Приобщение к истокам русской народной культуре по средствам музыкального фольклора
статья на тему

Григоренко Татьяна Анатольевна

Одна из важных целей в работе – познакомить детей с русским обрядовым творчеством, поговорить о значимых событиях в календарном круговороте дел, воспитать интерес к обрядовому фольклору, как части музыкального фольклорного наследия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stavtya_priobshchenie_k_russkoy_kulture.docx20.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам музыкального фольклора

Из опыта работы музыкального руководителя

Первой  квалификационной категории

Григоренко Татьяны Анатольевны

МЛДОУ «Тальменский детский сад №7»

Сегодня ни у кого не вызывает сомнение огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей  к родной истории, вековым культурным традициям России.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. На  музыкальных занятиях я стараюсь зажечь искорку любви и интереса к жизни русского народа, к его истории и культуре, к природе России, чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Одна из важных целей в работе – познакомить детей с русским обрядовым творчеством, поговорить о значимых событиях в календарном круговороте дел, воспитать интерес к обрядовому фольклору, как части музыкального фольклорного наследия. Например,  при проведении праздника «Развеселая  Масленица», рассказываю детям о Масленице, разучиваю заклички, беседую о традиции выпекать блины, читали русскую народную сказку «Как весна зиму поборола», провожу игры «Катание на тройках», «Блинчики румяные».

При изучении песенного фольклора  провожу актуализацию опорных знаний.  Для этого, после первого прослушивания песни Леля из оперы «Снегурочка» Римского – Корсакова и песни «Деревня, деревня, четыре двора»,  детям даётся задание по подготовке информации. В какое время и какие события отражены в песне? По каким признакам вы определили время? Какие инструменты услышали? Дети подбирают репродукции картин, иллюстрации для создания яркого художественного образа, помогающего глубоко прочувствовать одну из страниц истории нашей страны и на уроке, доказывают верность выбранного ими материала.

Важный этап в понимании и усвоении народной культуры – музыкально – пластический язык.

 Учу детей «играть» песню, осваивая основные элементы пластического языка, танцевальный шаг, основные движения рук, головы.

Для развития творческих способностей и задатков ребёнка, для создания яркого образа музыкального произведения, для изучения ритма произведения, мною используются народные музыкальные инструменты: трещотки, ложки, свистульки, бубен.

При изучении работы на музыкальных инструментах предлагается детям зрительный ряд репродукций картин, музыкальных инструментов, викторины о былинных и сказочных музыкантах, гуслярах, скоморохах, прослушиваются аудиозаписи исполнения на музыкальных инструментах: наигрыши на рожке, дудках, свистульках, гармони.

Готовясь к занятиям и народным праздникам, уделяю внимание не только подбору информации, но и продумываю, в какой форме, с каким сюрпризным моментом она будет преподнесена детям.

Дети  очень любят, когда к нам  на занятия приходят герои сказок. У нас в гостях побывали Василиса Примудрая, Леший, Матушка Природа, Бабушка, Баба-Яга и многие другие. А  домовёнок Кузя, рассказал детям, как раньше он жил в деревне, какими предметами быта пользовались люди, как провёл лето в деревне, расспросил детей, где и как они отдыхали.  Дети спели ему песенку «Как у наших у ворот». Домовенок достал корзинку с овощами и попросил показать, как они помогают родителям, провёл игры: «Собери овощи», «Осенний урожай». Дети с удовольствием участвовали в играх, рассказывали пословицы, поговорки о труде, о временах года, разгадывали загадки, им было интересно с  Кузей, а это значит,  что сказочные образы  положительно влияют на эмоциональную атмосферу занятий, укрепляют взаимоотношения в процессе коллективной трудовой деятельности.

Применяю активные педагогические методы, которые стимулируют интерес моих воспитанников к народному творчеству:

  • слушание, разучивание и  исполнение  произведений русского фольклора;

чтение и слушание книг и сказок о музыке, просмотр видеоматериала, как путь накопления знаний о народном творчестве;

  • пение различных упражнений, песенок – попевок, скороговорок, прибауток, что способствует созданию активной творческой атмосферы на уроке;
  • разучивание ритмических движений, что является прекрасным дополнением к созданию яркого народного образа изучаемого произведения, способствует его углубленному, эмоциональному восприятию;
  • проведение забытых детских игр -  игровые и театрализованные моменты, как эмоционально – увлекательный приём. Знакомство с разными видами жеребьёвки, считалками, разучивание игр, изготовление простейшего реквизита к игровым программам (блины, помазки, кушаки, бублики);
  • проведение внеклассных мероприятий, приуроченных к народным календарным праздникам.

При подготовке к исполнению народных песен, частушек, мы знакомимся с русским народным костюмом, с его элементами, проводим экскурсию в костюмерную комнату. Рассматриваем детали народного костюма: сарафан, рубаху, пояс, головные уборы, украшения, учимся носить костюм, надевать корону, правильно держать платочек, делать с ним поклон.

Для отслеживания результативности развития интереса детей к народному творчеству использую следующие направления диагностики:

  • свободное высказывание детей о музыкальном фольклоре, проявление любознательности и желания коллекционировать предметы, относящиеся к фольклорным жанрам;
  • оценка детьми произведения по трём категориям «очень нравится», «не очень нравится», «совсем не нравится», используя различные цветовые жетоны;
  • диагностические карты, включающие критерии: дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры; используют в активной речи русский фольклор; принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников; знают сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства; знают народные инструменты; знают историю народного костюма, его элементы.

Осваивая весь предлагаемый мною материал, дети учатся понимать многообразие народной культуры. Мы изучаем песни, народный костюм, музыкальные инструменты, играем в русские народные игры – всё это, несомненно, способствует творческому развитию детей, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.

 

«Народ, который не знает своей культуры и истории,

- презрен и легкомысленен»

Н.М.Карамзи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа

Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно св...

Приобщение к истокам русской народной культуры посредством фольклора

Консультация для родителей "Приобщение к истокам русской народной культуры"...

Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности »

Доклад на методическое объединение на тему :" Приобщение детей к истокам народной культуры по средствам изобразительной деятельности"....

Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности»

Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности»...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...