консультация Создаем картотеку игр и игрушек в младше группе
консультация (младшая группа) на тему

Материал содержит, информацию о создании картотеки игр в младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное   бюджетное дошкольное образовательное   учреждение

детский сад  № 52   Колпинского района  Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов младших групп

«Создаем картотеку игр  в младшей группе»

     Составила:

Воспитатель второй младшей «Б» группы

    Яблунина О.В.                              

Санкт-Петербург 2017 г.


А. С. Макаренко так характеризовал роль детский игр; «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По - этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».

Создавая картотеку игр важно знать, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача,  поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова выделяют следующие аспекты игры, которые по их мнению следует учитывать при разработке и составлении картотек.

Цель игры, т. е. то, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

 2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами  или  на  стремлении  получить  предмет  в собственные руки.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить определенные движения,  в третьих — обменяться  предметами   и  т.   п.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Примерами правил действия могут служить следующие: припомнить и назвать только ту игрушку, которую еще   никто   не   назвал   (игра   «Что  достать  тебе,  дружок?»); не называть предмет, изображенный на картинке, а только загадать про него загадку и пр. Примерами правил общения могут быть следующие: не подсказывать и не мешать другому отгадывать,  действовать по очереди или по вызову воспитателя, играть дружно, слушать друг друга, выбирать тех детей, кто еще не был в кругу, и т. п. Выполнение всех этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.

.

Описание  каждой   игры  или игровой ситуации с игрушкой излагается  по следующей  схеме:

  1. Воспитательное значение игры
  2. Игровой материал.
  3. Описание игры и приемы ее проведения.

Принципы, учитывающие при выборе игры создавая картотеку:

  • Доступность содержания игры
  • Возрастная адресованность
  • Вариативность
  • Ориентировка на интересы и желания детей, на избирательность к тем или иным играм
  • Разнообразие игр

        Для более удобного использования картотека может быть оформлена в соответствии с классификацией игр.

-  Дидактические игры:

игры по развитию речи; (Пальчиковые, артикуляционные)

музыкальные игры; (на развитие слухового восприятия, ритмопластики )

математические игры; (форма, цвет, положение в пространстве, )

      игры по формированию целостной картины мира;

      строительно-конструктивные игры и прочее (см. Прил.1)

-Спортивные игры:

  • Подвижные

- по степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре,

- по видам движений (игры с бегом, метание и др.),

- по содержанию: сюжетные, несюжетные.

Сюжетные ПИ отражают в условной форме  жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, автомобиль, гуся и др.

Несюжетные ПИ содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели, типы игр:

 Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учётом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребёнка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

  • Игры-забавы
  • Хороводные
  • Игры-ловишки
  • Театрализованные
  • Сезонно-обрядовые

        Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее — он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.

Список используемой литературы

1.Богуславская З.М  Смирнова О.Е. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1991-207с.

2.Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

3. Зворыгина Е.В. «Формирование игры у детей второго и третьего года жизни. Игра дошкольника». М. Просвещение, 1989.-286 с.

4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/25/kartoteka-po-teme-igrushki

5. https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/sieminar-dielovaia-ighra-po-tiemie-orghanizatsiia-ighrovoi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Классификация дидактических игр»

http://www.bestreferat.ru/images/paper/69/64/7556469.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг для детей и родителей "Магазин игрушек". (2 младшая группа)

способствовать:- обучению родителей игровому взаимодействию и общению с ребенком.- построению доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитию «Путешествие в страну игрушек» 1 младшая группа

Путешествие в страну игрушек (сенсорика)Цель: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.Задачи:·        Воспитательные: создать радостное настроение; в...

Конспект интегрированного занятия "Магазин игрушек "2 младшая группа

Цель:1. Закрепить умение находить количество и свойство предметов в специально-созданной обстановке.2. Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.3. Учить правильно пользоваться кисто...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитию «Путешествие в страну игрушек» 1 младшая группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по сенсорному развитию «Путешествие в страну игрушек» 1 младшая группа...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспект занятия по сенсорному развитию «Путешествие в страну игрушек» 1 младшая группа

Конспект занятия по сенсорному развитию «Путешествие в страну игрушек» 1 младшая группа Путешествие в страну игрушек (сенсорика)Цель: формирование восприятие цвета, формы, величины пр...