Родительский клуб:"Осознанное родительство. Тайны детского рисунка."
методическая разработка на тему

Конспект заседания родительского клуба "Вы+Мы", на котором родители учились определять эмоциональное состояние ребенка по его рисункам, а также познакомились со стадиями развития детского рисунка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osoznannoe_roditelstvo._tayny_detskogo_risunka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский клуб (2-е заседание).

Тема: «Осознанное родительство. Тайны детского рисунка.

     Материалы: белая бумага (А4) по 2 листа на каждого родителя, цветные карандаши, простые карандаши, ластики; рисунки детей на темы: «Автопортрет», «Моя семья», размещенные на стенде так, чтобы не было видно авторство рисунков.

    Уважаемые родители! Сегодня мы с вами прикоснёмся к тайнам детского рисунка.

В психологической диагностике ребенка-дошкольника (особенно младшего возраста) проективные методы занимают ведущие позиции, а иногда являются основными. Один из проективных методов – рисунок. Как же, глядя на произведение детского творчества, можно понять, благополучно психологическое состояние ребёнка или нет?

     Для ответа на этот вопрос психологи много десятилетий изучали рисуночную продукцию не только детей, но и взрослых, чтобы вывести закономерности построения рисунка вообще и особенности детского творчества – в частности.

     Для дальнейшей работы я предлагаю вам нарисовать:

  1. Как сможете, как захочется, как получится – свой портрет.
  2. Как сможете, как захочется, как получится – свою семью. (Вторая инструкция дается после того, как родители закончат первый рисунок).

     Тайны рисунка мы будем исследовать на своих собственных работах. Итак…..

     Прежде всего мы оцениваем общее впечатление от рисунка: радостно, грустно, тоскливо, симпатично, тревожно и т.д., что сразу может дать информацию о возможном психологическом неблагополучии.

     Нормой считается, если рисунок занимает 2/3 листа. Маленькое изображение говорит о заниженной самооценке. Очень большое – о завышенной. Последнее – для детей-дошкольников является возрастной нормой. Маленький рисунок в верхней части листа говорит о заниженной самооценке с одновременно высоким уровнем притязаний, что часто является причиной невротизации. Маленький рисунок в нижней части – заниженная самооценка с низким уровнем притязаний.

     Схематичный рисунок может говорить об эмоциональном неблагополучии или об интеллектуальном типе личности. Чем больше украшений в рисунке, тем лучше человек относится к нарисованному персонажу, исключение составляет неуместно большое количество деталей и разных цветов.

      Нажим. Еле заметный – выражает внутреннюю слабость, что может иметь в основе врожденные особенности нервной системы, а может быть усталостью как временным состоянием. Сильный нажим говорит об обратном: о сильном типе нервной системы, высокой сопротивляемости внешним факторам и достаточном уровне «жизненной силы». Резкая штриховка, возможно в разных направлениях – признак тревожности, невротизации. Напротив, сплошное, аккуратное закрашивание  - свидетельство внутреннего спокойствия и умиротворения.

     Путем многолетних исследований выявлено, что левая часть рисунка показывает особенности внутренней жизни человека, а правая – его социальные взаимодействия.

     Зеркало души – глаза – отражают переживания человека. Они могут быть радостными, печальными, а могут – огромными от страха или точечными (как нежелание видеть, что происходит вокруг).

     Уши отражают нашу способность и желание слышать. Поэтому наличие или отсутствие ушей может говорить нам о наличии или отсутствии такой способности у конкретного человека. Иногда уши могут быть чрезмерно выделены, что говорит о важности для человека той информации о себе, которую он воспринимает извне.

     Рот – способность изливать вовне наше состояние. Он может быть очень маленьким или зачеркнутым, показывая существующий запрет на выражение своих желаний и эмоций; может быть большим, открытым, кричащим, что говорит о вербальной агрессии со стороны этого человека. Наличие прорисованных зубов лишь усиливает выражение агрессивных и одновременно защитных реакций.

     Шея – отражает взаимосвязь мыслей и чувств. Тонкая длинная шея выдает человека высокочувствительного, её отсутствие может свидетельствовать об определённой эмоциональной черствости и «неповоротливости».

     Руки – это наши связи с внешним миром. Отсутствие или спрятанные руки на рисунке говорят о снижении контактов с окружающими. Об этом же сообщает количество пальцев, меньше 5-ти. Если же пальцев на руках больше чем 5 или руки слишком длинные – это проявление «вездесущей» манеры общения, желание быть везде и успеть во всем.

     Ноги – наша опора и уверенность в себе. Если ниже на рисунке изображена левая нога, то можно говорить о том, что человек чувствует себя уверенней в своем внутреннем мире; если же – правая, - то в сфере социальных связей.

     На рисунке семьи важно, насколько реалистично изображено количество членов семьи: если их больше, чем на самом деле, то человеку не хватает общения; если меньше, то, возможно, его слишком много, либо отсутствующие персонажи определенным образом игнорируются в семье.

     Чем ближе друг к другу нарисованы члены семьи, тем больше между ними эмоциональных связей, исключение составляют рисунки с наложением или поглощением изображений друг другом.

     Тот, у кого самая большая голова – самый умный по мнению «художника». Тот, у кого ноги – ниже других – самый устойчивый и устроенный в жизни. Тот, кто нарисован красочнее, с большим количеством деталей – наиболее приятен рисовавшему.

     Наличие в рисунке семьи предметов: телевизор, компьютер, машина, дом (где все находятся) говорит об эмоциональной разрозненности членов семьи, отсутствие духовной общности.

     Может случиться так, что члены семьи нарисуют абсолютно разные картины – это признак конфликтности отношений внутри семьи.

*   *   *

     Теперь вы можете на примере своих рисунков отследить особенности своих мироощущений и особенностей взаимоотношений в семье, а затем попрактиковаться в оценке детских работ.

     Выше были представлены универсальные принципы проективной психодиагностики по рисункам. Однако, детский рисунок имеет некоторые особенности, этапы развития, которые необходимо учитывать для адекватной оценки психологических особенностей ребенка по его изобразительной деятельности.

Этапы развития детского рисунка.

     Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

     Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться. Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечную горизонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, а остановить руку вовремя. Каракули заканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур - "круг".

     Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.

     Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они "узнаются" в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трехлетний мальчик спрашивает себя: "Это снег?" Рука опережает образ. Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точке мира он ни жил, становится изображение человека.

     Предметное рисование проходит множество периодов, угасает и переходит в почерк. Интересно, что, "зарождаясь" внутри спонтанного рисования, почерк первоначально строится по образцу прописей и меняется лишь к десяти-одиннадцати годам. Именно в этом возрасте дети стараются выразить в почерке что-то свое, перестают следовать за образцом. Правда, в основном это касается правшей. Если ребенок - левша и его не переучивают, то при письме он долго ищет такое положение своей левой руки, при котором может видеть написанное. Поэтому у левшей почерк индивидуален по происхождению и очень усточив, он практически не меняется в течение жизни. Почерк правшей постоянно меняется, совершенствуется и принимает окончательную форму к 25 годам.

     Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму - они изображают человека "вообще", просто человека. - Первое, что у них получается, - знаменитый "головоног", созданный буквально по инструкции детской песенки: "Точка, точка, запятая, минус - рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек". Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта); "огуречик" же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову и туловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Обратите внимание: ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менее на первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и две ноги, а рот всегда один - никто еще из трехлетних детей ни разу в этом не ошибался.

      У современных городских детей головоног может лишь промелькнуть, продержаться от нескольких дней до двух недель: усложненная среда, усилия родителей подстегивают развитие. Но в любом случае он становится первым, еще неясным, недифференцированным образом самого себя, отражением целостного переживания своей "самости".

     Вспомним, что физически, двигательно, младенец развивается как бы "сверху вниз". Первое изменение ощущений своего тела: малыш поднимает голову. Она первой выделяется из сложного нерасчлененного сгустка ощущений. Так и на детских рисунках первой из "головонога" вычленяется голова, затем подробнее прорисовываются глаза, нос, а все остальное достаточно долго не меняется: какое-то общее туловище, из которого торчат палочки-ручки и палочки-ножки. Волосы могут, например, вообще долго отсутствовать, а появившись, "не растут", а "надеваются" на голову, как шапка. Человек сначала изображается чрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей -головы и какой-нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего - туловище и руки. Туловище может иметь самую различную форму - квадратную, овальную, в виде удлиненной полоски и т.п.

     Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений - характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно схематически.

     Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке.

     На рисунках вслед за головой первыми "оживают" руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих в разные стороны из палочек-рук; и опять-таки заметьте: как правило, пальцев именно пять, а не три и не семь - у ребенка, который еще не имеет представления ни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.

     Тело постепенно приобретает приятную округлость, появляются и первые признаки одежды: пояс и пуговицы. Потом у пятилетних детей одежда будет тщательно вырисовываться как признак не биологического, а социокультурного существования, но это позже. Пока она - важнейшее средство индивидуализации портрета: малышам довольно долго приходится усваивать, что один и тот же человек может явиться перед ними в разных одеждах. Взрослые родственники иногда даже обижаются на "забывчивость" малыша, когда он вдруг не узнает их. А ребенок просто запомнил, что в последний раз в прихожей видел тетю в шубе и шапке, а эта - в платье и с бусами - это для ребенка совершенно разные люди.

      Интересно, что дети одевают своих героев так, как одевают их самих: на тело платье, на платье пальто - те же "слои" - три параллельные линии - на множестве рисунков. На платье карманы - их не видно под пальто, но они же там есть! Рисуют и то, что лежит в карманах. Такие "рентгеновские" рисунки могут продержаться лет до семи.

     Последними материализуются ноги - и снова через непропорционально большие стопы. Все, человечек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен так же, как в жизни, - первыми шагами. И действительно, человечек-огуречик готов двигаться - вот чуть-чуть согнул ногу в коленке и пошел!

     В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит - от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной.

     Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержания могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного воспитания. В автопортретах ребенок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствует центральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у него отчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личной ценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, это свидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.

     Несмотря на значительное несовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, не обладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт, сходных с уже отмеченными. Но если ребенок получает систематические указания на несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он достигает четвертой стадии - правильных изображений.

     К подростковому возрасту рисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровню абстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.

     На собрании, с которого не уйдешь, где сказать то, что думаешь на самом деле, нельзя, а слушать не хочется, скованные в движениях и эмоциях мы начинаем рисовать. Поразительно: мы рисуем точно так, как рисовали тогда, когда подростком в последний раз держали карандаш. Это чисто спонтанный рисунок - конечно, с некоторыми купюрами, вкраплениями стандартных частей, выполненный более зрелой рукой, но тем не менее в главном - все тот же рисунок, апеллирующий к архаике, к детству человечества и собственному детству. Что-то похожее возникает и в ситуации затянувшегося телефонного разговора, активного только с одной стороны: вынужденно слушающий хмыкает, поддакивает и черкает, чертит,...

     Мы так рисуем не только в ситуациях, когда движения и свобода самовыражения ограниченны, в моменты, когда наше подсознательное вырывается наружу. Неожиданно для самих себя и окружающих мы начинаем рисовать в период жесточайших личностных кризисов, жизненных потрясений и драм. Прежняя жизнь с ее стереотипами и установками резко завершилась, надо вновь обретать и выстраивать себя, как это давным-давно уже происходило однажды.

*   *   *

     Сегодня мы с вами прикоснулись к тайне самовыражения человеком себя через рисунок.

     Нельзя судить об актуальном состоянии человека по одному или двум рисункам. Однако, если определенные особенности проявляются в изображениях от раза к разу, то на них стоит обратить внимание. В любом случае, эта информация поможет выявить общее благополучие – неблагополучие ребенка и вовремя обратиться к специалисту за помощью.

Мы желаем вам успехов в воспитании ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб: "Осознанное родительство. Зона здорового образа жизни".

Это занятие в родительском клубе обращает внимание родителей на здоровый образ жизни в целом и его психологическую составляющую в частности.  Дано описание стилей воспитания. Предложена методика ...

Раскрываем тайны детского рисунка

Консультация для родителей....

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

Презентация "Взрослые тайны детских рисунков"

Взрослые тайны детских рисунков  Кому из родителей не хотелось бы узнать, о чем думает их ребенок, что его тревожит и как он себя ощущает в этом мире. «Можно спросить у него» - с...

Тайна детского рисунка

Есть среди родителей и некоторых специалистов, работающих с детьми представление о детском рисунке как о каком-то «окне в душу ребенка». Словно с помощью рисунка можно насквозь увидеть реб...

Консультация для родителей: «Тайна детского рисунка. Ребенок рисует черным цветом – плохо?».

Материал содержит информацию о мифах которые возникают у родителей, когда они видят, что их ребенок рисует черным цветом....