«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Пыльнова Дарья Константиновна

рабочая программа по самообразованию

2016 - 2017 гг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_samoobrazovaniyu.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №36»

г. Новомосковск Тульская область

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ

 НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

                                                                                         Выполнил:

                                                                                         воспитатель Пыльнова Д.К.

2016-2017 уч. год

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка  

1.1.1.

Цели и задачи реализации рабочей программы

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

1.1.3.

Значимые характеристики

1.2.

Планируемые результаты освоения рабочей программы                                          

1.2.1.

Планируемые итоговые результаты освоения рабочей программы        

1.2.2.

Промежуточные результаты освоения рабочей программы

1.2.3.

Система оценки результатов освоения рабочей программы

2.

Содержательный раздел

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с

направлениями развития ребенка

2.1.1.

Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность)

2.2.

Методы и средства реализации рабочей программы

2.2.1.

Методы реализации рабочей программы

2.2.2.

Средства реализации рабочей программы

3.

Организационный раздел

3.1.

Календарно-тематическое планирование

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводя ребёнка в контекст культуры человеческих отношений. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Именно в искусстве веками концентрировался духовно – практический и ценностно - эвристический опыт человечества. Поэтому художественно – эстетическое воспитание по самой сути своей направлено на формирование внутреннего мира растущего человека и его духовно нравственного облика.

В основе художественно – эстетического воспитания лежит приобщение ребёнка к великому духовному эмоциональному опыту, вложенному в искусстве народов земли, через полноценное творчество и сотворчества детей, восприятие и созидание художественных образов.

Рабочая программа в целостном образовательном процессе будет реализовываться через экскурсии в природу, наблюдения, беседы, рассматривание предметов искусства, репродукций картин, посещения музеев, выставок, творческих встреч с местными художниками, поэтами и музыкантами, экскурсии в библиотеку, художественную школу, художественное училище.  

Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 36», которая в свою очередь разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

При разработке рабочей программы учитывались следующие нормативные документы:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);

-Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

-Устав МКДОУ «Детский сад № 36»;

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677 (с изм.);

-Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001 г. № 90/30-16).

1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель и задачи деятельности воспитателя по реализации рабочей программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом МКДОУ «Детский сад № 36».

Цель программы: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности через использование в творчестве нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

-формировать представление о красоте окружающей природы, способность испытывать радость от общения с ней;

-создавать условия для самостоятельного изображения природы в детских рисунках;

-поддерживать интерес к природе родного края и ее изображению на картинах художников;

-развивать творческие способности дошкольников.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы

-поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства;

-понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период подготовка к следующему этапу развития;

-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и детей;

-уважение личности ребенка;

-реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество Организации с семьей;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

-принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами.

1.1.3.Значимые характеристики

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в старшей разновозрастной группе.

В старшей разновозрастной группе (от 5 до 7 лет) – 21 человек.

Возрастные особенности психофизического развития детей: развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

1.2.Планируемые результаты освоения рабочей программы  

1.2.1.Планируемые итоговые результаты освоения рабочей программы                                                

После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:

-замечать красоту окружающего мира природы, изменения, которые в ней происходят;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-обладать элементарными представлениями из области живой природы;

-бережно относиться к животным и растениям;

-передавать различными изобразительными средствами впечатления об увиденном;

-чувствовать потребность в диалоге с произведениями искусства и живой природой;

-высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений, а также свое отношение к творчеству художников.

После реализации рабочей программы в детском саду будут созданы:

- мини-музей творчества художников;

- картотека стихотворений о природе;

- фонотеки видео- и аудиозаписей с музыкой русских композиторов;

- организованы выставки семейного творчества.

 Срок реализации: 1 год (с ноября по май).

1.2.2.Промежуточные результаты освоения рабочей программы

Направление

Вид деятельности

Результаты

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность 

-Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

-Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

-Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

-Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

-Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

-Использует разные материалы и способы создания изображения.

1.2.3.Система оценки результатов освоения рабочей программы

В рамках реализации программы предусмотрены способы и формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Способы и формы

выявления результатов

Способы и формы фиксации

результатов

Способы и формы предъявления

результатов

Беседа, опрос, наблюдение

Выставки,

Итоговые занятия

Анализ мероприятий

Анализ приобретенных

навыков

Грамоты

Дипломы

Фотоотчёты

 Отзывы (детей и    родителей)

Методические разработки

Выставки

Готовые изделия

Отчеты

Открытые просмотры НОД

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Содержание рабочей программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Содержание рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.

2.1.1.Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность)

Стремится созерцать красоту окружающего мира. Умет передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Стремится наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

Стремится передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Предметное рисование. Умеет передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращает внимание на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; Стремится передавать эти отличия в рисунках.

Умеет передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращает внимание на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.). Умеет передавать движения фигур.

Умеет располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Знает способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Имеет навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Умеет рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Умеет рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Умеет смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами умеет передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.

Сюжетное рисование. Умеет создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.).

Умеет располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

Обращает внимание на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Умеет располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).

Декоративное рисование. Имеет знания о дымковских игрушках и их росписи; создает изображения по мотивам народной декоративной росписи, знаком с ее цветовым строем и элементами композиции

Знаком с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков).   Знаком с региональным (местным) декоративным искусством.

Умеет составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской росписи: знаком с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Умеет создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

2.2.Методы и средства реализации рабочей программы

2.2.1. Методы реализации рабочей программы

Методы работы с детьми (новая классификация методов: авторы - Лернер И.Я., Скаткин М.Н.):

*       информативно - рецептивный;

*       репродуктивный;

*       исследовательский;

*       эвристический;

*       метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

-рассматривание;

-наблюдение;

-экскурсия;

-образец воспитателя;

-показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

-беседу;

-рассказ, искусствоведческий рассказ;

-использование образцов педагога;

-художественное слово.

Репродуктивный метод включает в себя:

-прием повтора;

-работа на черновиках;

-выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только

самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает

самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

2.2.2.Средства реализации рабочей программы

Важнейшие образовательные ориентиры:

-обеспечение эмоционального благополучия детей;

-создание условий для формирования доброжелательного внимательного отношения детей к другим людям;

-развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

-развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельность.

Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

-проявлять уважение к личности ребёнка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;

-создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;

-обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;

-обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребёнка;

-обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;

-обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов Организации, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.


3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Календарно-тематическое планирование

Непосредственная организованная деятельность

Организованная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

Сотрудничество с семьей

Ноябрь

Тема: «Монотипия»

Цель: Учить детей новому способу рисования: монотипии, когда рисунок изображается на одной половине листа и при сложении его пополам, получается отпечаток на другой половине; способствовать созданию сюжетов на разную тему; воспитывать творческую инициативу.

Составление и рассматривание альбома «Поздняя осень в картинах художников»;

Наблюдения за погодой и природой;

Исследовательская деятельность: «Зачем опадают листья».

Д/и «Палитра поздней осени»;

Д/и «Найди картины, где изображено начало, середина и конец осени»

Сочинение на тему: «Разговор деревьев в конце осени»

Декабрь

Тема: «Рисование пластилином»

Цель: Учить детей новому способу рисования: пластилином, выбирая сюжет по своему усмотрению; развивать мелкую моторику руки; воспитывать интерес к творчеству.

Наблюдения за погодой и природой;

Исследовательская деятельность: «Почему елка всегда зеленая»;

Составление и рассматривание альбома «Зимние пейзажи русских художников»;

Составление описательных рассказов по картинам

Рисование зимних этюдов;

Д/и «Зимняя палитра»;

Рисование пластилином

Выставка «Новогодняя композиция»

Январь

Тема: «Техника пуантелизм»

Цель: Познакомить детей с таким направлением в живописи, как пуателизм, художниками, работавшими в этой технике; учить самостоятельно работать в технике пуантель; развивать мелкую моторику руки; воспитывать творческую инициативу.

Исследовательская деятельность: «Почему появляются морозные узоры»;

Сочинение на тему «Зимняя сказка»

Рассматривание альбома: «Зимние пейзажи русских художников»

Фоторепортаж «Зимние каникулы»

Февраль

Тема: «Тампонирование»

Цель: Учить детей отражать красоту зимнего пейзажа в технике тампонирование; формировать самостоятельность при выборе сюжета и палитры красок; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Исследовательская деятельность: «Почему зимой рано темнеет»;

Наблюдения за погодой и природой в вечернее время

Д/и «Перспектива»;

Д/и «Собери пейзаж»

Акция «Кормушка для птиц»

Март

Тема: «По мокрому листу»

Цель: Учить детей отражать в рисунках начало весны в технике «по мокрому листу»; развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать интерес к рисованию.

Наблюдения за погодой и природой;

Исследовательская деятельность: «Как пробуждается природа»;

Составление и рассматривание альбома репродукций картин «Весенняя природа»

Рисование весенних этюдов;

Д/и «Весенняя палитра»

Фоторепортаж «Лед идет»

Апрель

Тема: «Набрызг»

Цель: Учить детей новой технике рисования: набрызг, при этом самостоятельно выбирать сюжет, средства выразительности; развивать творческие способности, интерес к рисованию.

Презентация «Космос»;

Наблюдения в природе;

Экскурсия в библиотеку;

Составление описательных рассказов по картинам

Рассматривание альбома «Космос»;

С/р. игра «Мы космонавты»;

Рисование «Космос»

Выставка семейных поделок «Космос»

Май

Тема: «Поделки в технике торцевания»

Цель: Учить детей работать в новой технике: торцевание; самостоятельно подготавливать все необходимое для работы; развивать мелкую моторику рук и пальцев; воспитывать творческую самостоятельность и инициативу.

Наблюдения за цветущими деревьями;

Исследовательская деятельность: «Какие цветы расцветают первыми»;

Составление и рассматривание альбома репродукций картин «Город в весеннем цвету»;

Сочинение на тему: «О чем рассказал первый весенний цветок»;

Составление описательных рассказов по картинам

Рисование «Цветущий месяц май»;

Д/и «Из чего состоит пейзаж»;

Рассматривание альбома «Цветы»

Фоторепортаж «Наш город в весеннем цветении»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме: «Формирование интереса к изобразительному творчеству у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………………….3Нормативно-правовые документы…………………………………………………...3Цель программы………………………………………………………………………3Задачи программы…………………………………………………………………….3Особ...

«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....

«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Дополнительная образовательная программа по кружковой работе опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абс...

Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ.

Доступность  использования   нетрадиционных   техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников. Самыми  простыми  и  доступным...