Рабочая программа по теме: «Формирование интереса к изобразительному творчеству у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
рабочая программа на тему

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………………….3

Нормативно-правовые документы…………………………………………………...3

Цель программы………………………………………………………………………3

Задачи программы…………………………………………………………………….3

Особенности детей……………………………………………………………………4

Предполагаемые результаты…………………………………………………………4

Срок реализации………………………………………………………………………4

Календарно-тематическое планирование……………………………………………5

Целевые ориентиры развития ребенка………………………………………………9

Методическое обеспечение…………………………………………………………10

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    В современном мире  ученые – педагоги, социологи, философы, культурологи отмечают тревожный симптом – примету нашего непростого времени, нашего жесткого и жестокого циничного социума, - в последнее десятилетие снизилась потребность в творческих личностях. Происходит усреднение таланта. Невостребованность, а значит, затухание и гибель таланта, творчества,  горение, духовности – это дорога в никуда.

А искусство – это прямой путь к возрождению нравственности, духовности  общества.

    Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное  эмоциональное переживание, ненавязчиво вводя ребёнка  в контекст культуры человеческих  отношений.

Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе.

Именно в искусстве веками концентрировался духовно – практический и

ценностно - эвристический опыт человечества. Поэтому художественно – эстетическое воспитание по самой сути своей направлено на формирование внутреннего мира растущего человека и его духовно нравственного облика.

    В основе художественно – эстетического воспитания лежит приобщение ребёнка к великому духовному  эмоциональному опыту, вложенному в искусстве народов земли, через полноценное творчество и сотворчества детей, восприятие и созидание художественных образов.

          Рабочая программа в целостном образовательном процессе будет реализовываться через экскурсии в природу, наблюдения, беседы, рассматривание предметов искусства, репродукций картин, посещения музеев, выставок, творческих встреч с местными художниками, поэтами и музыкантами, экскурсии в библиотеку, художественную школу, художественное училище.  

Нормативно – правовые документы, используемые при разработке рабочей программы:

- Закон РФ «Об образовании» от  29.12.12 г № 273 ФЗ;

- Концепция дошкольного воспитания(1989);

- ФГОС приказ Мин.обр. науки № 11. 55 от 17. 10. 2013г.

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677 (с изм.);

-Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001 г. № 90/30-16)

Цель программы: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности через использование в творчестве нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

- формировать представление о красоте окружающей природы, способность испытывать радость от общения с ней;

- создавать условия для самостоятельного изображения природы в детских рисунках;

- поддерживать интерес к природе родного края и ее изображению на картинах художников;

- развивать творческие способности дошкольников.

 Особенности детей:

В детском саду функционирует 6 возрастных групп:

- 2 младшая группа 3-4 года;

- средняя группа 4-5 лет;

- старшая группа 5-6 лет;

- две подготовительные к школе группы 6-7 лет;

- разновозрастная специализированная группа для детей с ОНР 5-7 лет.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. При наличии неврологической симптоматики в поведении детей с ОНР отмечается повышенная нервозность, суетливость, двигательное беспокойство, агрессивность и повышенная конфликтность, тревожность, пониженный фон настроения. Дети с ОНР недостаточно уверенны в себе, малоинициативны, недостаточно общительны в силу несформированности  коммуникативно-речевых навыков.  Общение с природой, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, творчество в изобразительной деятельности может помочь детям с ОНР справиться с этими проблемами.

Как показывают наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, а также анализ их рисунков, в нашем детском саду много творчески одаренных детей. Талант и инициативу таких ребят нужно поддерживать и развивать, что и предполагает предлагаемая рабочая программа.      

 Предполагаемые результаты.

После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:

- замечать красоту окружающего мира природы, изменения, которые в ней происходят;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- обладать элементарными представлениями из области живой природы;

- бережно относиться к животным и растениям;

- передавать различными изобразительными средствами впечатления об увиденном;

- чувствовать потребность в диалоге с произведениями искусства и живой природой;

- высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений, а также свое отношение к творчеству художников;

После реализации рабочей программы в детском саду будут созданы:

- мини-музей творчества художников;

- картотека стихотворений о природе;

- фонотеки видео- и аудиозаписей с музыкой русских композиторов;

- организованы выставки семейного творчества.

 Срок реализации: 1 год (с сентября по май).


Календарно-тематическое планирование.

Непосредственная организованная деятельность

Организованная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

Сотрудничество с семьей

Сентябрь

Тема: «Рисование на камнях»

Цель: Познакомить детей с историей наскальной живописи; учить рисовать на камнях разные сюжеты и изображения; развивать мелкую моторику руки; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Исследовательская деятельность: «Наскальная живопись»;

Составление и рассматривание альбома «Наскальная живопись»;

Экскурсия в городской краеведческий музей; тема: «Исчезнувший мир»

Рисование по сюжетам наскальной живописи

Выставка семейных работ «Живопись, застывшая в камне»

Октябрь

Тема: «Рисование осени мятой бумагой»

Цель: Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдений за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую, разнообразную по цвету окраску листвы, используя при этом отпечатки мятой бумаги; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Составление и рассматривание альбома «Осень в картинах русских художников»;

Составление описательных рассказов по картинам;

Рассматривание осенних деревьев;

Исследовательская деятельность: «Почему у осенних деревьев разный цвет листьев»

Рисование осенних этюдов;

Составления гербария «Опавшие листья»;

Д/и «Осенняя палитра»

Выставка поделок «Дары осени»;

Сочинение на тему: «О чем шепчутся деревья»

Ноябрь

Тема: «Монотипия»

Цель: Учить детей новому способу рисования: монотипии, когда рисунок изображается на одной половине листа и при сложении его пополам, получается отпечаток на другой половине; способствовать созданию сюжетов на разную тему; воспитывать творческую инициативу.

Составление и рассматривание альбома «Поздняя осень в картинах художников»;

Наблюдения за погодой и природой;

Исследовательская деятельность: «Зачем опадают листья»;

Д/и «Палитра поздней осени»;

Д/и «Найди картины, где изображено начало, середина и конец осени»

Сочинение на тему: «Разговор деревьев в конце осени»

Декабрь

Тема: «Рисование пластилином»

Цель: Учить детей новому способу рисования: пластилином, выбирая сюжет по своему усмотрению; развивать мелкую моторику руки; воспитывать интерес к творчеству.

Наблюдения за погодой и природой;

Исследовательская деятельность: «Почему елка всегда зеленая»;

Составление и рассматривание альбома «Зимние пейзажи русских художников»;

Составление описательных рассказов по картинам

Рисование зимних этюдов;

Д/и «Зимняя палитра»;

Рисование пластилином

Выставка «Новогодняя композиция»

Январь

Тема: «Техника пуантель»

Цель: Познакомить детей с таким направлением в живописи, как пуателизм, художниками, работавшими в этой технике; учить самостоятельно работать в технике пуантель; развивать мелкую моторику руки; воспитывать творческую инициативу.

Исследовательская деятельность: «Почему появляются морозные узоры»;

Сочинение на тему «Зимняя сказка»

Рассматривание альбомов: «Зимние пейзажи русских художников», «Зима на Алтае»

Фоторепортаж «Зимние каникулы»

Февраль

Тема: «Тампонирование»

Цель: Учить детей отражать красоту зимнего пейзажа в технике тампонирование; формировать самостоятельность при выборе сюжета и палитры красок;  воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Исследовательская деятельность: «Почему зимой рано темнеет»;

Наблюдения за погодой и природой в вечернее время

Д/и «Перспектива»;

Д/и «Собери пейзаж»

Акция «Кормушка для птиц»

Март

Тема: «По мокрому листу»

Цель: Учить детей отражать в рисунках начало весны в технике «по мокрому листу»; развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать интерес к рисованию.

Экскурсия на выставку картин В. Стволова в музей;

Наблюдения за погодой и природой;

Исследовательская деятельность: «Как пробуждается природа»;

Составление и рассматривание альбома репродукций картин «Весенняя природа»;

Рисование весенних этюдов;

Д/и «Весенняя палитра»

Фоторепортаж «Лед идет»

Апрель

Тема: «Набрызг»

Цель: Учить детей новой технике рисования: набрызг, при этом самостоятельно выбирать сюжет, средства выразительности; развивать творческие способности, интерес к рисованию.

Презентация «Космос»;

Наблюдения в природе;

Экскурсия в библиотеку;

Составление описательных рассказов по картинам

Рассматривание альбома «Космос»;

С/р. игра «Мы космонавты»;

Рисование «Космос»

Выставка семейных поделок «Космос»

Май

Тема: «Поделки в технике торцевания»

Цель: Учить детей работать в новой технике: торцевание; самостоятельно подготавливать все необходимое для работы; развивать мелкую моторику рук и пальцев; воспитывать творческую самостоятельность и инициативу.

Наблюдения за цветущими деревьями;

Исследовательская деятельность: «Какие цветы расцветают первыми»;

Составление и рассматривание альбома репродукций картин «Город в весеннем цвету»;

Сочинение на тему: «О чем рассказал первый весенний цветок»;

Составление описательных рассказов по картинам;

Экскурсия в Новоалтайское художественное училище

Рисование «Цветущий месяц май»;

Д/и «Из чего состоит пейзаж»;

Рассматривание альбома «Цветы»

Фоторепортаж «Наш город в весеннем цветении»


Целевые ориентиры развития ребенка в процессе

реализации рабочей программы:

- ребенок проявляет любознательность;

- задает вопросы взрослым и сверстникам;

- интересуется причинно-следственными связями;

- пытается  самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором живет;

- знаком с произведениями детской литературы;

- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории родного города.

Методическое обеспечение программы:

- Закон РФ «Об образовании» от  29.12.12 г № 273 ФЗ;

- Концепция дошкольного воспитания(1989);

-  ФГОС приказ Мин.обр. науки № 11. 55 от 17. 10. 2013г.

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677 (с изм.);

- Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001 г. № 90/30-16);

- Программа «Воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильева,

Москва – Синтез 2006г.

- Программа «Группы здоровья» В.Г. Алямовская, Москва «Просвещение»

- Программа «Я человек» С.Н. Козлова, Москва «Просвещение»

- Программа «Радуга» Т. Н. Доронова, Москва «Просвещение» 1993г.

- Программа  социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Расти счастливым» Т.Д. Пашкевич, Барнаул 2002г.

- «Малыш в мире искусства родного края» Е.В. Затееева , Учебно-методический комплекс художественно-эстетического образования дошкольников, Барнаул 2006 г.

- Программа художественного воспитания, обучения и развития  детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова, Карапуз-дидактика Москва 2006г.

- «Знакомим с пейзажной живописью» Н.А. Курочкина Санкт-Петербург «Детство-пресс»2003г.

- «Знакомим с натюрмортом» Н.А. Курочкина Санкт-Петербург «Детство-пресс»2003г.

- Серия «Сказки о художниках» С.В.Виноградова, Издательство «Белый город»

- «Какого цвета снег» Издательство «Малыш» 1988г.

- «Изобразительная деятельность дошкольников» Г.Г.  Григорьева Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.-М.: академия, 1997.

- «Детское художественное творчество» Т.С. Комарова Мозаик-Синтез, 2010.

- «Радость творчества» О.А. Соломенкова Мозаик-Синтез,2006.

- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей» А.В.  Никитина КАРО, 2010.

- «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ»-

Т.А. Цквирария  М.: Сфера, 2011.

- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1» Г.Н.  Давыдова -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2» Г.Н. Давыдова -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

- «Развитие детского творчества в изобразительном искусстве» Л.Ф.  Савченко Методические рекомендации, Витебск, 1995.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития  познавательных способностей, нравственно-...

План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования»

План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "нетрадиционные техники рисования"...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией "

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и первые проявления творчеств...

Программа художественно-эстетической направленности по развитию изобразительного творчества для детей старшего дошкольного возраста «Мои фантазии»

Область «Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет фор...

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста "Нетрадиционные техники рисования"

Знакомство родителей детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования такими, как рисование свечой, монотипия, кляксография с трубочкой, пуантилизм т.д. Более подробную информ...