Главные вкладки

    Конспект занятия "Удивительные камни"
    план-конспект занятия на тему

    конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_udivitelnye_kamni.docx50.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

    Возрастная группа: подготовительная к школе группа  (6-7 лет)

    Тема НОД: «Удивительный мир камней»  

    Цель:  Способствовать развитию у детей познавательной активности через познавательно – исследовательскую деятельность.

      Задачи:

    • Формировать представление о камнях, как части неживой природы, об их роли в жизни человека.
    • Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
    • Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
    • Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
    • Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

    Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.

    Формы организации: групповая, индивидуальная

    Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемной ситуации, игра «Ящик ощущений», работа с перфокартами.

      Оборудование: Мультимедийный проектор с экраном, музыкальный центр с флэш носителем, ноутбук, «Ящик ощущении», перфокарта на каждого ребенка, карандаши на каждого ребенка, лупы по количеству детей, весы, стакан с водой и ложкой на каждого ребенка, салфетки, предметы, изготовленные из минеральных камней, нить и камни (для создания бус), комочки ваты.

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Вводная часть (мотивация)

    Создание благоприятного психологического климата

    Воспитатель приветствует детей, предлагает подарить гостям улыбки.

    Постановка проблемы

    Воспитатель спрашивает, есть ли у детей какие – либо увлечения.

    Продолжает беседу: У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение – это коллекционирование. Вы знаете, что это такое?

    Я принесла вам показать часть своей коллекции. А то, что я коллекционирую – лежит в этой коробке.

    Дети здороваются с гостями.

    Дети рассказывают о своих увлечениях.

    Дети отвечают, что коллекционирование – это собирание каких – либо предметов.

    Основная часть

    Игра «Ящик ощущений»

    Воспитатель показывает коробку с секретом детям, проводит беседу о том, как можно определить, что лежит в коробке.

    Воспитатель предлагает исследовать предметы с помощью «ящика ощущений».

    Воспитатель предлагает отгадать загадку и узнать, что лежит в коробке:

    В серёжках у мамы огнем он горит,

    В пыли на дороге ненужным лежит.

    Меняет он форму, меняет он цвет.

    А в стройке годится на тысячу лет.

    Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

    Тяжёлый, большой – одному не поднять.

    Кто, дети, загадку мою отгадал?

    Кто этот предмет по приметам узнал?

    Актуализация представлений детей о минеральных камнях, их свойствах.

    Воспитатель открывает коробку и предлагает рассмотреть предмет.

    Организует беседу о том, что дети уже знают о камнях и их свойствах.

    - А вы находили камни?

     - Что общего у всех камней?

      - Вы помните, какие были ваши камни?

     - Ребята, а камни из моей коллекции похожи на те, которые можно найти на улице?

     Воспитатель: Если внимательно рассмотреть найденный  камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным или в полоску из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов.

    Воспитатель: Некоторые камни всегда казались людям настолько прекрасными, что казалось нереальным, чтоб такие великолепные произведения искусства были созданы природой. Поэтому существует в мире множество сказок и легенд, где камни – это капельки слез прекрасной богини, следы Бога на земле, упавшие звезды, застывшая в чашечке цветка роса.  Однако правда состоит в том, что как бы ни были красивы драгоценные камни, появились они в нашей жизни вполне земным путем.

    Воспитатель:  В нашей стране Уральские горы славятся своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.).

    Воспитатель с помощью презентации дает детям представление о «самоцветах» о том, как они выглядят  и как они произошли. 

    Воспитатель обращает внимание на то, что камни все разные, и каждый камень несёт в себе некую – тайну.  Предлагает открыть некоторые тайны камней.

                       Физкультурная минутка

    Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка.

    Стоит гора – старушка -                  Поднимают руки вверх

    До небес макушка,                        Тянутся на носочках вверх

    Ее ветер обдувает,                        Обмахивают себя кистями рук                    

    Ее дождик поливает.                    Встряхивают кистями рук.

    Стоит гора, страдает –                  Прикладывают ладошки к щекам.

    Камешки теряет.                             Качают головой

    И каждый день, и каждую ночь    Руку на плечах, круговые движения

    Катятся, катятся камешки прочь.    На корточки возле столов.

    Раскатились камешки, и стой самой поры          Разбегаются

    Ничего не осталось от нашей горы                      Присаживаются

    Опытно – экспериментальная деятельность

    Опыт № 1. Определение цвета.

    Вывод: камни по цвету бывают разные.

    Д/Игра «Перфокарта»

    Воспитатель проводит беседу по результатам работы.

    Предлагает заполнить «Перфокарту» и  занести результаты опыта.

    Опыт № 2. Рассматривание камней через лупу.

    Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

    Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Воспитатель: Молодцы, очень внимательные дети.

    Воспитатель предлагает заполнить «Перфокарту» и  занести результаты опыта.

    Опыт № 3. Определение веса.

    Дети проводят опыт в парах. Им предлагается сравнить по весу минеральный камень с большим комком ваты.

     Вывод: камни по весу тяжелее, чем вата.

    Воспитатель предлагает заполнить «Перфокарту» и  занести результаты опыта.

    Опыт № 3. Плавучесть.

    Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

    Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

    Воспитатель предлагает заполнить «Перфокарту» и  занести результаты опыта.

    В заключение, используя перфокарты,  воспитатель с детьми закрепляют  полученные знания о минеральных камнях.

    Воспитатель: Ребята  предлагаю вам  рассмотреть предметы, изготовленные из минеральных камней

     Воспитатель обращает внимание на выставку предметов, которые изготовлены из минеральных камней.

    Сюрпризный момент.

    Предлагает сделать украшения, используя минеральные камни.

    Заключительная часть

    Рефлексия

    Воспитатель организует беседу: что узнали, что делали, какое  у детей настроении.

    Дети рассматривают коробку, выдвигают предположения.

    Исследуют на ощупь предмет, отвечают на вопросы, высказывают предположения.

    Дети отгадывают загадку.

    Дети рассматривают минеральные камни.

    Дети отвечают на вопросы.

    Дети отвечают.

    Дети смотрят видео презентацию.

    Дети повторяют за воспитателем

    Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни.

     

    Заносят результаты опыта в перфокарту.

    Дети рассматривают все свои камни.

    Дети отвечают.

    Дети заносят результаты опыта в перфокарту.

     

    Дети делятся результатом опыта.

    Дети заносят результаты опыта в перфокарту.

    Дети делятся результатом опыта.

    Дети заносят результаты опыта в перфокарту.

    Дети рассматривают

    Дети собирают бусы

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

    Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

    Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

    Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

    Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

    В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

    Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

    Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

    Конспект занятия "Камни"

    Цель занятия: создание условий для развития познавательных и творческих способностей дошкольников, вовлечение их в исследовательскую деятельность...

    Конспект НОД "Камни"

    Цель: ознакомление детей с многообразным миром камней, создать условия для развития познавательных, художественно-эстетических  и исследовательских способностей.Задачи: - актуализировать зна...