"Знакомство с русским фольклором,как часть патриотического воспитания детей- дошкольников"
учебно-методический материал (старшая группа)

Петракова Ирина Юрьевна

Знакомство с русским фольклором как часть патриотического воспитания детей-дошкольников

«Воспитание, если оно хочет быть бессильным, должно быть народным».
К.Д.Ушинский

 

Ребенок не может гармонично развиваться без ощущения себя в мире доброты, любви и согласия. Первый человек, который вводит ребенка в этот мир – это его мать. С матерью у ребенка связаны все самые светлые и теплые чувства. Любовь к матери расширяется до чувства любви к близким, к дому, к городу и Родине.  В семье ребенок получает первый опыт общения с людьми, с природой, с окружающими. Он научается любить, прощать, находить общий язык, уважать, заводить дружбу и жить по законам совести. А совесть – это народная память. Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающее богатство это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки, мудрые мысли, архитектура, быт и верование, любимые праздники.

Как сказал С.Н Мирольский: «Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа...»

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм.

С первых дней своей жизни с экранов телевизоров современные дети видят потоки жестокости и зла, современные мультфильмы не несут в себе никаких морально-нравственных эталонов, не дают детям образцы поведения в различных жизненных ситуациях. Запертые в городских квартирах дети лишены возможности свободного общения с природой. Они, подчас, не знают, что такое – послушать тишину леса, шорох сена, почувствовать запах луговых трав. Мы не можем противостоять времени и изменить жизнь детей, но в наших силах привнести в из жизнь то необходимое, то вечное и доброе, без чего не может сложиться Человек, как личность, как патриот.

И здесь неоценимую помощь оказывает нам русский фольклор.

Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. Н.И. Атанова и Шишкина в своей работе «Детский игровой фольклор Волгоградской области» в качестве эпитета приводят слова С.Н. Миропольского: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца…

 

С первых дней своей жизни  ребенок знакомится с прекрасным миром народной культуры. Мама заведет веселую игру в "Ладушки" и споет ласковую колыбельную песню, а бабушка одарит яркой россыпью прибауток и потешек. Прекрасное русское слово "пестовать" передает всю теплоту любящих родительских сердец. Пестушки - самые первые детские стихи, которые он услышит.

Фольклор — это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.

Трудно себе представить жизнь детей без игр, веселых, шумных, задорных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками. Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.

 

Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус.

Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в народные игры мы развиваем речь, получаем первые знания по грамматике и арифметике, культуре поведения, познаем тайны природы и красоту звучащего слова.

Частые и быстрые повторения скороговорок развивают артикуляционный аппарат. Играя в подвижные игры с припевами, мы разыгрываем театрализованные представления, а также двигаясь – бегая, прыгая, метая в цель- развиваемся и укрепляемся физически.

 

Загадки, головоломки, задачки на буквы являются устным букварем и первыми уроками русской словесности.

 

Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь т творчество сельской детворы матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных детских играх.

Проблемы бездуховности и безнравственности не решить ни экономически, ни политическими методами.  Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно- патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру и качество его общего развития.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkim_folklorom.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с русским фольклором как часть патриотического воспитания детей-дошкольников

«Воспитание, если оно хочет быть бессильным, должно быть народным».
К.Д.Ушинский

Ребенок не может гармонично развиваться без ощущения себя в мире доброты, любви и согласия. Первый человек, который вводит ребенка в этот мир – это его мать. С матерью у ребенка связаны все самые светлые и теплые чувства. Любовь к матери расширяется до чувства любви к близким, к дому, к городу и Родине.  В семье ребенок получает первый опыт общения с людьми, с природой, с окружающими. Он научается любить, прощать, находить общий язык, уважать, заводить дружбу и жить по законам совести. А совесть – это народная память. Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающее богатство это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки, мудрые мысли, архитектура, быт и верование, любимые праздники.

Как сказал С.Н Мирольский: «Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа...»

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм.

С первых дней своей жизни с экранов телевизоров современные дети видят потоки жестокости и зла, современные мультфильмы не несут в себе никаких морально-нравственных эталонов, не дают детям образцы поведения в различных жизненных ситуациях. Запертые в городских квартирах дети лишены возможности свободного общения с природой. Они, подчас, не знают, что такое – послушать тишину леса, шорох сена, почувствовать запах луговых трав. Мы не можем противостоять времени и изменить жизнь детей, но в наших силах привнести в из жизнь то необходимое, то вечное и доброе, без чего не может сложиться Человек, как личность, как патриот.

И здесь неоценимую помощь оказывает нам русский фольклор.

Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. Н.И. Атанова и Шишкина в своей работе «Детский игровой фольклор Волгоградской области» в качестве эпитета приводят слова С.Н. Миропольского: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца…

 

С первых дней своей жизни  ребенок знакомится с прекрасным миром народной культуры. Мама заведет веселую игру в "Ладушки" и споет ласковую колыбельную песню, а бабушка одарит яркой россыпью прибауток и потешек. Прекрасное русское слово "пестовать" передает всю теплоту любящих родительских сердец. Пестушки - самые первые детские стихи, которые он услышит.

Фольклор — это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.

Трудно себе представить жизнь детей без игр, веселых, шумных, задорных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками. Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.

 

Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус.

Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в народные игры мы развиваем речь, получаем первые знания по грамматике и арифметике, культуре поведения, познаем тайны природы и красоту звучащего слова.

Частые и быстрые повторения скороговорок развивают артикуляционный аппарат. Играя в подвижные игры с припевами, мы разыгрываем театрализованные представления, а также двигаясь – бегая, прыгая, метая в цель- развиваемся и укрепляемся физически.

 

Загадки, головоломки, задачки на буквы являются устным букварем и первыми уроками русской словесности.

 

Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь т творчество сельской детворы матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных детских играх.

Проблемы бездуховности и безнравственности не решить ни экономически, ни политическими методами.  Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно- патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру и качество его общего развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль русского фольклора в формировании нравственного воспитания детей"

Статья обращена прежде всего к  педагогам дошкольного образования и родителям. Приводятся приёмы и методы в воспитании у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине, родному краю, русскому н...

Деловая игра для педагогов для семинара на тему: "Фольклор, как средство патриотического воспитания у дошкольников"

Деловая игра для педагогов для семинара на тему: !Фольклор, как средство патриотического воспитания у дошкольников" Презентация...

Проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»

1 слайд Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муници...

проект на тему "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в МДОУ"

Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом...

«Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»

Цель проекта : формировать у старших дошкольников  патриотические чувства посредством фольклора.Задачи : раскрыть содержание патриотического воспитания; дать понятие фольклора и его применен...

Практикум «Русский народный фольклор — как средство патриотического воспитания детей».

Материал предназначен для родителей воспитанников. В нём рассказывается о широкой палитре жанров русского народного фольклора, о влиянии этих жанров на патриотическое воспитание дошкольников. Прводитс...