Формируем графические навыки у дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сухорутченко Ольга Федоровна

Материал может быть использован педагогами в работе, направленной на развитие мелкой моторики и при подготовке ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудности формирования графических навыков в дошкольном возрасте

Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе и профилактики школьной неуспеваемости. По данным специалистов, у многих современных детей, посещающих начальную школу, появляется дисграфия- нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Часть из них имеют моторную дисграфию, т.е. нарушение письма, обусловленное несформированностью его моторного и графического компонентов.

Одной из наиболее распространенных в дошкольном возрасте проблем является слабость крупной и мелкой моторики у ребенка. Она обнаруживает себя также в рисунках. Если анализировать рисунок дошкольника по каким признакам можно определить, что у него недостаточно сформирована крупная и мелкая моторика?

  • неровные, дрожащие линии
  • слишком слабый или слишком сильный нажим, неравномерный при закрашивании;
  • рисунок с трудом умещается на листе или в определенном контуре;
  • возникают трудности с проведением прямой линии в заданную точку;
  • рисованием плавной линии, например, вместо волнистой линии получается зубчатая);
  • рисунок слишком крупный или мелкий по сравнению с образцом

В процессе формирования графических навыков у таких детей желательно соблюдать ряд правил:

  • следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать внимание на это самого ребенка;
  • начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким (сначала на листах А3, потом А4);
  • осуществлять с детьми отработку контуров (многократное обведение изображение пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолинками и т.д.);
  • проводить работу с «дорожками» (рисовать линии по заданной «дорожке»- это является одним из этапов подготовки к работе в строке);
  • учить рисовать плавные линии (волны, лианы, гоночные трассы для автомобилей) сначала на больших листах, затем постепенно переходя к формату А4;
  • рисовать заданные линии или фигуры с открытыми или закрытыми глазами, правой, левой рукой, двумя руками одновременно;
  • использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином, процарапыванием на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т.д.)

В обучении непосредственно графическим навыкам следует сделать акцент на:

  • работе с лабиринтами;
  • графических диктантах;
  • создании орнаментов (раскрашивание, рисование по образцу);
  • обучение поэтапному копированию изображений;
  • использование в продуктивной деятельности графических форм изображения человека, дерево, птицу, животное и т.д.)

Литература:

С.П.Циновская «Трудности формирования графических навыков в дошкольном возрасте». Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №10/2015/с.26.



Предварительный просмотр:

Развиваем графические навыки

дошкольников

Каждый из родителей хочет, чтобы ребенок был внимательным, сосредоточенным и аккуратным..

К пяти годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук:

  • разные виды плетений из бумаги, ткани, тесьмы;
  • изготовление бус;
  • лепка из пластилина, теста;
  • сортировка природного материала по цвету и форме;
  • составление узора из счетных палочек;
  • работа с ножницами;
  • пальчиковые игры;
  • рисование и раскрашивание.

Но кроме всего этого существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук, зрительного восприятия и внимания.

Графика - один из видов изобразительного искусства, в котором изображение дается в виде рисунка, нанесенного на какую- либо плоскость в линейных формах. Слово «графика» произошло от греческого, что означает «пишу», «рисую».

Детям с нарушением зрения, трудно даются действия: рисование простым карандашом или фломастером. В результате наблюдается сниженный контроль над качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживает ход развития зрительно- двигательных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия руки и глаза. Изображенные предметы можно заштриховать или закрасить. Закрашивание контура производят или цветными карандашами, или фломастерами.

Требования к закрашиванию:

  1. Не выходить за контуры фигуры.
  2. Закрашивать в одном направление.
  3. При закрашивании не оставлять белых пятен.
  4. Долго не красить на одном месте.

Как известно рисование предметных изображений способствует уточнению, конкретизации зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета, а обводка готового контура предмета к тому же при зрительной патологии становится коррекционным средством развития образа предмета. Так, например, рисование, обводка различных линий :

прямых, ломанных, прерывистых, волнистых – обогащает представления детей о том, как образуются эти линии и как их следует рисовать.

Упражнения «Самый меткий». Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (при этом руку нельзя отрывать от бумаги).

  • Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
  • Проведи свой корабль кратчайшим путем.
  • Проследи путь бабочки.

Упражнения «Узнай, кто я». Предлагается определить по точкам, что нарисовано. По точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель (так, чтобы не было слишком сложно и было бы знакомо малышу).

Упражнения «Заштрихуй фигурки». Штрих- это множество прямых, а иногда и не прямых, но обязательно повторяющих друг друга по форме, движению и толщине линий, расположенных на равном расстоянии друг от друга и оптически образующих ровный тон. Оптический эффект тона создается за счет чередования линий и промежутков между ними.

Правило штриховки:

  1. Вначале прорисовать в воздухе, затем в тетради.
  2. Не выходить за контуры фигуры.
  3. Соблюдать параллельность линий, они не должны пересекаться.
  4. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см (это соответствует ширине прописной буквы).
  5. Штриховать только в заданном направлении.

По ходу выполнения заданий обратите внимание на следующее: какой рукой малыш рисует; как он работает с образцом, часто ли смотрит на него; быстро или медленно проводит линии; отвлекается ли во время работы; задает ли вопросы во время работы; сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом. Это позволит вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе, умение точно скопировать образец, выявить развитие произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации тонкой моторики рук.

В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке развиваются самоконтроль и саморегуляция движений руки под контролем зрения.

Наряду с этим все выше сказанные упражнения рекомендуются врачами – офтальмологами для развития остроты зрения в период лечения амблиопии и косоглазия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графических навыков у дошкольников

Рекомендации для родителей как подготовить руку ребенка к письму....

Развитие графических навыков у дошкольников. Буклет

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывает значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые...

Опыт работы "Развитие графических навыков у дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей подготовительной группы. Представлен опыт работы по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие графических навыков у дошкольников

значение развития графических навыков у дошкольников...

Гигиенические правила при формировании графических навыков у дошкольников.

Здесь описаны необходимые требования для успешного и комфортного обучения детей письму и печатанию, а также примеры гимнастики для рук, шеи, глаз и позвоночника....

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие графического навыка у дошкольников средней группы»

Актуальность данного навыка заключается в том, что он позволяет решать много задач и проблем в обучении детей....