Доклад «Развитие социально – коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Марышева Ольга Васильевна

В докладе представлен материал по развитию социально - коммуникативных навыков у дошкольников через применение театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o.v._maryshevoy.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому  направлению

развития детей»

Тема «Развитие социально – коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности»

Секция №7  « Опыт использования современных педагогических практик в образовательной деятельности в детских садах»

Выполнила: Ольга Васильевна Марышева,

музыкальный руководитель

 МБДОУ  №22 «Журавушка»

г. Шарыпово,  2016 г.

Актуальность.  Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является социально – коммуникативное развитие. Оно направлено на усвоение норм и правил, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, умение детей общаться друг с другом. Но их увлечение компьютерными играми привело к тому, что они испытывают дефицит общения как со сверстниками, так и с взрослыми. Во время проведения музыкальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста мною было отмечено, что дети испытывают трудности в   умении сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, им сложно прийти к общему решению, договориться, прислушаться к мнению другого.  Таким образом, анализируя сложившуюся ситуацию, мною была выделена проблема: каким образом найти способ повышения уровня социально - коммуникативных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

 Изучив и проанализировав методическую литературу, следующих авторов: «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой; «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника», Запорожец А.В.; «Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю» Берлова А.Л.; «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович Л.И.; «Ты детям сказку расскажи» Гриценко З.А.; «Театр всевозможного» А.И. Бурениной  я пришла к выводу, что театрализованная деятельность предоставляет большие возможности для социализации ребёнка. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность, любимые герои становятся образцами для подражания.

         Учитывая все положительные стороны театрализованной деятельности, у меня родилась идея организации театральной студии «Грим - маски».

Цель: Развитие социально – коммуникативных навыков через театрализованную    деятельность.

Задачи:

1.    Формировать готовность к совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми.

2. Развивать становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе театрализованной деятельности.

3. Развивать творческую активность детей и эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям.

4. Воспитывать положительное отношение к миру театра, другим людям и самому себе.

         Основой моей работы в театральной студии стал перспективный план работы, который включил в себя три направления взаимодействия: работа по оснащению развивающей предметно – пространственной среды, работа с детьми и взаимодействие с родителями.

Целью моей работы по развивающей предметно – пространственной среде стало ее пополнение. Учитывая то, что центр театрализованный деятельности есть в каждой группе и наполнен он разнообразными видами театра, я решила углубить знания детей именно в области кукольного театра (настольного, театра верховых кукол, кукол-прыгунков, платковых кукол, штоковых кукол, пальчикового, теневого), так как считаю, что возможности данной деятельности, несмотря на ее традиционность, еще полностью  не раскрыты.

Любые театрализованные постановки дают наибольший результат, когда есть элемент новизны. Например, на своих занятиях я применяла пальчиковую куклу – «Гонзик». Он привлекает ребёнка своей оригинальностью, и возможностью разнообразного использования. Пальчиковый театр с использованием куклы «Гонзик» - это театр нового типа, он создаёт возможность для развития социально-коммуникативной сферы  ребёнка.

 Знакомство с различными видами кукольного театра я проводила как в процессе непосредственного взаимодействия с куклами, так и с применением ИКТ потому, что детская природа требует наглядности.  Используемый мной материал был самым разнообразным: презентации, слайды, игры – викторины, благодаря чему процесс подачи знаний для детей становился более современным, разнообразным, насыщенным.

  Активными помощниками в подготовке спектаклей являлись родители, которые принимали участие в изготовлении кукол - персонажей к сказкам, костюмов и атрибутов.

 В непосредственной работе с детьми большое внимание отвожу использованию игр, потому что малыши учатся играя. Дети в игре совершенствуют социально - коммуникативные качества, этические, творческие способности, психические процессы. В своей работе с детьми применяю интерактивные технологии. Например, игра «Карусель», в которой в процесс разучивания сказки и создании ролевого образа включаются все дети сразу, за короткий промежуток времени появляется возможность общения с большим количеством партнеров.

 В своей практике я использовала игры с элементами театрализации такие как:

  • речевые упражнения (в том числе с музыкальным сопровождением) влияют на эмоциональную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. («Ай-яй-яй», «Иди сюда», «Приехала бабушка», «Упражнения на дыхание», «У бабушки в деревне», «Звонок», «Муха», «Многоэтажный дом», «Радио-няня», «Ипподром», «Звуки леса»);
  • этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека. («Смешная рожица», «Давай , познакомимся», «Мое настроение», «Фоторобот»);
  • игра на управление своими эмоциями («Король и слуги»);
  • этюды на воспроизведение основных черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. («Кто кого обидел первый?», «Кто я?»);
  • игры и упражнения на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. («Веселые зверушки», «Стуколка», «Запрещенное движение», «А теперь ты», «Буратинки», «Карусельки», «Музыкальная капель», «Переглядки», «Тропический ливень», «Глаза в глаза», «Посидим, послушаем», «Звуки леса», Игра с театральными шумами, «Повтори имя и движение», «Глаза в глаза»);
  • этюды на выразительность жестов и выразительной мимики являются показателем правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста и мимики. («Куколки на ширме», «Погуляй с моей игрушкой», «Веселый платочек», «Змейки», «Вкусное пирожное», «Бабочка», «Алые цветочки», «Танец кукол», «Великаны», «В гостях у Кузи», «Волшебное зеркало», «Мое настроение», «Игра по карточкам», «Девочка по имени Мимика»);
  • игры-импровизации и упражнения на создание ролевого и музыкально-игрового образа -  это игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол. Развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. («Шагают игрушки», «Здравствуй, кукла, как дела?», «Соня-Петушок», «Цветы и мотыльки», «Облака и птичка», «Необычные существа», «Оживи куклу», «Изобрази животное», «Вот так история!», «Создай образ», «Погуляем-потанцуем и споем», «Разноцветные облака», «Дом», «Головастики», «Кукольный карнавал»);
  • игры на развитие фантазии и творчества (сочинение рассказов небылиц, «Кинопленка»);
  • игры-экспромты («Колобок», «Добрая девочка»);
  • психологические игры это игры на повышение психологического статуса каждого ребенка и сплочение детского коллектива. («Твои достоинства», «Дарим добро», «Какое у тебя настроение?», «Посмеемся!», «Имя – настроение);
  • игры на сплочение («Мы дружная семья», «Если все вокруг подружатся»);
  • тактильные игры («Дарим добро», «Добрый поезд», «Беседка хорошего настроения», «Твои достоинства», «Туннель успеха»);
  • релаксационные упражнения («Загадочные сны», «Тихий сон», «Добрый сон», «Чуткий сон», «Сон – фантазия», «Разноцветные сны», «Отдых на море», Этюды на память физических действий «Мою руки», «Несу подарок»); 
  • игры с бусами это игры, способствующие развитию мелкой моторики, внимания, памяти, воображения. («Бусы и шкатулочка», «Вертушка», «Рисуем бусами», «Отгадай», «Что я делаю?», «Узоры»).

Особое место в своей деятельности я отвожу работе над постановкой сказки, который состоит из следующих этапов:

  • подбор произведения-сказки, чтение, знакомство с персонажами;
  • подготовка и изготовление персонажей;
  • включение персонажей в деятельность во время игр.

Таким образом, в результате углублённого знакомства со сказкой у детей развивается умение подражать, согласовывать свои действия с другими действиями своих сверстников, вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни.

 Приняв участие в семинаре - практикуме «Развитие творческой личности ребенка через театрализованную деятельность в соответствии с ФГОС ДО по программе «Кукляндия», я широко использую полученные знания в своей практической деятельности.  Результатом эффективно проделанной работы считаю то, что воспитанники нашей студии являлись активными участниками творческих постановок, которые были представлены родителям и детям детского сада. Также юные артисты принимали участие в муниципальном городском конкурсе «Лицедеи» и являлись победителями различных ступеней:

  • 2013 год - 2 место спектакль «Сказка про Дуню ленивицу и волшебника Оха»;
  • 2015 год - 1 место спектакль «Бабочка»;
  • 2016 год – 2 место кукольный театр «Необыкновенная планета».

В конкурсе «Содружество» в 2015 году мы заняли 2 место  с театральной постановкой «Легенда о дудуке»

В завершении хочу сказать, что в результате наблюдений, опросов, можно отметить положительную динамику в освоении детьми знаний по развитию социально - коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют показатели мониторинга развития социально – коммуникативных умений и навыков, с использованием методики Н.В. Верещагиной, по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» критериями которой стали такие разделы:

  •   старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками;
  •   может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям;
  •   понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное

состояние, этические качества, эстетические характеристики;

  •   понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается.

  Проведен мониторинг «Психомоторного развития ребенка» по методике А. Бурениной, с критериями оценки результатов разработанными Н.Ф. Сорокиной  стали такие разделы: интонационная выразительность речи, эмоциональность,  характерологические особенности детей (общительность, скованность), творческие проявления, внимание, память, действия с кукольными персонажами, координация и ловкость движений, использование выразительных средств (мимика, жесты).

Показатели были следующими:

Критерий

2014 г.                октябрь

2015 г.

апрель

в/у, ср/у

н/у

в/у, ср/у

н/у

Социально  коммуникативные умения и навыки

58%

42%

91%

9%

Психомоторное развитие

47%

53%

74 %

26%

Вывод: Исходя из показателей диагностики и анализа результатов, можно прийти к выводу, что театрализованная деятельность - одна из самых доступных для детей видов искусства, она наиболее эффективно позволяет решать проблемы социально – коммуникативного развития. Применение различных видов театрализованных игр способствует формированию социально значимых качеств личности дошкольников; осмыслению их ценности, повышению воспитанности, развитию умения общаться с детьми и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-коммуникативных навыков средствами песочной игротерапии

Опыт работы по использованию песочной игротерапии...

Развитие социально - коммуникативных навыков через театрализованную деятельность

Театр научит видеть ребенка прекрасное в жизни, в людях, зарождает в нем самом стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.Театр способствует развитию детской фантазии, памяти, развитию речи, формиру...

Развитие социально - коммуникативных навыков через театрализованную игру

Работая воспитателем в детском саду, из года в год я распахиваю свои двери для совсем еще робких и нерешительных малышей.  Мои дети растут, взрослеют  и становятся самостоятельными и готовым...

развитие социально - коммуникативных навыков через трудовую деятельность

опыт работы показал, что социально - коммуникативные навыки у дошкольников развиваются в прцессе трудовой деятельности....

«Развитие социально – коммуникативных навыков средствами музыкально – дидактических игр»

laquo;Развитие социально – коммуникативных навыков средствами музыкально – дидактических игр»...

Театрализованная деятельность в младшей группе как средство развития социально-коммуникативных навыков

Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Занятия театрализованной деятел...