Использование ИКТ в ДОУ
статья по теме

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий:
- Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
- Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
1. Организационное:
- Модернизация методической службы;
- Совершенствование материально – технической базы;
- Создание определенной информационной среды.
2. Педагогическое:
- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Что же такое ИКТ?
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности. 
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей. 
Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно – образовательного процесса.
3. Воспитательно – образовательный процесс.
Воспитательно –образовательнй процесс включает в себя:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника, 
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей, 
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Виды занятий с ИКТ

  1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
    На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
    Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
    Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. 
    С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. 
    Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
    Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
    Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
    Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
    Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
    - Осуществление полисенсорного восприятия материала;

Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер, 
- легкость для самостоятельных занятий ребенка, 
- развитие широкого спектра навыков и представлений, 
- высокий технический уровень, 
- возрастное соответствие, 
- занимательность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в ДОУ

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий:
- Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
- Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
1. Организационное:
- Модернизация методической службы;
- Совершенствование материально – технической базы;
- Создание определенной информационной среды.
2. Педагогическое:
- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Что же такое ИКТ?
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности. 
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей. 
Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно – образовательного процесса.
3. Воспитательно – образовательный процесс.
Воспитательно –образовательнй процесс включает в себя:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника, 
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей, 
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Виды занятий с ИКТ

  1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
    На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
    Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
    Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. 
    С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. 
    Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
    Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
    Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
    Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
    Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
    - Осуществление полисенсорного восприятия материала; 

Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер, 
- легкость для самостоятельных занятий ребенка, 
- развитие широкого спектра навыков и представлений, 
- высокий технический уровень, 
- возрастное соответствие, 
- занимательность. 

Список использованной литературы.

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5 
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000 
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11 
6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия для детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями по развитию речи с использованием образовательных электронных ресурсов краеведческого характера. Занятие «Мой родной город» с использование программного обеспечения POWER POINT

Наличие дефектов речи мешает ребенку овладевать навыками выразительного общения, умением правильно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели уделяли в...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...