"Песенное творчество как уникальный вид музыкальной деятельности в развитии духовно - нравственных ценностей детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Давыденко Надежда Евгеньевна

Духовно – нравственное развитие - это процесс целенаправленного и систематического формирования у подрастающего поколения нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных чувств.  В основе духовно – нравственного воспитания  лежат такие ценности, как любовь к Родине, своему народу, семье,  краю, служение Отечеству, гуманизм, добро, сострадание,  справедливость, эстетические  (красота, гармония), религиозные (вера, прощение, милосердие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc103.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Представлен

на МО музыкальных руководителей

16. 04. 2025г.

                                  Информация на тему:

«Песенное творчество как универсальный вид

музыкальной деятельности по формированию

духовно - нравственных ценностей

детей дошкольного возраста»

Подготовил

Музыкальный руководитель

 МДОУ «ДС №28»

 высшей квалификационной категории Давыденко Н.Е.

                                                  г. Благодарный

2025г.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»

                                                                                                                     В.А. Сухомлинский.

Духовно – нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями и неравнодушными людьми.

Духовность - это глубокое и многогранное понятие, которое включает в себя внутренний мир, человека, его ценности, стремление к развитию и самосовершенствованию. Это способность к сопереживанию, желание помогать друг другу, умение прощать, стремление к познанию себя и окружающего мира.

Нравственность – определённая система правил для каждого человека. Она является основой для чувств, действий в соответствии с нормами морали, а также  для оценки своих поступков.

Духовно – нравственное развитие - это процесс целенаправленного и систематического формирования у подрастающего поколения нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных чувств.  В основе духовно – нравственного воспитания  лежат такие ценности, как любовь к Родине, своему народу, семье,  краю, служение Отечеству, гуманизм, добро, сострадание,  справедливость, эстетические  (красота, гармония), религиозные (вера, прощение, милосердие). 

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя – средствами музыкального искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребёнка. С этим видом искусства дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду, в последующем - в школе. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества –  важная задача для педагога. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно - нравственное развитие. В процессе общения ребёнка с миром музыки у него развивается воображение, которое как основа всякой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни человека.  

 

Любая музыкальная деятельность (пение, слушание музыки, игра  на музыкальных инструментах, музыкальные игры, танцы) является основой для развития музыкально - творческих способностей ребёнка.

В учебной программе дошкольного образования предусматриваются следующие виды детского музыкального творчества:            

- Песенное творчество;

- Инструментальное и песенно - инструментальное творчество;

- Танцевальное творчество;

- Музыкально - игровое творчество.

Песенное творчество занимает особое место в системе музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Продукт песенного творчества ребенка включает несколько небольших интонационных оборотов, мотивов и складывающуюся из них простейшую мелодию. Это деятельность, связанная с поиском ребёнка собственного варианта песенного образа  с помощью различных средств выразительности. Как всякое художественное детское творчество, песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно на первых этапах.

 Особенности детского песенного творчества заключаются в возможности проявлять творчество  в разных видах песенной деятельности:

  • в восприятии песни (собственной интерпретации музыкального образа, его выражении или изображении);
  •  в исполнении песни (эмоциональной передаче сценического образа)
  •  использовании элементарных актерских и вокальных умений (жесты, мимика, костюм, грим,  атрибуты);
  • в первых попытках сочинения песни (создании элементарных мелодий)

 

Основой для песенного творчества являются песни, стихи, попевки, потешки, прибаутки, сказки  ит.д.

Песня играет важную роль в духовно - нравственном воспитании дошкольников, так как она близка и доступна детям, помогает им глубже воспринимать музыку и активно выражать свои переживания и чувства.  

 Через народные песни дети получают первые представления о культуре народа. Например, посредством народной музыки дошкольники знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.  Содержание песен несёт нравственный заряд. Дети узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге.  

 Правильно подобранный репертуар влияет на формирование у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. 

 Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении. 

Детский фольклор (потешки, пестушки, пословицы, поговорки, сказки) стимулирует творческие способности ребёнка. Стимулирует его воображение, развивает мышление, формирует навыки свободного высказывания своих мыслей. Способствует воспитанию и формированию моральных норм  поведения в обществе.

 Чтобы ребёнок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развивать ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма, т.е. основные музыкальные способности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, необходимых для того, чтобы ребёнок мог сочинить и спеть мелодию, т.е. творчески проявить себя в песенной импровизации, создать свой музыкальный образ.  

Необходимым условием  возникновения детского творчества является:

- накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником.

-  накопление опыта исполнительства.

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок может пользоваться с малых лет, поэтому с самого раннего возраста начинаем применять ориентировочные упражнения, в которых песенное творчество детей, по словам Н.А.Ветлугиной, выражается в  простейших музыкальных темах: «Спой колыбельную для куклы», «Плясовая для зайчика», «Маршируем дружно», «Кошка и котёнок» и т.д. (доброжелательность, заботу, бережное отношение к игрушкам)

 Детям в этом возрасте легче петь мелодии без слов, которые не содержат развёрнутого текста, поэтому задания  для звукоподражания, сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля,  та-та, баю-баю  и.т.д. 

В среднем возрасте важно развивать в каждом ребёнке заинтересованность к индивидуальному исполнению, сочинительству, помочь каждому ребёнку приобрести веру в себя, освободится от стеснительности, напряжённости. У детей в этом возрасте начинает налаживаться слуховая и вокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют такие творческие задания как: «Спой своё имя», «Саша, ты где? Я - здесь» (поиграем в прятки), «Позови куклу», «Больной и здоровый петушок»; различные звукоподрожания, музыкальные диалоги:  

  • «Как стучит дождь по крыше?» - «кап, кап, кап»; «А как стучит мелкий дождик?» - «кап, кап, кап, - кап, кап, кап»
  • «Как тикают часы?» - «Тик, так» «Маленькие часики отвечают» - «тик – так, тик – так»

(уважение к друзьям, коммуникативность, интерес к окружающему миру, сочувствие, сострадание)

Таким образом, у детей развиваются представления о музыкальной выразительности: звуковысотности, ритме, динамике, долготе звука.

        Дети старшего возраста способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задание на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов, которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях

        Музыкальные вопросы надо начинать учить с детьми по образцам («Что ты хочешь, кошечка?» - молочка, немножечко»), а затем в более свободной форме. Предложить детям ответить на вопросы, пропетые педагогом, например: «Какое у тебя платье?» - «Красное, в цветочек», «Как твои дела?» - «Спасибо, хорошо» и т.д. С интересом дети придумывают свои мелодии на стихи А. Барто, из серии «Игрушки». Хотя со стихами этой поэтессы дети знакомятся ещё в младшем возрасте, на занятиях мы вспоминаем эти стихи, определяем характер поступков персонажей, обговариваем, какой должен быть характер и темп сочинённых мелодий. Такая игра называется  «Я – композитор»

(доброта, внимание, чувство красоты, творческие способности, эстетика, поступки)

Для накопления слухового опыта и развития музыкально – слуховых представления можно использовать следующие упражнения и задания:

  • самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;
  •  подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;
  • различение мажорного и минорного ладов («Веселый и грустный  колокольчик»);
  • различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);
  • транспонирование простейших мотивов (мя-у, ку-ку): воспитатель поет первый звук, ребёнок второй.
  • импровизация диалогов;
  • импровизация музыкальных вопросов и ответов;
  • сочинение мелодий  контрастного характера (марш – колыбельная)
  • пение от лица разных персонажей
  • сочинение мелодии на заданный текст

Естественно, мелодию на заданный текст сочиняются тогда, когда дети хорошо его выучат.  

Важно обращать внимание детей на интонационную выразительность их импровизаций даже в простейших упражнениях. Используя  детские стихи, потешки,  попевки  предложить ребёнку произнести текст в разных регистрах (низким и высоким голосом), с разной динамикой (тихо или громко, в разном характере (грустно, весело, сердито, напевно). Такие задания проводятся в игровой форме: к каждой интонации можно подобрать конкретный образ и уже в образе произносить заданный текст. (пример: «Мишка косолапый по лесу идёт»)

    Каждая из импровизаций выражает соответствующее эмоциональное состояние и передается через комплекс выразительных средств – звуковысотную интонацию, темп, тембр, динамику. Целенаправленно изменяя тембр, высоту звука, темп, динамику в произношении текста, наполняя его необходимыми эмоциями, ребенок добивается осмысленной выразительной интонации. Этот навык поможет детям выполнять творческие задания в пении.

Во всех видах творческих заданий необходимо использовать метод показа (наглядный метод). Ребенок должен услышать несколько вариантов выполнения задания. Это творчески развивает и обогащает музыкальный опыт детей, они учатся комбинировать знакомые интонации, в результате получая свои собственные. Это и есть творческий процесс.

Дети любят наряжаться, поэтому элементы костюмов (шапочки, ушки) тоже помогают создать игровую ситуацию.  

Сделать творческий процесс интереснее, доступнее, плодотворнее  поможет использование игрушек:

  • Зайчик  - ( форма импровизации «Вопрос – ответ». Музыкальный диалог взрослого и ребенка. Музыкальный руководитель задает вокальный вопрос, а ребенок отвечает своей мелодией. Текст должен быть прост и доступен. (зайка - зайка где бывал? – На лужайке танцевал)
  • музыкальных  инструментов -  «Сочини песенку» (песенка дождя, марш, колыбельная),
  • театральных кукол  «Музыкальный театр» - «Теремок»,  детям предлагается придумать мелодии вопросов и ответов для персонажей сказки.

           Вопрос: - Кто, кто в теремочке живет?

          Кто, кто в невысоком живет?

          Ответ: Я, мышка-норушка…

          Я, лягушка-квакушка…

          Я, зайчик - побегайчик…

Чтобы заинтересовать детей этим заданием, можно использовать куклы би-ба-бо. Надевая куклу на руку, ребенок «входит» в образ, его импровизации становятся интереснее, разнообразнее.  

  • Введение элементов соревнований («Беззаботная песенка»). Предложить импровизировать свой мотив, состоящий из нескольких звуков на слог «ля». Используется игровой прием «творческое соревнование». Дети соревнуются в том, кто больше придумает разных «беззаботных песенок». Важно поупражнять детей в самостоятельном нахождении мелодических оборотов, ходов, передавая радостное, беззаботное настроение.

Задача музыкального руководителя – обучение превратить в игру, а игру – в обучение и развитие, ведь именно в ситуации игры творческие процессы   протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. В процессе песенного творчества ребенок полностью раскрепощается, самовыражается, познаёт себя, свои индивидуальные возможности, активизируется его умственная деятельность, развивается  творческое воображение.

 В детском творчестве кроются возможности развития не только социально -  музыкальных способностей, но и общеэстетических  представлений и общих  качеств личности ребенка, столь существенных для всестороннего и гармоничного развития будущего гражданина.

 

 

Ежик

Бедный ежик, бедный ежик,-

По ночам не спит!

Весь в иголках, лечь не может,

Сядет и сидит.  (придумать мелодию, выразить грусть, сопереживание)

Барабанщик

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд,

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд! (уверенно)

 В творческом задании «Лошадка» можно попросить ребенка спеть, как скачет лошадка. Ребенок пропевает слова «цок, цок» в своем темпе, в своем ритме. С такой же просьбой педагог обращается к другому ребенку: «А как твоя лошадка скачет?» В самом вопросе уже подразумевается, что лошадка должна скакать по-другому. Это побуждает к поиску собственных интонаций.

Отсюда и задачи – развивать ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует музыкальные звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике. Побуждать детей к поиску различных интонаций, различных ритмических рисунков для передачи образа.

«Беззаботная песенка»

Предлагается импровизировать свой мотив, состоящий из нескольких звуков на слог «ля». Используется игровой прием «творческое соревнование». Дети соревнуются в том, кто больше придумает разных «беззаботных песенок». Важно поупражнять детей в самостоятельном нахождении мелодических оборотов, ходов, передавая радостное, беззаботное настроение.

 Задача – развивать интонационно-певческие навыки, упражнять детей в нахождении «позитивных», мажорных мелодических оборотов, создавая «копилку» для творческих проявлений детей.

Приобретя определенные навыки, переходим к новому этапу развития творческих способностей детей в пении.

«Заверши мелодию»

В этом творческом задании дети должны завершить мелодию, начатую педагогом, спеть ее окончание. На первом этапе можно использовать звукоподражания, например, предложить детям придумать, как жужжит пчела в песенке «Пчела жужжит» Ломовой. Взрослый пропевает почти весь текст песни, а ребенок импровизирует на последнюю строчку. Прежде, чем попросить ребенка сделать это самостоятельно, необходимо показать, как можно спеть звукоподражание на слог «жу». Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый должен помочь ему завершить мелодию.

Пчела жужжит

У пчелы полно хлопот –

Добывать ей надо мед.

Над цветком пчела кружит,

Про дела свои жужжит:

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу»  ( на слог жу – жу придумать мелодию)

Задачи – обогащать вокально-интонационный опыт детей новыми интонациями. Формировать первоначальные навыки песенной импровизации.

«Вопрос – ответ»

Осваиваем новую форму импровизации «Вопрос – ответ». Это музыкальный диалог взрослого и ребенка. Музыкальный руководитель задает вокальный вопрос, а ребенок отвечает своей мелодией. Текст должен быть прост и доступен. Примеры:

Вопрос: Маша, где же ты была?

Ответ: Я в садочке чай пила.

Вопрос: Что такое Новый год?

Ответ: Это – дружный хоровод!

Вопрос: Зайка, зайка, что ты грустный?

Ответ: Не найду качан капустный.

Вопрос: Петуха спросили дети:

«Почему зовут вас Петей?»

Так ответил детям Петя:

Ответ: «Хорошо умею петь я!»

Напомнить детям, чтобы их музыкальные ответы отражали содержание текста, ведь музыка – это язык чувств и настроений. Задача – закреплять умение импровизировать различные вокальные ответы в диалоге взрослого и ребенка. Учить детей самостоятельно подбирать разные по настроению интонации.

«Сочини свою песенку» (импровизация на заданный текст)

На первом этапе нужно предложить детям произносить нараспев различные словосочетания, например, «ласковое солнышко», «котик заболел», придавая своим интонациям эмоциональную окраску. Поупражнять детей в поиске выразительных интонаций. Далее можно переходить к освоению более сложного задания – импровизации мелодий на заданный текст.

Детям предлагается текст для импровизации. Настроение, характер этого текста обязательно нужно с детьми обговорить, подумать, какие музыкально-выразительные средства можно использовать для данного текста (характер мелодии, темп, ритм). Педагогу необходимо исполнить, показать детям несколько вариантов мелодий на один и тот же текст. Образцы служат своеобразными побудителями для решения детьми творческих задач и подсказками для их решения.

«Снежинка»

Легкие пушинки –

Белые снежинки.

(использовать спокойные, нежные интонации)

«Дождик»

Ветер песню напевает,

Тучки на небе качает.

(использовать грустные, печальные интонации)

Колыбельная
Мама Валечку качала
И, качая, напевала:
А-а-а, а-а-а…


Осенью
Улетают птицы вдаль,
Расставаться с ними жаль.

Весной
Весенний день звенит!
Встречай, скворец летит!

Плясовая
Я притопну каблучком,
Я махну платочком,
Полечу я ветерком,
Закружусь листочком.

Грустная песня
Дождик льет как из ведра,
Загрустила детвора.

Веселая песенка
Солнце ярко светит,
Весело на свете.
Тра-ля-ля, ля-ля, ля-ля,
Весело на свете.

Задача – расширять интонационно-вокальный диапазон, упражняя детей в поиске новых творческих интонаций. Совершенствовать интонационную выразительность в пении, используя мажорный и минорный лад.

«Музыкальные картинки»

Детям раздают картинки. На них могут быть изображены птичка, белочка, лошадка, машинка, картины природы и т д. Ребенок должен придумать песенку по содержанию картинки на заданный текст.

Картинка «Белочка»

Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

Картинка «Лисичка»

Шла лиса по мостику

И виляла хвостиком.

Картинка «Петушок»

Петя, Петя, петушок

Целый день учил стишок.

Задача данного творческого задания – упражнять детей в импровизации мелодий на заданный текст, развивая навык песенной импровизации.

«Сочинение мелодий в определенном жанре»

Работу надо начинать с разучивания стихов, текстов, которые будут использоваться в этом задании. Текст для импровизаций должен быть ярким, лаконичным, удобным для музыкального воплощения.

Дети к этому этапу уже накопили определенный опыт в сочинении мелодий и неплохо справляются с заданием. Они применяют знания, полученные на занятиях. В этом возрасте дошкольники хорошо определяют жанры музыки по характеру мелодии и аккомпанемента, они знают музыкально-выразительные средства каждого из них. Но, если кто-то из детей затрудняется выполнить задание, можно использовать не текст, а слоги. Например, импровизировать мелодию марша на слог «та», мелодию польки на слог «ля», колыбельную на короткое слово «баю». А тексты могут быть такими:

В жанре польки

Улыбнись, дружочек мой,

Потанцуем мы с тобой!

В жанре марша

На зарядку мы спешим,

Стать мы сильными хотим!

В жанре колыбельной песни

Баю, баю, баиньки,

Засыпайте, заиньки.

Задачи – учить импровизировать мелодии в характере марша, польки, колыбельной песни, находить нужные интонации, использовать «музыкальный язык» для воплощения того или иного жанра.

«Музыкальный театр»

Для выполнения этого творческого задания подходят русские народные сказки. Например, в сказке «Теремок» детям предлагается придумать мелодии вопросов и ответов для персонажей сказки.

Вопрос: - Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Ответ: Я, мышка-норушка…

Я, лягушка-квакушка…

Я, зайчик-побегайчик…

Чтобы заинтересовать детей этим заданием, можно использовать куклы би-ба-бо. Надевая куклу на руку, ребенок «входит» в образ, его импровизации становятся интереснее, разнообразнее. Задачи – формировать навык самостоятельно находить нужную певческую интонацию для передачи конкретного образа. Развивать творческую активность ребенка, его творческое мышление, воображение.

Благодаря различным методам и приемам можно превратить творческое развитие в осознанное и интересное для ребенка дело. Например, в творческом задании «Музыкальные картинки» предложить всем превратиться в игрушки: в белочек, петушков, лошадок, лисичек, изображенных на этих картинках. Дети принимают это условие и уже от лица игрушки выполняют задание.

Сочиняя мелодии в определенном жанре, дети берут на себя роль композитора. «Кто сегодня хочет быть композитором?» - спрашивает музыкальный руководитель. Конечно же, хотят все. Дети по одному выходят, становятся лицом к «зрителям», объявляют, в каком жанре будут импровизировать. Это творческое задание иногда называют игрой «Композитор».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста по средствам музыки.

В данной статье рассказывается о роли музыкального образования, которе способствует  формированию духовно-нравственных ценностей у детей. Виды музыкальной деятельности формирующие мировозрен...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в обществе

В данной статье говорится о приобщении детей дошкольного возраста к культуре своего народа,к отеческому наследию на примере семейных ценностей и традиций....

Проектная деятельность - как формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Основной целью проекта было формирование у детей представления о русском народном празднике «Синичкин день»; приобщение детей и родителей к осознанно-правильному отношению к природным явле...

Применение проектной деятельности в реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Целью духовно-нравственного воспитания в детском саду №89 «Журавлёнок», является развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование его базовой культуры на основе отечественных т...

Выступление на педагогическом совете 29.11.2024г. на тему: Деловая игра для педагогов дошкольного образования «Семейные ценности и традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Выступление на педагогическом совете 29.11.2024г. на тему: Деловая игра для педагогов дошкольного образования   «Семейные ценности и традиции как средство духовно-нравственного воспита...