САМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
методическая разработка (старшая группа)

Чикрина Анна Васильевна

Цель: Формирование представлений об истории возникновении дошкольных учреждений в Самаре, истории своего детского сада.

Задачи:

1.      Обогащать сознание ребенка новыми сведениями, способствующими накоплению представлений о возникновении дошкольных учреждений в Самаре, историей детского сала № 69.

2.      Формировать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения мира через конкретные исторические факты.

3.      Продолжать знакомить с профессией «воспитатель».

4.       Продолжать приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).

5.      Формировать эмоциональную отзывчивость к событиям окружающей действительности; чувство гордости за свой город, труд земляков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_potriotam.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект для детей  старшей группы по патриотическому воспитанию:

«САМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

Разработчик: Чикрина Анна Васильевна, воспитатель МБДОУ д/с № 69 г.о. Самара.

Цель: Формирование представлений об истории возникновении дошкольных учреждений в Самаре, истории своего детского сада.

Задачи:

  1. Обогащать сознание ребенка новыми сведениями, способствующими накоплению представлений о возникновении дошкольных учреждений в Самаре, историей детского сала № 69.
  2. Формировать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения мира через конкретные исторические факты.
  3. Продолжать знакомить с профессией «воспитатель».
  4.  Продолжать приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).
  5. Формировать эмоциональную отзывчивость к событиям окружающей действительности; чувство гордости за свой город, труд земляков.

Предварительная работа

  • Чтение и рассматривание фотографий, иллюстраций из книг.
  • Экскурсия по детскому саду.

Материалы и оборудование:

  • Фотовыставка дошкольных учреждений  г. Самары.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Изоматериалы

Ход занятия:

(Дети заходят в группу с утра, где расставлены фотографии  детских садов нашего города)

Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие по нашей выставке.  (Дети рассматривают фотографии )

Воспитатель: Как вы думаете, что это за здания?

Дети : Детский сад.

Воспитатель: Вы догадываетесь, почему здесь эти фотографии?

Дети: Нет.

(Дети  продолжают рассматривать  фотографии детских садов нашего города.)

Воспитатель: Ребята, 27 сентября мы будем  отмечать профессиональный праздник –  «День воспитателя и всех дошкольных работников». 

Дату выбрали в связи с тем, что первый детский сад в России был открыт в Санкт-Петербурге 27 сентября 1863 года.

А знаете, когда в нашем городе появился первый детский сад? (Предположения детей)

Воспитатель: Первые детские сады в Самаре появились еще в 70-х годах XIX века при частных учебных заведениях.

В ноябре 1875 года домашней учительницей Елизаветой Долговой при элементарной двухклассной школе открылся первый частный детский сад. В сад принимались дети от трех до семи лет с платой 50 рублей в год. Тогда это было очень дорого. При открытии сада в нем было три девочки и два мальчика, а позже пять мальчиков и семь девочек.

Детей младшего возраста занимали беседами об окружающих предметах и разными играми. Ребят старшего возраста учили чтению, письму, счету до 10 и гимнастике. Обратите внимание, как дети были одеты.

В период с 1875 по 1916 годы в Самаре было открыто большое количество частных детских садов. К сожалению, туда ходили только дети богатых жителей нашего города.
Воспитатель показывает, как  выглядело объявление о приеме в детский сад

Дети, посещавшие сад, делились на возрастные группы - их было четыре, иногда пять: 1) Первая группа (3-7 лет); 2) Вторая (8-9 лет); 3) Третья (10 лет); 4) Четвертая (11-12 лет); Пятая (13-14 лет).

Были и подгруппы разного возраста детей, объединенных любимым делом, например, «огородники» или «столяры».

Дети, посещавшие сад, делились на возрастные группы - их было четыре, иногда пять: 1) Первая группа (3-7 лет); 2) Вторая (8-9 лет); 3) Третья (10 лет); 4) Четвертая (11-12 лет); Пятая (13-14 лет).

Были и подгруппы разного возраста детей, объединенных любимым делом, например, «огородники» или «столяры».

Отличительным признаком каждой возрастной группы был флаг определенного установленного цвета, который брали на экскурсии или когда отправлялись на молебен. Этот же цвет был отражен и в нарукавных повязках или бантиках.
Воспитатель:
 Как вы думаете, чем занимались дети в таком детском саду?

Дети: Играли, гуляли, спали.

Воспитатель: Шестичасовой рабочий день в детских садах делился следующим образом:

утром – работы и занятия, развивающие в детях вкус, навык, фантазию, самодеятельность, как то рисование, лепка, вырезание (картонаж), плетение, переплетное дело, столярное дело, огородничество, беседы и прочее; затем перерыв, а вечером – разнообразные игры.
У вас есть предположения, в какие игры играли дети?

Маша: «в дочки матери», «съедобное и не несъедобное».
Воспитатель: В каждой возрастной группе руководители определяли свой набор игр:

Дети играли в разные игры: гуси-лебеди, простые перебежки, горки, горелки, зоря-заряница, кошки-мышки,  заяц и охотник, мяч с фигурами; игры с пением: каравай, на горе пиво варили.  Дети играли так же и с мячом: футбол, мяч с фигурами, блуждающий мяч,  мяч на ловле, эстафетный бег, баскетбол. 

В саду на площадке было предложено:

а) занятия в огороде и саду;

б) беседы на биологические темы.

Работая на огороде, дети «трудятся над живым, близким, воочию видят результаты как внимательного, так и нерадивого отношения к труду».
Мальчики с удовольствием занимались столярным делом. Столярное ремесло, по сообщениям воспитателей, вносило «много оживления в детскую жизнь, здесь они могли своими слабыми силами создать какую-либо простую вещь нужную в обиходе, а осознание того, что их работа пригодилась, всегда доставляет детям величайшую радость».
Занятия рукоделием практиковались в детских садах с самого их открытия и пользовались у детей большим успехом. Дети шили кукол, приданое для них. Обшивая кукол, дети незаметно для себя учатся тачать, шить, подшивать и т. д. Во-вторых, для старших была введена работа в связи с учебными беседами по изготовлению исторических и этнографических костюмов.

На уроках рукоделия шили и для нужд садов и одежду для себя.
Рисование, лепка, вырезание и картонаж занимали особое место на занятиях в детских садах.

Занятия по рисунку велись на заданную тему, иногда с натуры. После закрытия летних смен детсадов в садах открывались трехдневные выставки, на которых объяснения давали дежурившие руководительницы и дети – авторы экспонатов. Помещения выставок при помощи детей декорировались флагами и плакатами. Здесь можно было увидеть и скульптуры, и рисунки, и работы по столярному ремеслу.

Большим событием в садах были спектакли, которые ставились к закрытию смен и к Рождеству.

Сегодня в Самаре работает 211 детский сад. Каждый детский сад имеет свою историю.

А вы знаете истории нашего детского сада?

Ответы детей…….

Воспитатель: Я вам сейчас немного расскажу о нем.

Администрация Куйбышевской ГРЭС в 1960 году для своих работников и жителей рабочего городка на улице Пристанской, на первом этаже жилого дома открыла детский сад на 60 детей в возрасте от 3 –х до 7 лет.

Вы знаете, как теперь называется улица Пристанская?

Дети: Волжский проспект.

Воспитатель: Да, вы правы, сегодня это Волжский проспект.

В детском саду были открыты две группы, зал для музыкальных занятий, кабинет для занятий с детьми по подготовке к обучению в школе.

Ребята посмотрите, а вот и фотографии нашего детского сада,  педагогов  и детей, которые его посещали. (Дети рассматривают фото)

В районе 3-й просеки, в уютном дачном поселке была расположена летняя дача детского сада. Хорошо было в уютных домиках, где предусмотрены и столовые, и спальни, застекленные терраски,  на которых дети играли и занимались в ненастье. Ребята наблюдали за жизнью птиц, насекомых, подкармливали белок, которые доверчиво спускались с дубовых ветвей. Самим собирали в небольшом садике ягоды и фрукты. Сколько радостей малышам приносил каждый летний день!

Много ребят воспитал наш детский сад. Многие мамы и папы, которые сегодня водят детей в наш детский сал, сами когда-то были его воспитанниками.

А вы заметили знакомые лица на этих фотографиях?

Дети: да это Наталия Ивановна!

Воспитатель: Правильно, это  наш воспитатель - Наталия Ивановна.

С 7 декабря 1970 года Волгужева Наталия Ивановна  пришла работать на Куйбышевскую ГРЭС в детский сад № 69 воспитателем в  подготовительную группу.

Уже 46 лет Наталия Ивановна воспитывает дошколят. Ребята посмотрите как весело и задорно играют дети вместе с ней! (Дети рассматривают фото).

А вот на этой фотографии Наталия Ивановна вместе с детьми рассматривает  огород на окне.

Вот еще фотография, где дети и она занимается спортом. А вот это площадь перед Самаркой ГРЭС. Наталья Ивановна  вместе с детьми читает стихи ветераном Великой Отечественной Войны, работавшим на ГРЭС.

К 2015 году к детскому саду присоединении еще один сад. В настоящее время детский сад №69 имеет три помещения. Посещают наш детский сад  более 140 мальчиков и девочек.

Может быть кто-то из вас, когда вырастет, станет воспитателем и придет работать в наш детский сад.

Давайте с вами представим, как будет выглядеть детский сад будущего?

Ребята, попробуйте его нарисовать, каким вы его себе представляете.

( Дети рисуют и комментируют свои рисунки.)

Ресурсы:

  1. Первые детские сады в Самаре в 1875 - 1918 годах

samara-history.livejournal.com75009.html 

  1. http://kraeham.livejournal.com/89598.html 
  2. https://gregorkon.wordpress.com/tag/самара-детский-сад-№69-куйбышев­ской-г/
  3. ФОТО из архива МБДОУ «Детский сад №69» г.о. Самара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...

Методическая рекомендация Тематическая акция - как одна из форм сотрудничества детского сада и семьи Балахонкина Наталья Илларионовна Воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о.Отрадный Самарской области «Детский сад №13»

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности род...

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры» Выполнила: Балахонкина Наталья Илларионовна, воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №13»

Введение.Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых краскахи трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творч...

Формы работы с родителями по здоровьесбережению в СП детский сад «Огонек» ГБОУ НШ с. Красноармейское Самарской области.

Сегодня специалисты выражают большую тревогу по поводу социально-педагогического, эмоционального нездоровья семьи. Действительно, семья «болеет» всеми социальными болезнями, какими страдает российское...

Рабочая тетрадь БЛОК «ПРОСТОРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Подблок: «Природа Самарского края» Тема: «Жигулевские горы»

Предлагаю вашему вниманию часть готового разработанного пособия для закрепления пройденного материала по регианальному компоненту "Краеведение".Данное пособие позволит детям самостоятельно з...