Познавательно – исследовательский проект Тема: «Почему надо воду беречь». Воспитатель: Зубкова Вера Александровна, МБДОУ д/с № 10 «Ивушка».
проект на тему

ВЕЛИЧКО   Валерия   Витальевна

Краснодарский край,  Тбилисский район,  станица  Нововладимировская

МБДОУ д/с  № 10 «Ивушка»,  подготовительная к школе группа

Познавательно – исследовательский проект

 Тема: «Почему надо воду беречь».

Воспитатель: Зубкова Вера Александровна,  МБДОУ д/с № 10 «Ивушка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Аннотация»

        Обостренное внимание  к экологическим проблемам водных ресурсов, от решения которых зависит будущее  каждого человека, стало причиной, побудившей формировать у дошкольников представление о значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости этого, не раскроем всей проблемы. Целью нашего проекта является  воспитание бережного отношения к пресной воде. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство с физическими свойствами воды и как необходимо беречь воду и для чего.  Проект позволяет расширить представления детей о воде, о ее ценности и пользе; ознакомить с процессом экономии воды; развивать умение наблюдать, сравнивать, подводить итоги.

     Проект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей,  и всех, кто заинтересован  проблемой ознакомления детей дошкольного возраста со значением воды в жизни человека.

     

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Мы решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать. Поэтому выбрали тему исследования: « Почему воду надо беречь».

Цель работы: воспитание бережного отношения к пресной воде.

Задачи:

Узнать о запасах пресной воды.

Выяснить, где мы теряем воду.

Определить, как устранить потери воды.

Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.

Объект исследования: пресная вода.

Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.

Приблизительная продолжительность проекта: краткосрочный – 2 недели.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

Технологии – оборудование:

1. Фотоаппарат;  2. Компьютер; 3. Интернет; 4. Принтер;

 Другие: магнитофон для прослушивания музыки на природе; организация игр с ребёнком.

Ресурсы: Проведение экскурсии к реке, водоканалу.

Методы:

самостоятельное обдумывание,

чтение книг,

поиск информации в Интернете,

наблюдение,

эксперимент.

 

 

 

       Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде. Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Почему надо беречь воду». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, я воспитываю аккуратного, но бессердечного человека.   Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе, дома. Почему была выбрана тема «Почему надо беречь воду»? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле.

Информация из Интернета.

97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.

2 % воды - это льды.

1 % воды – это пресная вода.

3 %– пригодны для человека. Запасы пресной воды распределены так: Запасы пресной воды на Земле (3 %).

69-75 % -  Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.

24-30 % -  грунтовые воды.

0,5 % -      атмосферная влага.

0,5 % -      поверхностные воды.

Интересные факты о  воде.

- Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды;

- Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту;

- Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час;

- Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки;

- На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды;

- При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды;

- При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды;

- Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды;

- Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды;

- Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.

 

ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап.

1. Подборка материала,  пособий,  экспериментов и опытов  по теме.

2. Проведение беседы с ребёнком в отношении расходования воды: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни».

3. Чтение ребёнку сказки о воде: Б. Заходер   «Как люди обидели реку».

4. Просматривание мультфильма «Домовенок  Кузя». (Приложение № 1)

 

Исследовательский этап.

В течение проекта ребёнок вместе с взрослым:

Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.

Проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.

Беседует: «Как мы бережем воду дома», « Как она попадает в кран».

Знакомится с водой и ее свойствами.

          Из этого мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти? Мы стали наблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно: Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Неплотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Ребёнок в столовой моет руки, открыв кран полностью.

Было проведено наблюдение за краном, который был неплотно закрыт и выяснили, что за 1 минуту утекло -  6 капель воды; за 1 час  - 35 мл  воды; за 1 сутки – 840 мл; за 1 месяц – 25л  200мл воды.

Эксперимент «Отношение к воде»

      Мы посчитали, сколько денег платишь, дома за воду за 1 месяц, вычислили, сколько это будет за 1 год. Получилось - много. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой как раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить 1 кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги. (Приложение 2)

Интервью  «Свойства воды»

        Во время опытов мы выяснили, какие бывают свойства воды: прозрачная, без запаха, бесцветная, растворительная, текучая.

Во время работы с проектом провели опыты и экспериментирование с водой. Создали картотеку с опытами. Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, по сбережению воды, мы провели интервью среди родственников и соседей. Проанализировав, ответы родственников и соседей мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других людей к данной проблеме.

Вопросы: 1. Опасно ли загрязнение воды для человека?   2.Должен ли каждый человек беречь воду?

Из результатов таблицы мы сделали вывод, что большинство людей осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. (Приложение № 3)

Проведение опытов и экспериментов:

Первый опыт. ( Приложение №4)

Цель: Выяснить, что происходит с водой в процессе замерзания.

Второй опыт.  (Приложение № 5)

Цель: Выяснить, может ли иголка или шашки удержаться на поверхности воды.

Третий опыт.  (Приложение № 6)

 Цель: Выяснить, сгорит ли свеча в воде до конца.

Четвёртый опыт.  (Приложение № 7)

 Цель: Выяснить, как поведёт себя яйцо в пресной и солёной воде.

Пятый опыт.  (Приложение № 8)

Цель: Можно ли склеить бумагу водой?

Шестой опыт.  (Приложение № 9)

Цель: Для чего человек использует воду?

Седьмой опыт.  (Приложение № 10)

Цель: Пар это тоже вода.

Восьмой опыт.  (Приложение № 11)

 Цель: В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.

Девятый опыт.  (Приложение № 12)

Цель: Вода необходима для  жизни и роста  растений.

Заключение.

В ходе реализации проекта мы (педагоги и родители) расширяли знания детей о воде, знакомили со свойствами воды, нацелили на рациональное использование воды, бережное отношение к ней.

Чтобы сократить потери воды, надо:

-не оставлять краны открытыми;

-следить за исправностью кранов;

-регулировать силу струи воды;

-мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.

-выключать воду, пока чистим зубы;

-уменьшать напор, когда моем посуду;

-в унитазе снизить уровень заполнения;

-мыть посуду в чашке.

Правила бережного отношения к воде.

            Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Жизнь вокруг нас / Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. – Ярославль: Академия развития, 2003.

2.  Экология – здоровье //Дошкольное воспитание / Алексеева Е.Н. – 2000. – № 7. – С. 15-20.

3. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание / Бобылева Л.К. – 1997. – № 7. – С. 16-19.

4.  Добро пожаловать в экологию/  Воронкевич О.А.-  С-Пб.: «Детство-пресс», 2001.

5. Наш дом – природа. Волшебная вода / Н.А.Рыжова -  М, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

1.Сказка о воде  «Как люди обидели реку».

Б. Заходер

 

 

Рассказ «Как люди речку обидели»

        Жила-была  голубая  Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

2. Просмотр  мультфильма   «Домовёнок  Кузя».

 

 

 

Приложение № 2

Эксперимент «Отношение к воде»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Интервью  «Свойства воды»

 

 

Ответы

да

нет

не знаю

да

нет

не знаю

Родственники

5

0

2

7

0

0

Соседи

6

0

1

5

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

Первый опыт.

Цель: Выяснить, что происходит с водой в процессе замерзания.

Вывод: Объём воды увеличивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

Второй опыт.

Цель: Выяснить, может ли иголка или шашки удержаться на поверхности воды.

Вывод: Вода способна удержать иголку и шашки на поверхности.

 

 

 

Приложение № 6

Третий опыт.

 

Цель: Выяснить, сгорит ли свеча в воде до конца.

Вывод: Свеча сгорела до конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 7

Четвёртый опыт.

 

Цель: Выяснить, как поведёт себя яйцо в пресной и солёной воде.

 Вывод: В пресной воде яйцо тонет. В соленой воде – всплывает на поверхность. Если вливать по очереди пресную и солёную, яйцо плавает в толще воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 8

Пятый опыт.

Цель: Можно ли склеить бумагу водой?

Вывод: Вода обладает склеивающим действием.

 

Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 9

Шестой опыт.

Цель: Для чего человек использует воду?

Вывод: Человек использует воду в разном направлении.

 

 

        

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 10

Седьмой опыт.

 

Цель: Пар это тоже вода.

Вывод: Вода испаряется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 11

 

Восьмой опыт.

 Цель: В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.

Вывод: Сахар в воде растворился, и получилась сладкая вода. Вода – меняет цвет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 12

 

Девятый опыт.

Цель: Вода необходима для  жизни и роста  растений.

Вывод: выращенные цветы на участке, благодаря поливанию водой они

получили  хорошее питание и выросли.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pochemu_nado_vodu_berech.docx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе "Вода-воздух"

Познавательно-исследовательская деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках образовательной деятельности с детьми второй младшей группы.Данный проект представляет собой создание ...

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе "Водичка, водичка"

Данный проект направлен на развитие представлений детей о природном объекте-воде....

Детский познавательно-исследовательский проект "Откуда в кране вода?"

В процессе формирования культурно-гигиенических навыков (мытья рук), дети часто не закрывали кран с водой. Однажды дети спросили: "Почему надо закрывать кран?" и тогда воспитатели предложили...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Всем нужна я - Вода»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Всем нужна я - Вода» в младшей группе....

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе Вода-воздух

Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью дет...

Познавательно исследовательский проект Тема: «Волшебница вода»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Ручеек» (МБДОУ д/с №45 «Ручеек»)     Познавательно исследовательский про...