Статья "Экологическое воспитание дошкольников"
статья на тему

Камышанова Галима Борисовна

Статья о экологическом воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Камышанова Галима Борисовна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №33«Белочка»

Красноярский край  г. Лесосибирск

Мир, окружающий ребенка, - это всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

         В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому  воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. [3, с.3]

        Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому  образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме этого, экологическое воспитание детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдения за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных  к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения на основе выделения существенных признаков). [1, с 3]

        Всестороннее развитие маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой. Правильное представление о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного отношения к ней отношения.

        Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес,  учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботится о растениях и животных  и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. [2, с 3]

        Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего – как эстетическое чувство, т.к. природа является основой красоты, источником музыки, поэзии и живописи. Поэтому человек, по-настоящему прочувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять ее как источник радости и счастья. [3, с 4]

        «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал профессор М.М. Камшилов.

        Исходя из этих принципов миропонимания основными задачами экологического образования являются:

- воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, воспитание ее красоты и многообразия;

- формирование знаний о природе;

- развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за ее сохранение.

        Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально- природной среде и здоровью.

        Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическая культура – это часть культуры личности. Поэтому нужно  внутреннюю экологическую культуру (мотивы, потребности, способности, интересы, ценности, привычки, чувства, эмоции) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие). [3, с 5]

        Дошкольный и младший школьный возраст -  оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. [3, с 6]

Список литературы

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./ – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 336. (Библиотека программы «Детство»)
  2. Мазурина А.Ф., Розина Т.Н., Сакевич А.А., Соминская Н.И., Тихомирова О.Н. «Наблюдения и труд детей в природе». Пособиеидля воспитателей дет. Сада. Изд. 3-е, перераб. И испр. М., «Просвещение», 1979. – 206с.
  3. Маханева М.Д.  «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста:– М.: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы» . /– М.: АРКТИ, 2004. – 320с. (Развитие и воспитание ребенка)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...