Статья «Сравнительная характеристика детей 3-4 года и 6-7 лет.»
статья на тему

Кружкова Дарья Александровна

Статья «Сравнительная характеристика детей 3-4 года и 6-7 лет.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sr.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Сравнительная характеристика детей 3-4 года и 6-7 лет.»

 Старший дошкольный возраст 6-7 лет:

- существенное снижение порогов всех видов чувствительности;

-. Повышается дифференцированность восприятия;

- развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам;

- повышение устойчивости произвольного внимания;

- совершенствование планирующей функции речи;

-снижен произвольный характер памяти, однако прочность запоминания возрастает;

- ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала;

-формирование  наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления;

- Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах;

-к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации;

- Дети 6-летнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей.

- Для 6-леток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К 7-летнему возрасту, она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнения себя с другими сверстниками.

      Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6–7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. Дети с сильным типом нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать или играть; у них, как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Они достаточно быстро переключаются на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность работы. Дети со слабым типом нервной системы, напротив вялы, замедлены во всех действиях, медленно включаются в работу, долго переключаются и восстановляются; у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются и не могут долго и интенсивно работать.

Младший дошкольный возраст 3-4 года

- усложняется коммуникативное поведение ребенка, развиваются различные функции речи, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и новые (продуктивные) деятельности.

- Начинает интенсивно развиваться социальное восприятие.

- Коммуникативная деятельность ребенка отличается активностью и стремлением действовать не только «рядом», но «вместе» со сверстником.

- В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. Совершенствуется предметное восприятие. Оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным

-. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, расположения, цвета) у ребенка формируется способность «считывать» информацию о внутренних, функциональных свойствах объектов. Ребенок не только идентифицирует объекты по определенному признаку, но и объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак

- Начинают формироваться специфические представления о пространственных свойствах объектов (форме, размере, расположении), а также качественных (цвете, фактуре и пр.).

-Существенные изменения происходят в развитии системы «взор-рука». Уровень развития компонентов системы тесно связан с видом ориентировочно-исследовательских действий, которыми пользуется ребенок при выполнении практических задач

-. В младшем дошкольном возрасте ребенок уже активно пользуется методом поисковой пробы (рука лидирует, взор следует за рукой) и практического примеривания (движения руки и движения глаз осуществляются одновременно). Начинается переход на зрительные способы ориентировки – зрительное примеривание, когда зрение постепенно становится ведущим по отношение к руке

- У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования.

- Ребенку становится доступно решение задач не только в наглядно-действенном плане (в поле восприятия), но и в уме, в плане представлений. Наряду с наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них.

- уже в это время ребенок устанавливает определенные временные (логические) связи.

- Одним из важнейших психологических новообразований дошкольников 3-4 лет является воображение

- Четвертый год жизни – время становления предметного рисунка (узнаваемого не только самим ребенком, но и другими людьми), изобразительных (выразительных) движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению.

- формируется игровое партнерство;

- приобретается первый опыт взаимодействия, осваиваются средства коммуникативного поведения;

-В младшем дошкольном возрасте интенсивно развивается одна из основополагающих функций речи – коммуникативная, основной формой которой является диалог ;

- огромное значение приобретает познавательная функция речи.

- появляется способность составлять маленькие сообщения «из личного опыта».

- к этому возрасту складывается система звуков;

Выполнение определенных правил и в младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Сравнительная характеристика речи детей с ФФНР и ОНР 3 уровня".

Доклад включает в себя задачи и разделы коррекционного обучения детей с ФФНР и ОНР 3 уровня. Даётся сравнительная характеристика двух групп детей....

Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы

Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить........

Характеристика детей 5-го года жизни

В статье приведена информация о детях пятого года жизни. У меня висела в раздевалке на стенде для родителей....

Сравнительная диагностика детей логогруппы : начало года, середина и конец года. .

Речевая диагностка детей. Результат коррекционной работы логопеда с детьми с ОНР-3 уровня....

Статья: Сравнительная характеристика всех четырех уровней речевого развития

Сравнительная характеристика всех четырех уровней речевого развития....

Статья" Развитие речи детей 1-2 года жизни"

Второй год жизни детей — ответственный период в их речевом развитии. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи взрослых, способности подражать ей, фор...

статья " Возрастные особенности детей 3-4 года"

Проблема развития детей волнует многих родителей. Есть, конечно, люди, которые считают, что детям нужно давать максимум возможной свободы и тогда они сами разовьются именно так, как нужно. Возможно, о...