«Организация взаимодействия ДОУ и СОШ через проектную деятельность для формирования духовно – нравственных ценностей детей»
материал на тему

Конюшкина Лариса Николаевна

Доклад

(из опыта работы)

 

«Организация взаимодействия

ДОУ и СОШ

через проектную деятельность

для формирования

духовно – нравственных ценностей детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_dou_i_sosh.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»

Доклад

(из опыта работы)

«Организация взаимодействия

ДОУ и СОШ

через проектную деятельность

для формирования

духовно – нравственных ценностей детей»

                                                                         Воспитатель:                                                        

                                                                             Конюшкина Л. Н.

первая квалификационная категория

                                                     

г. Усть-Илимск

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых важных современных проблем,  неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания. А федеральные государственные образовательные стандарты любого образовательного уровня нацеливают педагогическое сообщество на индивидуализацию образовательного процесса.

Важный аспект развития дошкольника – становление нравственных чувств и моральных суждений. С раннего возраста ребенка побуждают считаться с окружающими. Подражание взрослому является формой обогащения нравственного опыта. Нравственное сознание складывается из знаний, чувств и поведения ребенка. Взрослея, он учится распознавать «плохое» и «хорошее», действует в соответствии с эталонами поведения

По мнению психологов, дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда как бы не менялось общество.

Наблюдения за действительной жизнью и за подрастающим поколением показывают, что на сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста является актуальной.

Дошкольная  педагогика определяет нравственное воспитание как активный, целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни и определяет цель:  заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Отсюда вытекают следующие задачи:

- воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми;

-  воспитание коллективистических взаимоотношений детей;

- воспитание любви к Родине, к окружающему миру;

- уважение и симпатия к труду взрослых;

-  гармоничное взаимодействие с другими людьми;

- воспитание в детях милосердия, сострадания, умения прощать обиды, желания помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми;

- воспитание у детей трудолюбия.

В России официально утвержден список духовно-нравственных ценностей: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей, своим Отечеством. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту. Народное  искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной.  Поэтому я знакомила своих дошкольников с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом. Например, былины «Про Илью Муромца и Добрыню», «Сказки о богатырях русских» и др.

Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Для этого я проводила, совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию сезонные музыкально-игровые праздники: осенью ‒ «Дары осени»; зимой ‒ «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной ‒ «Наши любимые», «Праздник птиц», «Проводы зимы», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто».  

Наши дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства в процессе изготовления народных игрушек и других предметов, дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Например, «Кукла-оберег», «Дымковские игрушки», «Подарки маме (папе)» и т.д. Данная работа позволяет показать непрерывную связь поколений, воспитать любовь к народным традициям и уважительное отношение к окружающим людям.

 В течение года знакомила детей с народными костюмами (их историей и оформлением); давала знания  об архитектуре древнего и современного города (села); о тереме расписном; городском доме; о современном кирпичном доме; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Дети сравнивали дом прабабушки и дом, в котором они живут; находили общее между ними и различия. Далее, знакомила детей с их малой Родиной – с родным городом Усть-Илимском.

Нравственные ценности у детей воспитываются и в играх, как в подвижных, так и в дидактических, которые мы проводим на занятиях и в свободной деятельности. Например, русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»; дидактические игры: «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Знаешь ли ты город?», «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», которые помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Игры «Волшебные слова», «Поляна добра», «Цветок добрых дел», «Хорошие – плохие поступки»; игры-инсценировки «Входная дверь», «В гостях у друга», «Оцени ситуацию» и др.  воспитывают такие качества, как доброта, отзывчивость, воспитанность.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Для этого я предлагала родителям консультации: «Воспитание у дошкольников нравственных качеств», «Как воспитать маленького патриота»,

«Духовно-нравственное воспитание с применением ЛЕГО-конструирования» и другие. Совместно с родителями были проведены акции «День добрых дел» и «Синяя лента» («Дружим всей планетой»), в результате которых у детей появилось  желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. И  в  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными.  

ФГОС дошкольного образования предполагает разработку единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; интеграции образовательных областей; учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры. Поэтому конструкторы ЛЕГО  и соответственно ЛЕГО-конструирование отвечает данным требованиям – это новый тип обучения, соответствующий требованиям ФГОС ДО с чрезвычайно эффективными социализирующими методами воздействия.

Поэтому для более результативной работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей я применяла в различной деятельности ЛЕГО-технологии. Систематическая работа по лексическим темам с применением ЛЕГО-конструирования даёт возможность детям с ОНР не только развивать зрительные и тактильные ощущения и речевые навыки, но и коллективизм, и коммуникативные навыки. Так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. При этом участники совместной деятельности решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом. А это играет немаловажную роль в развитии уверенности в себе и, гуманных и гармоничных взаимоотношений между детьми и взрослыми.

 Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.

Поэтому, учитывая, что наши дети будут продолжать обучение и воспитание в СОШ №5, мы стараемся тесно сотрудничать с педагогами и учениками начальной школы №5. Все духовно-нравственные ценности интегрируются в игре и творчестве  детей посредством проектной деятельности. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

В процессе ознакомления детей с родным краем и Иркутской областью нами был разработан проект «Жемчужина Сибири - Байкал», в результате которого мы с детьми оформили выставку творческих работ «Бурятский народный орнамент» и создали в группе мини – музей «Байкал – бесценный дар природы», где были собраны сувениры Байкала.  

Далее мы с детьми разработали кратковременный проект на тему «Всемирный День Земли», который состоит из трех этапов (подготовительный, основной и заключительный). В основной этап вошли беседы, занятия, наблюдения, экскурсии, труд, чтение художественной литературы,  направленные на воспитание у детей любви к Родине, к окружающему миру.

В марте на базе МАОУ «СОШ №5» в начальных классах  в рамках проекта «Всемирный День Земли» проводился  урок совместно с детьми нашей группы №6 «Буратино»  «Люби свою Родину», в процессе которого дети легко  включились в работу,  получили дополнительные знания о своей малой Родине. и оформили выставку совместных рисунков на тему «Земля – наш общий дом». В апреле дети нашей группы посетили выставку творческих работ в МАОУ «СОШ №5» под названием «2017 – год экологии» для формирования экологического сознания, а также ‒  уважения и симпатии к труду взрослых.  Затем наши воспитанники и ученики  начальной школы взаимодействовали в тематической образовательной  деятельности по познавательному развитию на тему «Всемирный день Земли», в процессе которой дети строили из  конструктора «Лего» деревья, цветы, животных, птиц, людей. В результате была оформлена выставка проекта из конструктора ЛЕГО.

В конце учебного года на базе МБДОУ №9 «Теремок» было организовано мероприятие по вступлению детей подготовительных к школе групп в лигу «Патриот России» совместно с учащимися начальной школы МАОУ «СОШ №5». В рамках взаимодействия со школой наши дети будут продолжать участвовать в действующей в школе лиге «Патриот России».)

Таким образом, совместив усилия дошкольного и школьного, педагогического и семейного воспитания по формированию духовно-нравственных ценностей детей, мы отметили улучшения во взаимоотношениях детей со сверстниками и взрослыми, появился интерес к окружающему миру, любовь к родному краю и родным людям, повысилась мотивация к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрата через тувинскую национальную культуру"

"Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей подготовительной к школе группы"...

Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста по средствам музыки.

В данной статье рассказывается о роли музыкального образования, которе способствует  формированию духовно-нравственных ценностей у детей. Виды музыкальной деятельности формирующие мировозрен...

Проектная деятельность - как формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Основной целью проекта было формирование у детей представления о русском народном празднике «Синичкин день»; приобщение детей и родителей к осознанно-правильному отношению к природным явле...

Применение проектной деятельности в реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Целью духовно-нравственного воспитания в детском саду №89 «Журавлёнок», является развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование его базовой культуры на основе отечественных т...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы «Впустите в сердце доброту».

Цель:Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки.З...

Вариативность форм организации детско-родительского взаимодействия в формировании духовно-нравственных ценностей средствами арт-технологий (выступление на Заседании №3 ГТГ в МБДОУ "Детский сад №28 "Надежда")

Вариативность форм организации детско-родительского взаимодействия в формировании духовно-нравственных ценностей средствами арт-технологий (выступление на Заседании №3 ГТГ в МБДОУ "Детский сад №2...