Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность в тесном взаимодействии детского сада и семьи
статья

Андреева Надежда Михайловна

Статья на конференцию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx38.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД ТИТУЛЬНЫЙ

2 СЛАЙД Актуальность: Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая решалась всегда и  сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.  Что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.Опираясь на эмоциональную отзывчивость дошкольников, их впечатлительность, воображения, стремлению к подражательности, педагоги воспитывают у детей качества: заботливость, внимательность, доброжелательность, чувство коллективизма, что в свою очередь приводит к воспитанию вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к совершению добра и неприятие зла.

3 СЛАЙД      Главным институтом воспитания ребенка, все же  является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер и нравственность ребенка всем строем своей жизни. Сегодня современные мамы и папы в силу своей занятости перекладывают ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, детский сад, школу.

4 СЛАЙД     В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежитидея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Но все-таки признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».Педагогам ДОУ необходимо довести до сознания родителей, что в семье формируются, сохраняются и передаются нравственные ценности и обычаи, созданные многочисленными предками.

В связи с этим, необходимо ставить такие задачи, как сблизить детей со своими родителями, научить их взаимодействовать.Воспитание духовной личности возможно только при условии единого взаимодействия семьи и ДОУ.Практика показала, что проведение совместных массовых мероприятий вдетском саду - наиболее эффективная форма общения детей со своими родителями.Ведь в совместном проведение досуга наиболее полно раскрываются возможности длясотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родителинаиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садомименно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связаносконкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Это объясняется и тем,что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутрипроблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опытвзаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

5 СЛАЙД  Отсюда появилась идея о создании в нашем саду проекта «Семейный театр « Мы Артисты!», который разработалиАндреева Н.М.- воспитатель, Цыганкова И.В. – музыкальный руководитель. За основу проекта бал взят опыт работы Додокиной Н. В., Евдокимовой Е. С. «Семейный театр в детском саду»[3].Для того, что увидеть  результат,понять насколько эта идея поможет нам в решении наших задач, нами было принято решение начать эту работу с младшей группы и довести её до выпуска детей из детского сада.На родительском собрании нами был представлен данный проект, где мы увидели заинтересованность родителей в реализации «Семейного театра                             «Мы Артисты!». Итак, с 2016 года началась работа по реализации данного проекта.

6 СЛАЙД  Для пополнения предметно – развивающей среды были приобретены:

  • различные виды театра: теневой, пальчиковый, кукольный, ростовые детские и взрослые куклы;                
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: деревья, домики, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений;
  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые позволяют повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей в совместной театрализованной деятельностью с детьми.

В организации предметно-развивающей среды и проведении совместных мероприятий также  принимали участие специалисты детского сада: инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования, старший воспитатель.  Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.    

7 СЛАЙД Цель, которую мы поставили перед собой - расширить диапазонметодов взаимодействия с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса, используя интерактивные формы и методы.

С  Задачи семейного театра вы можете ознакомиться на слайде

8 СЛАЙД          Формы работы с семьями воспитанников:

  • Презентации;
  • Организация Дней открытых дверей;
  • Целевые и спонтанные беседы;
  • Театрализованные представления для детей с участием родителей;
  • Участие родителей в праздниках, досугах, сценках, играх, исполнение ролей                  персонажей;
  • Участие родителей с детьми в районном фестивале                                                                                                                                                                          
  • Организация конкурсов семейных талантов;
  • Составление семейных альбомов;
  • Участие родителей с детьми в районном фестивале;
  • Педагогическая пропаганда «Секреты музыкального воспитания»
    (родители, работающие в сфере искусства
    -для родителей);
  •  Создание и обогащение с участием родителей  предметно-развивающей;
  •  Музыкальная гостиная;
  • Проектная деятельность

9 СЛАЙД  Проект « Семейный театр «Мы артисты!» дал возможность реализовать много краткосрочных совместных  проектов с родителями, таких как: « Осенний листик»,«Сказка приходи»,«Народные игры, песни наших бабушек и дедушек», « День рождение», « Мамы разные нужны»,  « День пожилых детей»,«Русские народные  промыслы» и другие.

Чтобы эти проекты стали не только развлекательными, но и обучающими для детей и родителей, нами был разработан определенный алгоритм подготовки к ним:

  • выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
  • консультации для родителей;
  • составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
  • распределение ролей взрослых;
  • изготовление пригласительных билетов, «афиш»;
  • подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
  • индивидуальные встречи и консультации;
  • изготовление атрибутов, пособий, костюмов.

10 СЛАЙД   Продукт реализации самых интересных проектов:

В проекте « Сказка приходи» родители для детей (младшая группа) показали народную сказку« Колобок» с музыкальным сопровождением.Сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание Цель:

  • Воспитывать дружественное взаимоотношение между родителями и детьми.
  • Развивать интерес к произведениям народной литературы.

11 СЛАЙД   Надо видеть было глаза детей, когда они увидели родителей в костюмах. Была такая тишина, и когда они узнали своих родителей, то столько было эмоций! Дети  с родителями играли русскую народную музыку «Камаринскую»-на колокольчиках, бубнах,в народные игры, пели любимую песенку Колобка.Счастливы были все!

12 СЛАЙД   В проекте « Мамы разные нужны» (средняя группа) была поставлена совместная музыкальная сказка « Няня для непослушных козлят».Нравственное воспитание ребёнка-это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери.Главная идея сказки- надо слушаться, не огорчать свою маму, как это делали непослушные козлятки.И начиналась сказка со слов:

«Знают взрослые и дети:

Есть профессия на свете.

Очень почетная, трудная самая...

Это профессия –  Просто быть Мамою!»  

Действующие лица: Родители: Мама Коза, Мама Собачка, мама Курочка, мама Кошка,Волк – папа. Дети - козлятки, собачки, цыплятки, котятки.

13 СЛАЙД   Это была трудоемкая работа.  Надо было работать над выразительными образами героев-животных, передать их повадки, движения в  танцевальных и спортивных номерах. И самое главное - научиться совместной работе. Было необычное  общение, где в совместной театральной музыкальной деятельности все равны: ребёнок, педагог, мамы, папы.Такие встречи несли только положительные эмоции. После праздника, было видно, как родители гордились своими детьми, и наоборот, дети своими родителями.

14 СЛАЙД   Результатом проекта «Русские народные  промыслы»

цель, которого было приобщение взрослых и детей к традициям русского народа, кнародной музыке через народное художественное и песенное творчество, игру.                             Воспитание уважения к труду народных умельцев, через знакомства с различными видами прикладного искусства: Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка,Городецкая игрушка.Стал праздник « Весенняя ярмарка»(подготовительная группа)Развлечение должно было стать итоговым праздником. Поэтому мы решили совместить его с Днём открытых дверей для родителей и для педагогов  Корсаковского  городского округа.

Перед проектом было проделана большая предварительная работа:

Музыкальный зал был оформлен в стиле народной ярмарки. Поставлены  столы, на которых располагались товары: народные инструменты -Хохлома, Гжель - посуда, Дымковская игрушка, Городецкая игрушка, сувениры –Матрёшки.Родители- продавцы товаров. Стояли мешки - с картошкой, в кадушках - яблоки, на плетне висели глиняные горшки.Чтобы праздник получился ярким, насыщенным, были приобретены костюмы для детей и взрослых:Хохлома, Гжель, Дымка. Родители в этом празднике были полноправными участниками – от идеи до воплощения: сшили не достающие костюмы- сарафаны; фартуки, головной убор для девочекМатрёшек; папы смастерили лотки для коробейников. Сюжет «Весенней ярмарки»– коробейники приходили, народные инструменты приносили, нитки разные, платочки яркие. Товары оживали на прилавках: под народную музыку выходили Дымковские барышни  с кавалерами - танцевальный небольшой сюжет, пели частушки; неожиданное для всех выступление, яркое появлениеМатрёшек- девочек средней группы;

15 СЛАЙД          в костюмах Гжель - мальчики с балалайками со своими подружками. Вместе с взрослыми дети пели народные песни, водили хороводы «Во саду ли, в огороде», играли в народные игры« Платочек», « Поясок», кричали дразнилки,потешки, продавцы товаров - хвалили и зазывали покупателей смешными закличками.

16 СЛАЙД      В исполнение народных инструментах: ложки, свистульки, трещотки, колотушки, маракасы, румбы и другие инструменты - оркестр детей исполнил народную музыку.Даже на ярмарку привели на продажу« корову», и хозяйка- девочка исполнила народную песню « Уж, как я свою коровушку люблю». И конечно, какая ярмарка без скоморох. У них была двойная роль: веселили народ на ярмарке и были ведущими. Дети, видя пример родителей, старались  активнее включиться в разные виды деятельности, что стимулировало эмоциональный отклик на содержание праздника. Такие  семейные праздники доставляют всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей и родителей светились неподдельной радостью.Кстати, специалисты до сих пор не выяснили, кто получает больше удовольствия от совместных мероприятий,непосредственно дети или родители, в чей душе ещё сохранилось ребячество.  Каждый человек, сделав какую-либо работу, нуждается в поощрении. В этомнуждаются и наши родители. Поэтому наиболее активных участников совместныхмероприятий награждали грамотами, а детей подарками.

17 СЛАЙД         Таким образом, интерактивные методы и формы работы позволяют сделатьродителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовыхтехнологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой итерпением. В результате проделанной работы повысилась психолого-педагогическая грамотностьродителей, они стали проявлять искренний интерес к жизни своего ребёнка, научилисьэмоционально поддерживать своего ребенка. Данный проект настолько был интересен, что родители других групп стали более охотнее отзываться на наши просьбы участвовать в театрально-музыкальных постановках.Стало традицией, что в Новый год  Деда Мороза, взрослых героев играют – папы и мамы; 8 марта, День Матери, 23февраля и в других календарных праздниках – дети совместно с родителями играют в игры, разыгрывают сценки,стихи, поют и танцуют.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы:

На сегодняшний деньможно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями.Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч ипомощниками, создана атмосфера взаимоуважения, а так же повысился уровень духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста и взрослых средствами театрально- музыкального искусства.

18 СЛАЙД   Мы не останавливаемся  на достигнутом, продолжаем искать новые путисотрудничества с родителями.Ведь у нас одна цель –воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами в тесном взаимодействии с семьей.

« В душе ребёнка все чисто и просторно, как в храме.

Нужно только тихо войти, зажечь свечи, и запоёт хор!»

Евгений Дог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

«Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.   ...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...