Конспект занятия в форме устного журнала «Камни Заполярья» с детьми 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Петренко Анна Викторовна

Задачи:

1. Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней.

  1. Создать условия для экспериментирования, пробудить интерес к данной теме.
  2. Развивать любознательность, активность, умение самостоятельно действовать.
  3. Воспитывать интерес к родному краю – Кольскому Заполярью.

Материал к занятию: коллекция камней, пластилин, стеки, доски для работы с пластилином, аудиозапись, презентация, подарки для детей.

Предварительная работа: Цикл занятий: «От горы до песчинки», «Нам камни строить и жить помогают», «Камни украшают», «Камни пишут и рисуют», «Камни-помощники»; эксперименты «Как вода камень разрушает», «Тонет – не тонет»; чтение художественной литературы; работа с родителями – пополнение экспонатами мини-музея.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kamnizapolyarya_petrenko.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в форме устного журнала «Камни Заполярья»

с детьми 6-7 лет  



Задачи: 

1. Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней.

  1. Создать условия для экспериментирования, пробудить интерес к данной теме.
  2. Развивать любознательность, активность, умение самостоятельно действовать.
  3. Воспитывать интерес к родному краю – Кольскому Заполярью.

Материал к занятию: коллекция камней, пластилин, стеки, доски для работы с пластилином, аудиозапись, презентация, подарки для детей.

Предварительная работа: Цикл занятий: «От горы до песчинки», «Нам камни строить и жить помогают», «Камни украшают», «Камни пишут и рисуют», «Камни-помощники»; эксперименты «Как вода камень разрушает», «Тонет – не тонет»; чтение художественной литературы; работа с родителями – пополнение экспонатами мини-музея.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку.

1) Организационный этап.

Игра "Гора-старушка"

(игра иллюстрирует процесс разрушения горы)

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

2) Исследовательский этап

Воспитатель обращается к детям:

- Почему гору называют "Гора-старушка"?

- Как она теряет камушки?

Ребёнок:  Вода и ветер за долгие годы разрушают ее, превращая сначала в обломки скалы, затем во всё более маленькие камни и камушки.

Воспитатель: Ребята предлагаю Вам посетить наш мини-музей. А почему наш музей называется мини-музей? ("Мини"- так как маленький, а "музей"- так как в нем представлены разнообразные камни Кольского края.)

-Где мы можем увидеть камни кроме музея? (На улице, в горах, в море…)

- Камни бывают очень разные. Чем они отличаются друг от друга? (Они различны по размеру, цвету, форме.)

- Какую пользу приносит человеку камни? (Строить дома, мосты, дороги, метро, используют для изготовления инструментов, косметологии, делают памятники великим людям- памятник Алеше.)

- Ребята посмотрите, какое необычное письмо. Как Вы думаете, от кого это письмо? (От Лесовичка.)

- А как Вы догадались? (На конверте его изображение.)

Воспитатель читает письмо Лесовичка: «Дорогие ребята, я получил письмо от Гномов. Они спрашивают какие полезные ископаемые есть у нас на Кольском полуострове.  Я прошу Вас помочь мне ответить гномам. А еще я хочу узнать какие люди ищут и изучают полезные ископаемые».

Воспитатель: Ребята, предлагаю познакомить Лесовичка с нашим устным журналом «Камни Заполярья», на страничках которого мы расскажем о тех камнях Кольского полуострова, которые Вы знаете. На экране титульная страница журнала

Рассказы детей.

1 страничка -СЛЮДА

Воспитатель. На первой страничке нашего журнала  мы хотим рассказать о слюде.

1 Ребенок. Это природный минерал, он с легкостью разделяется на слои. Они очень мягкие, если сильно надавить, то на их поверхности останутся даже заметные следы от ногтя.

Слюду образуют кристаллы. Они имеют различные цветовые оттенки, бывают бесцветными, а также желтыми, красными, зелеными, коричневыми. Слюду используют в электрических приборах. Из нее делают иллюминаторы для кораблей. Слюду добавляют в румяна, пудру, тени.

(рассказы сопровождаются фотоматериалами)

2 страничка -АМЕТИСТ

Воспитатель На следущей  страничке мы хотим рассказать об аметисте.

 2 ребенок: Аметист добывают на Терском берегу Кольского полуострова. Туда ездят туристы, чтобы увидеть, как из поверхности земли выходит жила фиолетового камня.Аметист имеет яркий фиолетовый цвет. Его используют для изготовления различных украшений. Аметист может изменять цвет при различном освещении.

(рассказы сопровождаются фотоматериалами)

3 страничка –ГРАНАТ

Воспитатель На следующей страничке журнала мы хотим рассказать о гранате.

3 ребенок: Гранат прозрачный или полупрозрачный камень, с очень гладкой поверхностью.Гранат – очень красивый минерал, назван так из-за сходства с зернышками известного фрукта. На Кольском полуострове гранат добывают в Ловозере.  Его широко используют в ювелирном деле. Гранат очень твёрдый, поэтому его    используются главным для обработки деревянных изделий. Из него еще делают различные точильные инструменты и материалы, а также наждачную бумагу.

(рассказы сопровождаются фотоматериалами)

 4 страничка - АПАТИТ

Воспитатель На следующей страничке журнала мы хотим рассказать об апатите.

 4 ребенок  Апатит это   минерал. На Кольском полуострове его добывают в Хибинских тундрах.  Он бывает белый, зеленый, голубой, фиолетовый, редко красный.  Апатит называют «хлебным» камнем, потому что из него де6лают удобрения. Апатит применяют в сельском хозяйстве, а также используют при изготовлении металла, стекла и керамики.

(рассказы сопровождаются фотоматериалами)

Дидактическая игра «Соедини камень и название»

(на листах два столбика: «Камни» и «Названия».

Необходимо соединить их стрелочками)

Воспитатель: Первое задание Лесовичка мы с Вами выполнили, а о чем еще спрашивал Лесовичок? (Какие люди ищут и изучают камни.)

Воспитатель: Кто из Вас знает, люди какой профессии ищут и изучают камни? Расскажите Лесовичку на своей страничке.

5 страничка – ГЕОЛОГИ

5 ребенок:,Геологи - это  люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты.

Сейчас геологам для изучения камней  помогают разные приборы и машины. Но все равно им приходится проходить пешком много километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках у них специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы.

Воспитатель: иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!

Физкультминутка

Воспитатель: давайте представим, что мы тоже геологи.  Шагаем по тропинки, взбираемся на гору, откалываем молотком куски камней, берем их в руки, любуемся ими и кладем в рюкзак. А теперь спускаемся с горы вниз, вниз. Вот и спустились с горы.

3) Практический этап

6 страничка «ОТВЕТ-ВОПРОС»

Воспитатель: Перелистнём страничку нашего устного журнала (переход слайда) Здесь много вопросительных знаков… И разноцветные камни.

Почему такая страничка, как вы думаете? (Ответы детей.)

Попробуем найти ответы на многочисленные вопросы о камнях. Почему камни бывают разноцветными? Почему в одном камне два или три цвета увидеть можно?

Физкультминутка

Воспитатель: давайте представим, что мы тоже геологи.  Шагаем по тропинки, взбираемся на гору, откалываем молотком куски камней, берем их в руки, любуемся ими и кладем в рюкзак. А теперь спускаемся с горы вниз, вниз. Вот и спустились с горы

Чтобы раскрыть эту тайну камней, давайте пройдем за столы и попробуем понять, как же это происходит, проведем эксперимент.

Опытно-экспериментальная деятельность

  1. Предложить детям скатать каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: «Проходило время… Миллионы лет… Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…» Далее предложить разрезать стекой пластилин и полюбоваться на полосатые срезы.
  1. Дети смешивают несколько кусочков пластилина разного цвета, скатывая все цвета сначала в колбаску, а затем в шарик, по спирали. Вновь разрезаем комочки стекой пополам и любуемся удивительными узорами, сравниваем с узором других детей.
  1. Предложить детям определить, что тверже: крупа или кусочки пластилина? В природе есть камни более твердые, а есть - более мягкие. Представим себе, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней (дети смешивают два кусочка пластилина разного цвета с рисовыми зёрнами).

4) Рефлексивно-оценочный этап:

-Что вам понравилось сегодня делать?

-Что нового вы сегодня узнали из нашего устного журнала? (Таня? Серёжа?)

-С чем, может быть, тяжело было справиться?

-Как вы думаете, где могут пригодиться знания о камнях?

Звучит музыка, входит Лесовичок

Лесовичек: Здравствуйте, ребята! Вы хорошо справились с моими заданиями, подготовили интересный устный журнал о камнях Заполярья. Настало время наградить вас за ваши знания и руки умелые. Примите от меня коллекцию камней и сладкие камешки разноцветные.

Дети благодарят Лесовичка.

                       Старичок-Лесовичок (Сказка) ~ Поэзия (Лирика философская)

Дорогие ребята,

я получил письмо от Гномов.

    Они спрашивают какие полезные ископаемые есть у нас на Кольском полуострове.

Я прошу Вас помочь мне ответить гномам на их вопрос.

А еще я хочу узнать какие люди ищут и изучают полезные ископаемые.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического педагогического собрания В форме устного журнала «Пернатая карусель»

Цель:  презентация методического сборника «Пернатая карусель», в который вошел материал о птицах.Формировать у педагогов потребность и желание сотрудничать с родителями по вопросам экологич...

педагогический совет в форме устного журнала "Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического воспитания, привитию навыков ЗОЖ"

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С с...

Тематический педсовет в форме устного журнала «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

Цель педсовета: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Тематический педсовет в форме устного журнала "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия"

Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических: Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в сто...

Конспект итогового родительского собрания в форме устного журнала "Дом, в котором мы живём"

Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для о...

Конспект занятия по развитию связной речи в форме устного журнала

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ФОРМЕ УСТНОГО ЖУРНАЛА "ПОРТРЕТ ВЕСНЫ" ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Конспект родительского собрания в форме устного журнала на тему: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников».

Данная работа предназначена для повышения уровеня компетенции родителей в экологическом воспитании детей....