«САД ПЯТИ ЧУВСТВ» - КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по окружающему миру по теме

Лариса Валерьевна Ильина

«Создание условий для  экологического эмоционально-чувственного восприятия у детей младшего дошкольного возраста».

Сенсорный сад - это специально организованная территория, создающая благоприятные условия для общения людей (особенно детей) с  природной средой в котором обязательно присутствуют  элементы  для активизации пяти чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Сенсорный сад представляет собой современную  образовательную технологию, основанную на развитии эмоционально-чувственной сферы детей. 

                

Книга по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/2khn/ZAwhVVh4d

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornyy_sad.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

«САД ПЯТИ ЧУВСТВ» -  КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 

           Сегодня много говорят и пишут о проблемах экологии  во всём мире, и о том, что необходимо начинать  формировать экологическое сознание, экологическую культуру человека  уже с дошкольного возраста, и всё это, конечно, правильно. Но мне хотелось бы рассмотреть проблему экологического воспитания подрастающего поколения несколько с иной точки зрения.

          В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой и отчуждением его от природы в силу ряда определённых причин. В глобальном масштабе - это  последствия техногенных факторов и урбанизации,  негативно влияющей на окружающую  среду, делая её более агрессивной и  менее доступной,  особенно, для детей и  людей с ограниченными возможностями здоровья. На уровне дошкольного учреждения - это  несоответствие требований СанПиН, запрещающих или ограничивающих содержание в групповых комнатах живых природных объектов требованиям образовательной программы дошкольного образования. Это, в свою очередь, и отсутствие либо нехватка в дошкольных организациях дополнительных площадей для оборудования спецпомещений экологической направленности. 

         По мнению доцента педагогических наук, автора концепции экологического образования дошкольников Рыжовой Н.А, это отчуждение может быть частично преодолено посредством «Экологизации образовательного пространства, позволяющего восполнить дефицит эмоционально-чувственного общения ребёнка с природой на основе единства чувственного и социального окружения человека». И здесь очень важно не упустить тот момент, когда ребёнок как губка впитывает в себя всё то, что видит, слышит и чувствует вокруг, подражая и копируя  образцы нашего взрослого поведения в окружающем мире. Поэтому наша задача, задача взрослых наставников, заронить в душу ребёнка зёрнышки доброты и красоты, сочувствия и сострадания к живому, беззащитному.

       Думаю, никто не будет оспаривать утверждение о том, что раннее детство является наиболее сензетивным периодом жизни ребёнка для  развития экологического (и не только его) эмоционально-чувственного восприятия, развития личностной культуры, ее базиса, соответствующего общечеловеческим ценностям. Начальное отношение к природной среде складывается у дошкольников на основании чувств, эмоций, которые возникают в процессе наблюдения за ее красотой. Но одних лишь эмоций для развития осторожного отношения к природе недостаточно. Педагогу  необходимо стремиться соединять возникшие вследствии прямого общения с природной средой чувства дошкольников со знаниями по охране природы, а это становится побудителем разной природоохранной деятельности. И здесь я хотела бы в качестве примера поделиться с вами опытом работы нашего дошкольного учреждения по воспитанию  «экологии души» у  детей  младшего дошкольного возраста,  предоставив вашему вниманию один лишь фрагмент практической деятельности из долгосрочного проекта  «Прикоснись к природе сердцем».  Дам небольшое пояснение, чтобы понятнее было о чём поёдёт речь. Структура данного проекта представлена в виде модуля - паутинки, состоящего   из сегментов практической образовательной деятельности на каждый календарный период года. Каждый сегмент, в свою очередь, включает ряд определённых задач, соподчинённых общей цели: «Создание условий для  экологического эмоционально-чувственного восприятия у детей младшего дошкольного возраста».

           Для реализации проекта в сегментах «лето-осень» на территории ДОУ была создана  специальная экосреда с особым природным ландшафтом. Это новый экологический продукт  с интригующим и звучным названием –   Sensory garden,  что в переводе означает «Сенсорный сад».

Сенсорный сад - это специально организованная территория, создающая благоприятные условия для общения людей (особенно детей) с  природной средой в котором обязательно присутствуют  элементы  для активизации пяти чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Сенсорный сад представляет собой современную  образовательную технологию, основанную на развитии эмоционально-чувственной сферы детей. 

         Основополагающими элементами сенсорного сада являются архитектурные и растительные модули: 

  • Созерцательный,
  • Исследовательский,
  • игровой. 

Каждый модуль имеет свои образовательные и воспитательные задачи, где природа сада направлена на развитие экологической эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

          Для оформления сенсорного сада нам понадобился различный материал - строительный, природный,   посадочный, наборы ёмкостей для размещения природного материала.

        В созерцательный модуль включили разнообразную цветовую палитру цветущих растений. Красочные плоды, листва и кора также в значительной мере увеличивают зрительную привлекательность сада.

Мир звуков природы в  саду – это шум листьев,  музыка ветра, пение птиц и звуки воды. Некоторые  из них можно воспроизвести при помощи звуковых шейкеров и маракасов, изготовленных из природного материала, рукотворного водопада с аудиозаписью звуков природы или уединиться в беседке из дикого винограда и слушать…

            Усилению тактильных ощущений с природой способствует ходьба по специальной сенсорной дорожке, вымощенной естественными материалами с речным песком, галькой, ветками деревьев, опилками, травой.

Также в этом секторе высажены травянистые растения, до которых детям можно дотрагиваться без ущерба  для растений. Это пружинистый мох грубая кора берёзы и  многое (используем фантазию) др.

Развитию обоняния способствует "копилка запахов", в которой собраны сильнопахнущие растения, такие как душица, мята, шалфей.

Обилие цветов, запахов, звуков и материалов - отличная возможность  узнавать как можно больше о природе.

    Исследовательский модуль  включает территорию "размышления о природе" с кормушками и домиками для птиц; солнечные часы, высокие спилы деревьев для занятий, водопад.

       Игровой модуль  - это  архитектурные сооружения для развития координации и вестибулярного аппарата детей: деревянные спилы различной высоты, бревно-балансир. Украшают сад деревянные скульптурки сказочных персонажей – Маша и медведь, Емеля со щукой  у колодца, Баба-Яга на дубе том и другие.

       В каждом секторе установлены различные информативные подсказки и указатели, способствующие  активизации ребёнка к взаимодействию с природой.

Таким образом, Сенсорный сад гармонизирует физическое и психическое состояние  ребёнка через вовлечение его в деятельность внутри сенсорно обогащенной природной среды.

Использованные источники

           Интернет-ресурс:

  1. http://www.accbud.ua/landscape/style/sensornyj-sad--ili-aktualnaja-landshaftnaja-tema-sovremennosti
  2. https://roomble.com/ideas/soveti-i-idei/za-gorodom/chto-takoe-sensornyj-sad-i-kak-ego-ustroit-sovety-iz-pervyh-ruk/

Сведения об авторе:

Ильина Лариса Валерьевна

Тел.:+7 904- 362- 80 -98

e-mail: lariska31@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание младших дошкольников средствами фольклора»

Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу через текст народных произведений, осознать увиденное и услышанное. Народные прои...

" Художественное слово - как средство обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка."

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова ,которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития ....

Туризм как средство экологического и физического воспитания старших дошкольников.

В статье раскрывается применение простейшего туризма как средства экологического и физического воспитания старших дошкольников....

Презентация проекта «Создание условий для развития экологического эмоционально-чувственного восприятия дошкольников через взаимодействие с социокультурной средой»

Долгосрочный проект «Sensory garden» ( «Сенсорный  сад»).  Структура данного проекта представлена в виде   модуля - паутинки, состоящего   из сегм...

Использование нетрадиционных техник рисования, как средства формирования эмоционально-чувственного мира дошкольников.

Использование нетрадиционных техник рисования, как средства формирования эмоционально-чувственного мира дошкольников...