Что такое агрессивность и ее проявления в дошкольном возрасте.
статья на тему

Панкова Александра Владимировна

В данной статье я раскрываю некоторые причины и проявления агрессивных действий детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_agressivnost.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое агрессивность

 и ее проявления в дошкольном возрасте.

Итак, Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.

Очень часто мы можем заметить определенные проявления агрессии почти у всех детей в возрасте от 3-5 лет. Однако у некоторых из них агрессивность можете перерасти в устойчивую черту поведения, а далее превратиться и в качество личности. Поэтому, желательно еще в дошкольном возрасте стараться правильно реагировать на действия и поведение агрессивного ребенка.

Конечно, полностью искоренять агрессию не нужно, так как она в какой-то мере служит защитным процессом. Но необходимо снизить высокий порог агрессии до нормального и допустимого.

Какого же ребенка мы можем назвать агрессивным?

В первую очередь необходимо знать следующее:

  • на кого он нападает (на более младшего, слабого, на себя, на животных);
  • как часто он это делает;
  • нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и провоцирует ли его кто-то в этот момент;
  • как развита у ребенка наблюдаемость;
  • как проявляется агрессия;
  • степень социальной опасности проявляемой агрессии;
  • степень агрессии и способы ее проявления.

Необходимо отметить тот факт, что более четких и стандартных критериев, какое именно поведение считать агрессивным, пожалуй, на сегодняшний день нет. Родители мальчиков, например, часто оправдывают такое поведение, которое для девочек считается неприемлемым. И все же практически в каждом детском коллективе выделяются постоянные агрессоры и те, у кого такие вспышки бывают гораздо реже.

Какие особенные черты присущи агрессивным детям?

Такие дети часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент ("он мешал мне играть", "не хотел давать мне игрушку" и т.д.), что может также свидетельствовать и о страхе перед наказанием, и о низкой самооценке или высоком уровне тревожности.

- В окружающих людях такие дети могут видеть постоянную угрозу нападения или обиды.

- Они чаще всего испытывают негативные эмоции.

- Такие дети больше фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.

Агрессоры бывают разного типа: клоуны, деды и садисты!

Среди детей, обладающих высоким уровнем агрессии, можно выделить  три группы. Различие данных групп заключаются в частоте и жесткости агрессивных действий; в своей психологической характеристике (уровню интеллекта, произвольности) и в своем статусе в группе сверстников.

В первую группу входят дети, которые зачастую используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Такие дети, обычно, очень ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи, кидаются на пол, рвут и ломают предметы). Поведение лиц данной группы,  направлено, в первую очередь, на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками, а получив желаемое  внимание партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Сами  агрессивные акты имеют мимолётный, ситуативный и не отличающийся особой жестокостью характер. Сама агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. Агрессивные действия различаются ситуативностью, а более яркие и выраженные эмоции, могут наблюдаться в момент самих действий и быстро угасают. Дети данной группы занимают весьма невысокий статус в группе своих сверстников, и  их либо,   не замечают и не принимают всерьёз, либо избегают. Из слов сверстников, такие дети "Всё ломают”, "Всегда мешают”, "Никого не слушают”. Психологическое исследование показывает, что дети данной группы, значительно отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим:

  • имеют низкий уровень интеллекта – как общего, так и социального;
  • обладают неразвитой произвольностью;
  • имеют низкий уровень игровой деятельности – дети не умеют поддерживать игру, стремясь обратить на себя внимание, при этом, используя деструктивные действия и разрушая игру других.

Такие дети как обычно могут игнорировать нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), вести себя очень шумно, демонстративно обижаться, кричать. Однако следует заметить, что их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Такие данные дают возможность сделать предположение о том, что в данном случае мы можем иметь дело с некоторым отставанием в общем психическом развитии ребёнка. Такая  обострённая жажда в получении внимания и в признании себя сверстниками, не может реализоваться с помощью традиционных форм детской деятельности, а потому, в качестве средства самоутверждения такие дети и используют агрессивные действия. Такой вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, а главной задачей ребёнка здесь выступает – демонстрация себя, желание обратить на себя внимание. Ребёнок чувствует себя клоуном на арене.

Во  вторую группу входят дети, которые используют агрессию в основном как некую норму поведения в общении со сверстниками. У таких детей агрессивные действия выступают в роли определенного средства для достижения какой-то конкретной цели – например, нужного им предмета, или ведущей роли  в игре, или  выигрыша у своих партнёров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность таких детей отличается   целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям,  подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников.   Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение "лидеров”. Среди всех форм агрессивного поведения, у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью.  В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. По данным исследования, дети второй группы обладают следующими особенностями:

  • достаточно высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);
  • хорошо развитой произвольностью поведения;
  • хорошими организаторскими способностями, умением организовать игру;
  • достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;
  • высоким социальным статусом в группе сверстников.

Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: "Он первый начал”, "Он сам лезет, я не виноват”. Положительная оценка взрослого, несомненно, очень важна для них. В то же время они, как бы, не замечают собственной агрессивности. Способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструмантальным. Если такой силовой способ достижения цели приносит результат и признаётся окружающими, ребёнок со временем становится кем-то вроде пахана или "деда”, который подавляет и "держит в руках”   более мелких и слабых.

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому ребенку, выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причём более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием безо всякой видимой цели - ребёнок просто испытывает своеобразное удовольствие от страданий другого. Например, ребёнок просто хватает другого за волосы и бьёт головой об стену, или толкает  с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слёзы своей жертвы. Или девочка прячет ботинки своей подруги и с улыбкой наблюдает её слёзы, когда все собираются гулять. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну - две постоянных жертвы – более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувства вины или раскаяния при этом совершенно у них отсутствует. Определенные нормы и правила общественного поведения открыто ими игнорируются.  Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчёт. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они  рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.

По результатам психологического исследования такие дети имеют:

  • очень средние показатели интеллекта;
  • поведенческая произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
  • имеют довольно низкий социальный статус в группе сверстников – их просто боятся и стараются  избегать;
  • уровень развития игры также находится на средних уровнях, однако содержание их игр часто носит агрессивный характер – все дерутся, мучают или убивают друг друга. Истязание других – детей или игрушек – приносит им своеобразное удовольствие.

Этот самый тяжёлый вариант детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебнымК счастью он  встречается достаточно редко (5—7 % детей).

Откуда же берутся маленькие агрессоры?

Когда речь идет о происхождении каких-то черт характера, высказывают обычно две точки зрения. Согласно одной, черты личности наследуются от родителей и более отдаленных предков. Согласно другой, ребенок подражает тому, что видит вокруг себя, и затем эти образцы поведения закрепляются как устойчивые качества личности. Это могут быть реакции на переутомление, новую обстановку, введение ограничений, органические поражения мозга.

Главная социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте - неверное поведение родителей:

  • они уделяют мало внимания своему ребенку, порождая дефицит тепла и ласки;
  • не допускают проявления детьми собственной  инициативы;
  • не проявляют к ребенку уважения, не учитывают его мнения и желания, всячески унижают ребенка;
  • не обучают ребенка неагрессивным способам поведения и решения конфликтных ситуаций;
  • в воспитании опираются на негативные методы жестокого или жесткого обращения с детьми;
  • требуют безоговорочного выполнения правил и требований без разъяснения их детям;
  • поддерживают и поощряют агрессивные формы поведения.

Что можно сделать для снижения уровня агрессивных проявлений?

1. Помогите ребенку освоить конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.

2. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.

3. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.

Как вести себя взрослому, если он стал свидетелем агрессивной стычки?

Вмешиваться ли еще до прямых физических действий со стороны нападающего? Разумеется, надо доверять возможностям детей самим решать спорные вопросы. Но если вы видите угрозу перехода к физическому нападению, все-таки нужно вмешаться. Отвлечь агрессора (предложить другое занятие или предмет, на который можно излить свой гнев). Если отвлечь уже невозможно, установить на его пути физическое препятствие: отвести угрожающую руку ребенка или удержать его за плечи с резким "Нельзя!". Если взрослый находится поодаль - остановить окликом.

- Объяснения, почему "нельзя", не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит вас.

Что делать, если агрессивное нападение уже совершилось?

Даже если не удалось остановить ребенка, дать ему понять, что такое поведение неприемлемо. Больше уделить внимания обиженному, нападавшему - негативное, причем краткое внимание. При этом помнить, что в "мирное время" и он должен получать ваше достаточное позитивное внимание. Принуждать к извинениям в этот момент не стоит - настоящей вины и раскаяния маленький агрессор все равно не чувствует.

 Должен ли взрослый обещать агрессору те же неприятности, которые тот причинил своей жертве?

("Ударил малыша палкой по голове - сейчас от меня получишь!") Побуждать ли к ответным действиям обиженных детей? Если да, то ситуация легко может выйти из-под контроля - взрослый сам показывает, что физические действия - допустимый способ разрешения конфликта.

- Стоит заранее обдумать варианты своих действии в подобных ситуациях, в острые моменты на это просто нет времени. Какие это могут быть варианты? Во-первых, отослать агрессора в специальный угол - место, где нападавший может поостыть, во-вторых, лишить игрушки или какой-то привилегии - не взять с собой в зоопарк, например. Тяжесть лишения должна соответствовать степени проступка, а само лишение следовать сразу же за произошедшим. Иначе ребенок вместо вины будет чувствовать себя несправедливо ущемленным, а это вовсе не удержит его от дальнейших агрессивных действии.

Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

Беззащитность перед агрессией.

Среди детей есть и агрессоры, и тихони. Тихони чаще - девочки, но нередко и мальчики. Незлобивые, кроткие, они уступают свои игрушки и вещи другим, никогда не дадут сдачи обидчику. Не стараются привлечь к себе внимание, не пытаются требовать даже законно своего, легко смиряются с потерями, несправедливыми решениями, не пытаются себя отстоять. Активным контактам они предпочитают позицию наблюдателя, коллективным играм - индивидуальное общение.

Родители и окружающие считают таких детей неприспособленными к жизни. Их возможности часто недооценивают, занижают. Многие родители считают, что главное в жизни - продемонстрировать свои возможности перед другими, отстоять и защитить себя. А именно этого тихие дети и не умеют. Не все тихони такие от природы. "Тихие" качества некоторых из них сформировали родители чрезмерными требованиями соблюдать нормы поведения, постоянными напоминаниями о том, как должна себя вести приличная девочка или воспитанный мальчик.

Поведением этих детей управляют слова "прилично" и "неприлично". Неприлично выходить из себя, говорить грубые слова, драться, опускаться до уровня обидчика, повышать голос на родителей. Прилично быть скромным, стеснительным, почтительным к старшим, держать свое мнение при себе. Нередко добытая таким образом "приличность" оборачивается серьезными проблемами и для родителей. Но главным образом для самого ребенка - от непредсказуемых вспышек агрессии до тяжелых эмоциональных расстройств.

Неагрессивный ребенок: как ему помочь?

Ирония и юмор - защита неагрессивных детей. Но есть и другие тихони, они чувствуют себя в этой роли комфортно, поскольку она соответствует их психологической природе. Родителям кажется, что они помогут ребенку, если научат его злиться, толкаться, выкрикивать обидные слова, драться. Они настойчиво учат его, что не следует загонять внутрь свою обиду, скрывать недовольство - лучше об этом заявить открыто. Но чаще всего этого не происходит. Дети не хотят меняться; у них есть много причин, чтобы отстаивать свой способ включения в реальность. (И их упорство как раз демонстрирует, что не так они и безвольны, что вполне могут защищать себя, когда это для них важно.)

Тихие дети, как правило, более слабы энергетически. И, отказываясь от протестов в виде активных выступлений, отпоров, демонстраций, они, прежде всего, экономят свою энергию. У такого ребенка часто очень хорошо развита способность к самонаблюдению, самоанализу. Он хорошо объясняет собственные действия, поступки других людей, их причины. Именно так он и выясняет отношения с окружающими. Тихие дети предпочитают проводить внутреннюю работу по защите себя.

Они часто самодостаточные и гораздо меньше, чем их сверстники, зависят и страдают от мнения и оценки окружающих. Их защита - ирония и юмор. Она не так заметна со стороны, но для них она так, же реальна, как для другого ребенка - крепкие кулаки, железные нервы, напористость.

И все же родителям не стоит вовсе отказываться от желания научить тихого ребенка активно выражать свой протест, гнев, защищать себя (если это не противоречит желанию ребенка). Можно предложить ему разнообразные решения возможных конфликтных ситуаций, продемонстрировать их и разыграть вместе с ним. Ребенок сам выберет подходящие ему способы защиты.

Коррекция агрессивности у детей происходит по следующим параметрам определенной стратегии:

  • Стратегия направлена на стимуляцию гуманных чувств;
  • Стратегия направлена на осознание себя;
  • Стратегия ориентации на состояние;
  • Стратегия на реагирование;
  • Стратегия моделирования (провокации) и преодоление;
  • Стратегия на переключение;
  • Стратегия на положительное подключение, похвалу;
  • Стратегия на игнорирование;
  • Стратегия на отрицательное подкрепление;
  • Стимуляция чувства удивления;
  • Стимуляция положительных эмоций;
  • Стимуляция чувства юмора;
  • Стимуляция телесного контакта;
  • Стимуляция соревнования, соперничества.

Использованная литература.

  1. Козлова С.А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников.
  2. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети.
  3. Иванова М. О детской агрессивности.
  4. Крылова О.Л., Новикова О.А. Агрессия у детей. Диагностика агрессивности дошкольников.
  5. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей.
  6. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность.