Авторская программа валеологического кружка "Здравушка" (старшая группа)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Еськова Светлана Геннадьевна

Автором представлен материал по кружковой работе с дошкольниками по формированию основ ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravushka.starshaya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Программа кружка «Здравушка».

Пояснительная записка.

Задача формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

- соматическое здоровье — состояние органов и систем организма человека;

- физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма;

- психическое здоровье - состояние душевного комфорта человека.

        Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в этом возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

Педагогическая задача воспитателей состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Цель программы: Обучение детей основам здорового образа жизни, формирование осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Задачи программы:

1. Продолжать формировать у детей адекватные представления об организме человека;

2. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле;

3. Продолжать учить детей "слушать" и "слышать" свой организм;

4. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни;

5. Прививать навыки профилактики и гигиены;

6. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков;

7. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.

Организация процесса.

Программа рассчитана на дошкольников 5 - 6 лет (старшая группа). Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 20-25 минут. Занятия включают в себя, как теоретическую, так и практическую часть.

Тематический план.

Месяц

Неделя

Тема

Содержание

Формы работ

Сентябрь

1 неделя

Рейтинговые занятия по базовым темам.

Диагностика ЗУН дошкольников по данной программе

2 неделя

"Что такое здоровье?"

Формировать представления дошкольников о здоровье и его составляющих: двигательной  ак-тивности и   закаливании, правильном питании.

Беседа, рассказ воспитателя,

подвижная игра.

3 неделя

«Одежда и здоровье»

Формировать представления детей об одежде, ее назначении, пользе и возможном вреде для здоровья человека.

Рассматривание иллюстраций, беседа, дидактическая игра.

4 неделя

«Твоя любимая еда»

Продолжать учить детей определять свои вкусы и предпочтения в еде, сравнивать их со вкусами и предпочтениями других людей.

Беседа, составление коротких рассказов детей, дидакт. игра

Октябрь

Октябрь

1 неделя

«Фрукты

и овощи»

Закрепить с детьми понятия «овощи» и «фрук-ты», об их значении и пользе для здоровья.

Беседа, рассматривание, отгадывание загадок.

2 неделя

«Полезные продукты»

Продолжать формировать знания детей о полезных и вредных продуктах питания, об их значении для здоровья человека.

Беседа, рассматривание, рисование, дидактическая игра.

3 неделя

«Правильное питание»

Формировать умение брать пищу понемногу, тщательно ее пережевывая, дать понятие о необходимости полоскать рот после еды.

Беседа, рассматривание, релаксирующее упражнение.

4 неделя

«О здоровой пище»

Закрепить знания детей о здоровой пище и важности ее употребления для растущего организма дошкольника.

Беседа, дидактическая игра, лепка, игровая ситуация.

Ноябрь

1 неделя

«Личная

гигиена»

Закреплять знания и назначение предметов личной гигиены, учить детей правильно пользоваться ими.

Беседа, чтение худ. литературы, игровая ситуация.

2 неделя

«Правила личной гигиены»

Прививать детям культурно-гигиенические навыки: необходимость мыть руки, купаться, чистить зубы, расчесываться и т.д.

Беседа, рассматривание, чтение отрывка из К.Чуковского.

3 неделя

«Здоровые

зубы»

Объяснить детям необходимость ежедневного ухода за полостью рта. Учить детей правильно чистить зубы.

Беседа,

практическое задание.

4 неделя

«Купание Аленушки»

Формировать навыки безопасного купания, уточнить возможные случаи простудных заболеваний.

Беседа, рассматривание, сюжетно-ролевая игра.

Декабрь

Декабрь

1 неделя

«Дружи

с водой»

Продолжить формировать знания детей о важности гигиеническ. знаний и их применение.

Беседа, дидакт. игра,

практическое задание.

2 неделя

«Какой

ты?»

Продолжать учить детей определять и называть отличительные особенности внешности людей, формировать толерантное отношение к людям.

Беседа, рассматривание, составление короткого рассказа.

3 неделя

«Строение

твоего тела»

Закрепить знания дошкольников о строении человеческого тела, о предназначении частей тела. Учить правильно называть части тела.

Беседа, рассматривание иллюстрации, дидактическая игра.

4 неделя

«Скелет

человека»

Закрепить с детьми основные части скелета человека, объяснить, чем они важны для движения человека.

Беседа, рассматривание иллюстрации, физминутка.

Январь

1 неделя

«Внутренние органы»

Продолжить знакомить детей с внутренними органами человека, объяснить, чем каждый из них важен для человека.

Беседа, рассматривание иллюстрации, физминутка.

2 неделя

«Что такое прививки?»

Способствовать формированию знаний детей о профилактических прививках, их значении для человека.

Беседа, рассказ воспитателя,

подвижная игра.

3 неделя

«Витамины и витаминки»

Закрепить знание детей о естественных и искусственных витаминах, их влиянии на здоровье человека.

Рассказ воспитателя, дидактическая игра, рисование.

Февраль

Февраль

1 неделя

«Лекарства»

Формировать представления детей о лекарствах и таблетках, о пользе и вреде  лекарств.

Беседа, сюжетно-ролевая игра.

2 неделя

«Азбука

здоровья»

Закрепить с детьми имеющиеся знания о здоровом образе жизни, уточнить составляющие этого понятия.

Беседа, чтение пословиц и поговорок, подвижная игра.

3 неделя

«Здоровье и болезнь»

Продолжать учить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Рассказ воспитателя, беседа, дидакт. игра.

4 неделя

«Врачи – наши помощники»

Объяснить детям о важности своевременного обращения к врачу, закрепить знания о труде врача и медицинской сестры.

Беседа, сюжетно-ролевая игра, экскурсия в медицинский кабинет.

Март

1 неделя

«Что такое микробы?»

Закрепит  знания детей о микробах, их многообразии и вреде для здоровья человека.

Беседа, рисование, физминутка.

2 неделя

«Как бороться с микробами?»

Объяснить детям, каким образом  микробы попадают к нам в дома, как с ними можно бороться и чем их можно напугать.

Чтение стихотворения, рассказ воспитателя, практическое задание.

3 неделя

«Поможем природе»

Закрепить знания детей о взаимосвязи в природе, о роли в ней человека, объяснить необходимость заботы об окружающей среде.

Рассматривание иллюстраций, беседа, практическое задание.

4 неделя

«Личная

гигиена»

Закрепить с детьми правила личной гигиены, назначение предметов личной гигиены.

Беседа,

дидактическая игра.

Апрель

Апрель

1 неделя

«Режим

дня»

Закрепить понятие «режим дня», воспитывать осознанное отношение к его соблюдению дома.

Беседа, дидактическая игра, подвижная игра.

2 неделя

«Сон – лучшее лекарство»

Формировать представления детей о значение сна в жизни человека, особенно в дошкольном возрасте.

Беседа,

подвижная игра.

3 неделя

«Движение –

залог здоровья»

Продолжать воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости заниматься спортом, чтобы противостоять болезням.

Беседа,

дидактическая игра, подвижная игра.

4 неделя

«Как

закаляться»

Учить следить за своим здоровьем, повторить приемы оздоровления, прививать любовь к физическим упражнениям.

Беседа,

физминутка, закаливание.

Май

1 неделя

Диагностика знаний умений и навыков у дошкольников.

2 неделя

"За здоровьем

в  лес"

Закрепить представления о "чистом" и "грязном" воздухе; поддерживать желание заниматься различными видами спорта.

Экскурсия, беседа, игровая деятельность.

3 неделя

"Где прячется здоровье?"

Продолжать формировать представления детей о зависимости здоровья, двигательной  актив-ности, закаливания и питания, воспитывать желание заботиться о своём здоровье.

Рассматривание иллюстраций,

чтение пословиц и поговорок, беседа.

4 неделя

"Каким я хочу быть"

Формировать  желание детей быть здоровыми, заниматься спортом; быть  милосердными, помогать людям; стремиться никогда не унывать, быть весёлыми.

Составление коротких рассказов детей.

Программу кружка составил: старший воспитатель Еськова С.Г.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По формированию валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания. (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Мы обязаны воспитать у детей ...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово

Содержание Целевой раздел1.     Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1.     Физическое развитие.  Развернутое комплексно...

Авторская программа валеологического кружка "Здравушка" (средняя группа)

Автором представлен материал для планирования и организации работы с детьми среднего дошкольного возраста по ЗОЖ....

Авторская программа по формированию валеологической культуры дошкольников "Быть здоровым - здорово!"

Программу «Быть здоровым здорово!» разработала  с учётом ФГОС ДО и парциальной программы «Будь здоров, дошкольник» (автор - Т.Э. Токаева). Программа направлена на фор...