка."

Конспект заседания родительского клуба "Вы+Мы", на котором родители учились определять эмоциональное состояние ребенка по его рисункам, а также познакомились со стадиями развития детского рисунка....

Осознанный родитель – компетентный родитель

Осознанное родительство пока не самый распространённый термин, поэтому я могу себе позволить попробовать найти собственное определение ему....

Педагогический совет в ДОУ «Осознанное родительство – компетентный родитель»

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах  взаимодействия с семьёй воспитанников...

памятки для родителей "Осознанное родительство"

Памятки для родителей, как быть осознанным родителем....

Консультация для родителей "Воспитательская неуверенность - проблемная сфера в осознанном родительстве."

Воспитательская неуверенность - проблемная сфера в осознанном родительстве. Более 15 лет  в профессии  ежедневно консультационное поле приносит разные запросы от родителей. По личным по...