«Методические рекомендации по взаимодействию семьи и ДОУ в предшкольный период»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Горбовая Татьяна Юрьевна

казание квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями по подготовке к школьному обучению невозможна без сотрудничества с их родителями. Работа с родителями строится с учетом изучения семей, и их запросов. Можно использовать следующие формы взаимодействия с родителями: информационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные и др.

На первом этапе родители должны изучить нормативно- правовую базу, научно-методических материалы по проблеме предшкольной подготовки детей с особыми образовательными потребностями.

На основе изучения семей можно определить следующие направления работы с родителями: оказания адресной помощи семьям (домашнее визитирование, составление семейно-центрированных программ помощи, в том числе, по гармонизации детско-родительских отношений с использованием интерактивных форм общения и др.), разработка программы «Семейного клуба»; разработка технологий по работе с родителями и педагогами; повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов посредством проведения теоретических и практических семинаров, тренингов, консультаций по запросам, индивидуальных бесед, дней открытых дверей и др. с использованием интерактивных форм общения и др.

Особое внимание надо уделять организации разъяснительной работы с родителями. Одним из главных мотивационных аспектов для родителей должно стать их приглашение на занятия с детьми. Наблюдая занятия, они убеждаются в сильных и слабых сторонах готовности их ребенка к школьному обучению, активнее включаются в оказание помощи детям в домашних условиях. Получая психолого – педагогические знания от педагогов и инструкции, как следует заниматься с ребенком дома, не нарушая его права, родители понимают, что заниматься с ребенком надо недолго, задания должны быть интересными, привлекательными, игровыми; должны не повторять пройденный в детском саду материал, а дополнять его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по взаимодействию семьи и ДОУ в      предшкольный период.

Оказание квалифицированной помощи детям с   ограниченными возможностями по подготовке к школьному обучению невозможна без сотрудничества с их родителями.  Работа с родителями строится с учетом изучения семей, и их запросов. Можно использовать следующие  формы взаимодействия с родителями: информационно – аналитические,  досуговые,  познавательные, наглядно – информационные и др.

         На первом этапе   родители должны       изучить нормативно- правовую базу, научно-методических материалы по проблеме предшкольной подготовки детей с особыми образовательными потребностями.

        На основе изучения семей  можно определить следующие  направления работы с родителями: оказания адресной помощи семьям (домашнее визитирование, составление семейно-центрированных программ помощи, в том числе,  по гармонизации детско-родительских отношений с использованием интерактивных форм общения и др.), разработка программы «Семейного клуба»; разработка  технологий по работе с родителями и педагогами; повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов посредством проведения теоретических и практических семинаров, тренингов, консультаций  по запросам, индивидуальных бесед, дней открытых дверей и др. с использованием интерактивных форм общения и др.

         Особое внимание надо  уделять организации разъяснительной работы с родителями.  Одним из главных мотивационных аспектов  для родителей должно стать их приглашение на занятия с детьми. Наблюдая занятия,  они убеждаются в сильных и слабых сторонах  готовности их ребенка к школьному обучению, активнее включаются   в оказание помощи детям в домашних условиях. Получая психолого – педагогические знания от педагогов и инструкции, как следует заниматься с ребенком дома, не нарушая его права, родители  понимают, что заниматься с ребенком надо недолго, задания должны быть интересными, привлекательными, игровыми; должны не повторять пройденный в детском саду материал, а дополнять его.

         Увидеть своего ребенка в условиях открытости учреждения, родители имеют возможность, посетив группу и понаблюдав, чем занят ребенок в группе. Родители наблюдают приемы воздействия на ребенка, отличные от домашних,  что способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду.  Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него  и на воспитание в домашних условиях. Родителей можно привлекать к участию в создании условий для обучения, воспитания и коррекции  детей (изготовление пособий, различного оборудования и  построек на участке и др.),  совместной трудовой, познавательной, досуговой деятельности, участие в организации выставок детского творчества. Необходимо организовывать для родителей передвижные игротеку, библиотеку и видеотеку.

         Тематика консультаций, семинаров, тренингов, собраний, клубов и др. планируется с учетом потребностей родителей и социально – психологических особенностей семей. Один раз в неделю необходимо организовывать  «родительский час» с целью информирования о ходе коррекционно – образовательной работы с детьми, объяснения домашних заданий и  показа приемов  работы с  детьми. Самых активных родителей отмечать благодарственными письмами и почетными грамотами.  

Особое внимание в работе с родителями необходимо уделять  вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. В данном направлении в начале учебного года изучается уровень компетентности родителей в вопросах оздоровления детей, проводится индивидуальное консультирование родителей по запросам, организуются практические занятия, тренинги  обучения родителей специальным упражнениям по кинезиологии, отдельным видам гимнастик, дыхательным упражнениям, нетрадиционным методам закаливания (игры со снегом и льдом и др.). Организуются встречи за круглым столом с врачами и специалистами с целью просвещения родителей в области закономерностей развития детей и профилактике заболеваний. Проводятся Дни открытых дверей с просмотром оздоровительных мероприятий, обобщается семейный опыт оздоровления детей, разрабатываются  методические рекомендации, памятки, буклеты для родителей по этой теме и т. д.

Сохранение и укрепление здоровья детей – один из важных критериев подготовки детей к школьному обучению.

Углубленная  работа с родителями способствует гармонизации детско – родительских отношений,  помогает детям получить более крепкие знания и умения,  убедиться в  поддержке  родителей в случае возникновения трудностей в школе и уверенно войти в школьную жизнь.

Уважаемые родители, чтобы занятия с ребёнком по подготовке к обучению в школе не превратилась в пытку и для Вас, и для ребёнка, воспользуйтесь советами практикующих педагогов:

1. Заниматься с ребёнком нужно так, чтобы ему было интересно и комфортно. Занятие не должно длиться более 30 минут (с физкультминутками и релаксационными упражнениями), лучше, если Вы будете заниматься 20-25 минут (здесь важно учитывать индивидуальность ребёнка: если ребёнок застенчив, нерешителен перед началом занятия подбодрите, поддержите его; если смел, уверен в себе, учите его критически оценивать свои ответы; если ребёнок быстро и легко выполняет задания, можно предложить ему усложнённый вариант; если ребёнок затрудняется, задержитесь подольше на простых заданиях; если стремиться быстро менять задания – заинтересуйте ребёнка, научите находить в задании что-то новое, необычное для него). Главный показатель, что Вы всё делаете правильно – ребёнок не устаёт, и ему хочется ещё заниматься (пусть лучше останется чуть-чуть «голодным», чем переевшим интеллектуальной пищи);

2. Такие занятия нужно организовывать 2 раза в неделю, дополняя их познавательными и интересными играми и мероприятиями «выходного дня» (такими как поход в музей, театр, экскурсия по городу или совместный просмотр интересного детского (!) фильма или мультфильма). Важно, чтобы Вы проводили занятия регулярно, не делая больших перерывов, но и не компенсируя пропущенные занятия удвоением их частотности;

3. Прежде, чем приступить к выполнению заданий, упражнений, советуем определить темперамент ребёнка. Для этого просто понаблюдайте за ним во  время игр или занятий.

  • Если ребёнок подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам, конструктивен, общителен, контактен и способен быстро схватывать всё новое, однако бывает излишне рационален, не всегда доводит дело до конца, то он – сангвиник;
  • Если ребёнок инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен – флегматик;
  • Если ребёнок вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий – холерик;
  • Если ребёнок необщителен, замкнут, впечатлителен, рассудителен, неэмоционален – меланхолик.

При выполнении упражнений и заданий рекомендуем следующие правила общения:

  • с ребёнком-сангвиником:

- чётко ставьте перед ребёнком цель любой деятельности;

- по возможности старайтесь демонстрировать результаты его достижений;

- постоянно поддерживайте и одобряйте ребёнка;

- учитывайте его интересы в порученном деле.

  • с ребёнком-флегматиком:

- демонстрируйте практический результат выполняемой ребёнком работы;

- контролируйте выполнение работы на каждом этапе деятельности;

- используйте положительные методы воздействия;

- поддерживайте любые начинания ребёнка, проявление его инициативы.

  • с ребёнком-холериком:

- разговаривайте с ребёнком спокойным тоном;

- предъявляйте к нему чёткие и обоснованные требования;

- демонстрируйте перспективы деятельности ребёнка;

- чётко положительно оценивайте его деятельность.

  •  с ребёнком-меланхоликом:

- используйте в общении с ребёнком «эмоциональное поглаживание»;

- создайте условия для выполнения совместных действий в паре с другими детьми или взрослыми;

- как можно чаще демонстрируйте достижения ребёнка;

4. Занимайтесь с ребёнком сами только в том случае, если Вам это действительно  приятно и интересно, а главное – Вы способны сохранять спокойствие и доброжелательность от начала до последней минуты занятия. Если этого добиться не удаётся, лучше обратиться за помощью к специалистам и профессионалам. Помните: ни один ребёнок на свете не может (и не должен!) абсолютно во всём соответствовать представлениям о том, каким ему быть;

5. Следите за правильной осанкой  ребёнка во время выполнения письменных заданий:

  • Проверьте: высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной         руки ребёнка;
  • поставьте ноги ребёнка вместе на пол или перекладину (маленький стульчик), если они не достают до пола;
  • спина прямая;
  • плечи горизонтальны. Следите, чтобы одно плечо не было выше другого;
  • голова слегка наклонена вперёд. Расстояние до тетради, альбома не должно превышать 30 см;
  • руки на столе, локти чуть-чуть свисают;
  • туловище не касается стола. Проверьте – между столом и туловищем должен проходить кулачок ребёнка;
  • тетрадь должна быть положена под углом с таким расчётом, чтобы правый верхний угол тетради и левый нижний находились против середины груди ребёнка.

6. Чтобы занятие было интересным и качественным, заранее подготовьте всё самое необходимое: карандаши, бумагу, красивую тетрадь или альбом и т. д. Для дошкольника очень важен антураж: красивые и новые (а ещё лучше – неожиданные) предметы, удобное и уютное рабочее место;

7. Начинайте занятия с интриги: например, с загадочного предмета или загадки. Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание даже самого непоседливого малыша! Цель должна заинтересовать ребёнка, быть новой, всегда чуть-чуть сложнее, чем уже освоенное, но достижимой при оказании помощи взрослым. Важно помнить, что неудачи снижают интерес к новому, затрудняя дальнейшее обучение.

8. Никогда не следует переходить к следующему заданию, если предыдущее не выполнено: надо дать ребёнку получить удовлетворение от достигнутого результата и только потом переходить к новому материалу.

9. В конце занятия обязательно подведите итог, спросив у ребёнка, чем он занимался, что ему особенно понравилось, что вызвало затруднение, а что было выполнить легко, что он узнал нового. Именно эти вопросы позволяют ребёнку отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний;

10. Очень хорошо, если для закрепления изученного Вы предоставите возможность малышу самое интересное задание предложить кому-то из родных. Побывать в роли учителя – это один из самых эффективных методов усвоения учебного материала;

11. Занятия, конечно, важны, но они – лишь незначительная часть процесса подготовки ребёнка к школе. Школа потребует от малыша чёткого следования установленным в ней правилам и расписанию. Родителям необходимо помнить о том, что разумный распорядок дня значительно облегчает ребёнку жизнь! Соблюдение режима дня – важное условие успешной подготовки ребёнка к школе.

12. Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не "рядом", а "вместе". Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в "солдатики", построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте ребенку в общении, дефицит общения - один из самых главных причин неуспеха ребенка в школе

13. Помните, уважаемые родители, что игра – главный помощник взрослых при подготовке ребёнка к школе. С помощью игры, незаметно для малыша, можно развивать внимание, мышление, воображение – качества, так необходимые для дальнейшей учебной жизни. Играя с ребёнком, учитывайте: его желания, его настроение, его самочувствие.

14. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже педагога, отвечайте: "Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему". Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности ("ты сможешь", "у тебя обязательно получится", "я в тебя верю").

15. Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.

16. Чаще разговаривайте с ребенком.
Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушай внимательно, задавайте вопросы, что бы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером.

17. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе ("Давай посмотри вместе в словаре, в энциклопедии"), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.

18. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это означает - считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!

19. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: "Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать". Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой,  лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

20. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой "если ..., то..." ("Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор" и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребенок начинает принимать позицию "ты - мне, я - тебе";

21. Несколько советов родителям первоклассника:

  • Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  • Не торопите! Умение рассчитывать время – Ваша задача. Если Вам это плохо удаётся, то вины ребёнка в этом нет.
  • Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придётся много поработать.
  • Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтоб сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте ему удачи – у него впереди трудный день.
  • Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?»
  • Встречайте ребёнка спокойно. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь. Пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  • Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку».
  • Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребёнка.
  • После школы не торопитесь садиться за уроки. Необходимо 1,5-2 часа отдыха (в 1-м классе – 1 час сна).
  • Лучшее время приготовления уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны.
  • Не заставляйте делать все уроки в один присест. 20 минут – работаем, 10 минут – делаем перерыв. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку возможность работать самому. Но если нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон и поддержка необходимы.
  • В общении с ребёнком старайтесь избегать различных условий: «Если ты сделаешь…, то…». Обучение должно быть осознанным.
  • Найдите в течение дня время (не менее 30 минут), когда Вы будете принадлежать только ребёнку.
  • Выберите единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком.
  • Свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него.
  • Будте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость. Чаще всего это объективные показатели переутомления, трудностей в учёбе.
  • Учтите, что даже совсем уже большие дети очень любят перед сном сказку, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их и помогает снять напряжение за день.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Формы взаимодействия семьи и школы"

В методических рекомендациях «Формы взаимодействия семьи и школы», рассмотрено применение разных форм и методов  в воспитательно - образовательном процессе начальной школы.Новизна данных методиче...

Методические рекомендации по взаимодействию логопеда и родителей. «Успешные родители»

Данные рекомендации будут полезны логопедам, дефектологам.Если вы не видите немедленного результата хорошего или плохого, будьте терпеливы и наблюдайте.  Дипак Чопра.Цель данной работы сост...

Методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)

Методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, посвящены вопросу взаимодействия ДОУ и семьи, вовлечению родителей в образовательный процесс, что обеспечивае...

"Методические рекомендации по взаимодействию ДОУ с семьёй"

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи.В п...

Статья на тему " Взаимодействие семьи и педагогов в период адаптации детей к ДОУ "

В своей статье я рассказала, про адаптационный процесс детей в ДОУ. Это поможет родителям избежать определенных ошибок, и адаптация детей пройдет безболезненно, и в короткий срок....