ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ ЧДБ ПО ПРОГРАММЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БИОУПРАВЛЕНИЯ «ВОЛНА».
рабочая программа (младшая группа) на тему

Киселева Наталья Валентиновна

Основная цель курса:

-создание благоприятных условий для нервно - психического развития (функционального созревания головного мозга) через обучение диафрагмально-релаксационному дыханию.

Сопутствующие цели:

-оптимизация психофизиологического состояния,

-психопрофилактика эмоциональной сферы детей,

-  подготовка к практическому этапу занятий по программе ФБУ «Волна».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_podgot_kurs_po_volne.docx87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

По официальным данным за последнее десятилетие сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей: растет распространенность факторов риска формирования нарушений здоровья, увеличивается заболеваемость и число детей - инвалидов. Остается высоким уровень инфекционной заболеваемости. В ее структуре преобладают ОРВ и грипп, составляющие более 90% от всех зарегистрированных инфекций.

В условиях современной экономической ситуации большинству родителям ребенка не удобно, а иной раз и не выгодно по поводу каждого заболевания обращаться к врачу и оформлять больничный лист по уходу за ребенком, поэтому зачастую проводится кратковременное неэффективное лечение в домашних условиях, способствующее формированию хронических процессов. Поэтому так необходимо выделять группу риска часто болеющих детей.

Часто болеющие дети очень чувствительны к стрессогенным факторам. Стрессовые ситуации ведут к угнетению защитных факторов, резко снижают защитные действия детского организма. При этом у ребенка изменяется поведение, эмоциональный тонус, нарушается аппетит, сон, резко снижаются показатели иммунитета, что сопровождается повышенной восприимчивости к инфекциям.

Адаптированные механизмы детского организма работают еще достаточно не эффективно 0- незначительное стрессовое воздействие зачастую вызывает неадекватно сильный эмоциональный и физиологический отклик. Дети еще не умеют соразмерять, какая основная реакция на изменения окружающей среды приведет к эффективному разрешению ситуации, поэтому реагируют с избыточной затратой ресурсов. Это означает постоянные стрессовые нагрузки, которые могут привести к нарушению в развитии ребенка. *

О программе ФБУ «Волна»

     В нашем ДОУ создана группа для часто и длительно болеющих детей. Основной аспект в работе с такими детьми сделан на медицинский блок. Непременным условием оздоровления часто болеющих детей является комплексный подход, ведь здоровье физическое и здоровье душевное находятся в тесной взаимосвязи. Работа психолога с часто болеющими детьми направлена на то, чтобы вооружить детей необходимыми навыками адаптации, умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы, управлять возможностями своего организма. Именно программа функционального биоуправления «Волна» способствует решению всех этих задач. Методика обучения детей группы ЧДБ диафрогмально - релаксационному дыханию используется в профилактической и релаксационной работе психолога как здоровьесберегающая технология. Программа показана детям со сниженными адаптационными возможностями и иммунитетом, с психоэмоциональными проблемами, а так же с логоневрозами. В результате проводимой профилактической медицинской работы в группе детей ЧДБ, программа «Волна» позволяет создать благоприятные условия для проведения таких мероприятий, снизить благоприятные условия для проведения таких мероприятий, снизить эмоциональную нагрузку на детей. Работа по программе может начинаться с трехлетнего возраста. Осваивая навыки саморегуляции, дети учатся формировать наиболее эффективную и следовательно более здоровую модель поведения. Перенос этих навыков в обычную жизнь позволяет им выработать конструктивные стратегии борьбы со стрессом, что важно для профилактики развития нервного перенапряжения и повышения адаптации к окружающим условиям.

Состояние ребенка в процессе работы по программе «Волна» оптимизируется, снижается избыточная нагрузка на организм, адаптивные механизмы совершенствуются и действуют с большей эффективностью. За счет этого экономится значительная часть психофизиологических ресурсов организма и снижается вероятность истощения нервной системы. Таким образом, естественный процесс развития ребенка поддерживается, обретает хорошую энергетическую основу и протекает наилучшим образом.

Программа делится на несколько этапов: диагностический, информационно - практический, практический. Практический этап предполагает непосредственную работу за компьютером с помощью сенсорных датчиков и должен проводиться индивидуально с каждым ребенком. Всем детям группы ЧДБ потенциально показана работа по программе «Волна», однако, используя один комплект программы, охватить всех детей просто невозможно. В силах психолога выработать у детей правильно координированное диафрагмальное дыхание с помощью игровых упражнений, этюдов, психогимнастики и т.д. Тем самым достигается психопрофилактический эффект. Дети, которым в дальнейшем будет необходима психокоррекционная работа, будет осваивать практический этап в следующем учебном году. При этом им будет легче приступить к занятиям, умея правильно координировать диафрагмальное дыхание. Они смогут успешнее пройти практический этап программы и закрепить навык.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ ЧДБ ПО ПРОГРАММЕ ФБУ «ВОЛНА».

Основная цель курса:

-создание благоприятных условий для нервно - психического развития (функционального созревания головного мозга) через обучение диафрагмально-релаксационному дыханию.

Сопутствующие цели:

-оптимизация психофизиологического состояния,

-психопрофилактика эмоциональной сферы детей,

  • подготовка к практическому этапу занятий по программе ФБУ «Волна».

Структура курса.

Курс разработан для детей 3-4 лет группы ЧДБ. Занятия проводятся педагогом - психологом 1 раз в неделю с ноября по март. Длительность каждого занятия - 15 минут. Курс рассчитан на 20 занятий. Присутствие воспитателя на занятиях обязательно.

Цикл занятий разделен на 3 блока, каждый из которых имеет свою

цель:

  • в первом блоке (4 занятия) отрабатывается умение делать диафрагмальный вдох;
  • во втором блоке (4 занятия) - умение делать диафрагмальный

выдох;

  • в третьем блоке (12 занятий) - постановка правильно координированного диафрагмального дыхания.

Структура занятий.

В соответствии'с особенностями возраста младших дошкольников все занятия проводятся в виде игры. Большинство из них имеют цельный сюжет. При формировании умения координированного диафрагмального дыхания необходимо было как можно полнее задействовать сенсорную систему малышей. Тематически подобраны музыкальные произведения, детям предоставляется изоматериал для самовыражения, используются телесно ориентированные техники.

По А. В. Запорожцу, в основе навыков рационального дыхания лежат не любые формы регуляции действий, а лишь те, которые связаны с осмысленной моторикой ребенка. При формировании навыка диафрагмального дыхания этот феномен обязательно учитывался на каждом занятии. Осмысленная моторика внутренне сопряжена с работой детского воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает активизацию воображения: «рисование» дыханием, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций. Единство оздоровительных и развивающих аспектов работы с дошкольниками обеспечивает сочетание дыхательных и звуковых упражнений.

         В начале занятия, как правило, психолог приветствует детей и предлагает упражнения, требующие согласованных действий всей группы. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, помогают настроиться на совместную работу.

       В основной части чередуются статические и подвижные упражнения на диафрагмальное дыхание. На занятиях воспитатель является помощником психолога в наблюдении за состоянием детей при выполнении упражнений, а также помогает следить за техникой выполнения упражнений. После каждого упражнения дети дышат свободно, внимание на дыхании не фиксируется.

       Заканчивается занятие спокойным малоподвижным упражнением и традиционным прощанием.

      Диагностика.

     Диагностика эмоциональной сферы каждого ребенка проводится совместно с воспитателем в ходе наблюдения в игровой деятельности и режимных моментах. Дети обследуются в процессе всей работы по курсу с помощью диаграммы цветописи эмоционального состояния детей 1 раз в неделю (см. Приложение)

 

     Предварительная работа: консультация со специалистами медицинского блока; информирование родителей группы ЧДБ о целях и содержании курса; подготовительные занятия для воспитателей группы ЧДБ для оказания помощи в процессе проведения курса.

В процессе проведения курса: составление рекомендаций воспитателям и родителям по закреплению отрабатываемых умений.

Каждое упражнение на дыхание контролируется психологом и воспитателем. Педагоги следят за состоянием детей и правильностью выполнения упражнений, напоминают о том, что у всех разный темп дыхания, поэтому не следует стремиться подражать соседу.

Блок I.

Цель: отработать умение делать диафрагмальный вдох.

Занятие №1.

Задачи: дать представление о грудном и брюшном типах дыхания, мотивировать на работу в группе, создать положительный эмоциональный фон.

Материалы: аудиозапись «Песенки Винт - Пуха», мягкая игрушка медвежонок Винни - Пух, вшдушный-шарик, бумага и карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

Приветствие.

Психолог показывает детям игрушечного медвежонка - Пуха.

Звучит «Песенка Вини - Пуха».

- К нам в гости пришел медвежонок Винни — Пух. Он хочет с вами познакомиться, рассказать что- то интересное и поиграть.

Психолог знакомит медвежонка с каждым ребенком: дети поочередно произносят свое имя и гладят медвежонка. Игрушка «отвечает» поглаживанием.

-Пока медвежонок добирался до нашего детского сада, он заметил кое — что интересное. Когда он бежал, то дышал очень быстро и быстро устал. Его сердечко стучало громко и быстро. Вот так: тук — тук, тук — га>тс.(Дети изображают спешащего медвежонка, фиксируется внимание на дыхании и биении сердца.) Тогда он сел отдохнуть и заметил, что стал дышать медленнее, сердечко начало стучать не так громко и не так быстро. (Изображают сидящего отдыхающего медвежонка, дышат глубоко через нос, выдыхают через рот. Психолог фиксирует внимание на частоте дыхательных движений и биении сердца). Он почувствовал, что отдохнул. Ему стало хорошо и весело. (Изображают, повторяют за психологом) Потом он шел - шел и вдруг испугался, что опоздает к нам на занятие и вдруг заметил, что опять начал дышать быстрее, ему даже пришлось открыть рот. (Изображают, повторяют действия психолога) Он посмотрел на часы и понял, что еще достаточно времени.Он вдохнул и сказал: «У-у-уф!», а потом немного отдышался. (Изображают.) Ему стало спокойно. (Изображают). Психолог благодарит детей, все садятся.

-А вы когда - нибудь прислушивались к своему дыханию? Когда оно спокойное? Когда оно быстрое? (Психолог с медвежонком слушают ответы детей). Психолог подводит детей к выводу о том, что от того, как мы дышим, зависит очень многое в нашем теле и в нашем состоянии.

-На наших занятиях мы будем учиться правильно дышать, чтобы нашему сердечку было удобно работать; так, чтобы мы чувствовали себя спокойно и уверенно; так, чтобы наше настроение было хорошим и веселым.

Правильное дыхание делает нас спокойными, улучшает настроение, радует наше тело. Сейчас я покажу. Психолог демонстрирует детям диафрагмальное дыхание, а затем интересуется, что они заметили. Затем демонстрирует грудное дыхание, рассказывает, что при этом чувствует, интересуется, что на этот раз заметили дети. В конце беседы психолог подводит детей к выводу, что «дышать животиком» удобней и спокойней, а грудью - некомфортно и неприятно.

Упражнение «Доброе животное». Психолог предлагает всем встать в круг, взяться за руки и представить, что мы все - одно большое

доброе животное. Животное дышит: вдохнуло - круг расширился, выдохнуло - круг сузился. Повторяем несколько раз.

  • Психолог и воспитатель раздают детям листы бумаги и карандаши и просят нарисовать большой и маленький круг: проиллюстрировать, как дышало наше животное.
  • Прощание.

Медвежонок и психолог благодарят детей за занятие, прощаются. Звучит «Песенка Винни - Пуха»

     Рекомендация воспитателям: во второй половине дня рассмотреть рисунки детей, выполненные на занятии и вспомнить о типах дыхания.

Занятие №2.

Задачи: дать понятие о диафрагмальном вдохе; начать отработку умения делать диафрагмальный вдох.

Материалы: мягкая игрушка Винни - Пух, воздушный шарик, «волшебный мешочек» с приятным узнаваемым ароматом, аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия:

  • Приветствие.
  •  -Медвежонок - Пух пришел к нам в гости с воздушным шариком, а надуть его забыл! Поможем ему надуть шарик?

Но сначала давайте вспомним, о чем нам рассказал на прошлом занятии наш медвежонок? Дети вместе с психологом вспоминают о типах дыхания и их влияние на организм.

  • Упражнение «Надуй шарик». Сейчас мы с вами будем помогать Винни - Пуху надувать шарик. Но... шарик один, а нас много. Давайте представим. Что у нас в животе поселился маленький — маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуем надуть его.

-Вот мы шарик надуваем А рукою проверяем!

Психолог показывает, как правильно надо надувать шарик. Чтобы помочь детям произвести правильный вдох, можно при вдохе класть им руку на живот и просить вытолкнуть ее. По окончании медвежонок и педагоги хвалят детей.

  • Этюд «Воздушные шарики». Детям предлагается изобразить воздушные шарики. Над головой все сделают руками круг и медленно ходят по группе. Звучит спокойная музыка.
  • -Молодцы! А теперь встряхнем руками и сядем на стульчики. Давайте снова представим, что у нас в животе поселился маленький шарик.

Будем его снова надувать. Давайте посмотрим, у кого шарик получился самый большой. А теперь попробуйте надуть животик больше, чем я успею надуть воздушный шарик. (Повторяется несколько раз)

  • -Вот у нас какие воздушные шарики получились! И Винни - Пуху мы помогли. Молодцы, детки! Ой ,посмотрите, что еще принес наш гость? Детям показывают «волшебный мешочек» и предлагают каждому по запаху определить, что в нем находится. Внимание детей фиксируется на правильности выполнения диафрагмального вдоха.
  • -Вы все заметили, наверное, что мы сегодня дышали не так, как обычно. Мы дышали животиком, учились дышать правильно. Мы сделали очень хорошо нашему сердечку и всему телу. И наше тело ответило нам за это хорошим, веселым настроением! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и сделаем «Дружный круг». Улыбнемся друг другу и скажем: «Будем здоровы!»
  • Прощание.

Рекомендация воспитателям: во второй половине дня повторить упражнение с «волшебным мешочком», поменяв аромат.

Занятие №3

Задача: продолжать отрабатывать умение делать правильный диафрагмальный вдох.

Материалы: мягкие игрушки небольшого размера по числу детей, игрушка Винни - Пух, аудиозапись танцевальной и спокойной музыки.

Ход занятия:

  • Приветствие.
  • -Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии.

Упражнение «Надуй шарик».

Этюд «Воздушные шарики».

«Упражнение «Покачай игрушку» Детям предлагается лечь на ковер. Сначала диафрагмальный выдох выполняется с помощью педагогов (ладонь на живот), затем детям раздаются мягкие игрушки и предлагается их «убаюкать», покачать на животике. Упражнение повторяется несколько раз. Дается время на отдых.;

-Молодцы! Укачали игрушки. Поспали они и проснулись. Хотят с нами поиграть.

Психолог предлагает показать игрушку солнышку - потянули руки вверх, встали на носочки, а теперь показали солнышку один бочок, другой бочок - наклоны в стороны. Попрыгали.

-Молодцы! А теперь давайте положим игрушки на ковер, встанем в круг так, чтобы игрушки оказались в центре, возьмемся за руки, улыбнемся

друг другу. Всем весело, хорошо. Настроение радостное! Скажем: «Будем здоровы!»

  • Прощание.

Рекомендация воспитателям: во второй половине дня повторить упражнение «Покачай игрушку»

Занятие №4

Задачи: закрепить умение делать правильный диафрагмальный вдох.

Материалы: игрушка Винни - Пух, картинки с заданиями по числу детей (изображение ребенка, нюхающего цветок, надувающего шарик, качающего на животике игрушку и т. п.), надутые воздушные шарики по числу детей, аудиозапись веселой и спокойной музыки.

Ход занятия:

  • Приветствие.

Психолог предлагает детям вспомнить, чем занимались на прошлом занятии. Затем все вместе стараются «надуть шарик» у себя в животике.

Упражнение «Доброе животное»

  • -Ребята, посмотрите, Винни - Пух что - то нам принес. Это картинки. Он их нарисовал каждому из вас. Это не простые картинки. Это картинки, которые мы будем оживлять с помощью правильного дыхания. Давайте посмотрим. На этой картинке нарисовано...Психолог показывает любую картинку и выполняет нарисованное на ней задание. Затем дети по очереди берут картинки и «оживляют» их. После каждого оживления остальные повторяют упражнение.
  • -Молодцы, все очень старались. Винни — Пуху очень понравилось, как вы «оживляли» картинки. Он мне сказал на ушко, что приготовил вам сюрприз. Детям раздают шарики и предлагают с ними поиграть. Звучит веселая музыка.

Зазвучала спокойная музыка. Детям предлагается медленно «полетать» вместе с шариками.

  • -А сейчас встанем в круг, улыбнемся друг другу и скажем: «Будем здоровы!»
  • Прощание.        •

Психолог совместно с воспитателем: в течение недели в удобное время повторить упражнение по «оживлению» картинок индивидуально.

Занятие №5

Задачи, дать понятие о диафрагмальном выдохе; начать отрабатывать диафрагмальный выдох; продолжать закреплять умение делать диафрагмальный вдох.

Материалы: видеозапись мультфильма о Винни - Пухе, игрушка медвежонок - Пух.

Ход занятия:

  • Приветствие.

-Ребята, Винни — Пух хочет нам сегодня кое - что показать. Но сначала он хотел бы у вас спросить, знаете ли вы, почему его назвали Винни - Пухом? Психолог слушает ответы детей. А вот сейчас мы узнаем наверняка. Дети смотрят отрывок мультфильма, из которого становится понятным происхождение его имени.

-А теперь давайте попробуем также, попыхтеть так же, как медвежонок. Только будем это делать медленно, с помощью правильного дыхания животиком.

-Что происходит с нашим животиком, когда мы произносим «пых»? Ответы детей. Правильно, он втягивается. Попробуйте еще раз. Когда мы правильно вдыхаем, наш животик выпячивается, а когда выдыхаем - втягивается.

Этюд «Птенец». Детям предлагается встать изобразить то, о чем будет рассказывать психолог. Представьте, что кисти ваших рук - крылья птенчика. Птенец захотел порадоваться солнечному деньку и вылетел из гнезда. Он летел - летел, размахивал крылышками. (Дети бегают по ковру, скрещенными кистями рук имитируя движение крыльев птенца, повторяют движения психолога) Летел то медленно, то быстро. Ему было хорошо, весело. Вдруг подул холодный ветер. Птенец сел на веточку, спрятал голову под крыло. (Садятся на корточки, изображают птенца). Ему холодно. Он хочет согреться.

-.J[1] Упражнение «Согрей птенца». Лавайте сядем и представим, что мы взяли птенца в ладони и хотим согреть его своим дыханием. Вот так... Молодцы! Птенец согрелся.

• -А сейчас встанем в круг, улыбнемся друг другу и скажем: «Будем здоровы!»8

Занятие №6

Задачи: продолжать отрабатывать умение делать правильный диафрагмальный выдох.

Материалы: игрушка Винни - Пух, наборы по выдуванию мыльных пузырей по количеству детей, аудиозапись подвижной музыки.

Ход занятия:

  • Приветствие.

-Винни - Пух хочет загадать вам загадку:

В мыльной воде родился,

В шарик превратился.

К солнышку полетел,

Да не долетел - лопнул!

Правильно, это мыльный пузырь. Психолог предлагает детям встать в круг, взяться за руки и изобразить надувающийся мыльный пузырь (повторяется несколько раз).

-Молодцы! А теперь давайте животиком изобразим надувающийся и сдувающийся мыльный пузырь с помощью правильного дыхания. (Повторяют несколько раз)

  • -Ребята, Винни - Пух приготовил вам сюрприз.

Упражнение «Волшебный пузырь».Сейчас каждый по очереди будет

подходить ко мне и выдувать волшебный мыльный пузырь. Волшебным он будет потому, что выдувать его нужно волшебным выдохом. Вот так... Пузырь получается большой - большой! Показывает, как можно с помощью спокойного долгого выдоха надуть большой мыльный пузырь. Затем каждый ребенок по очереди подходит к психологу и с его помощью пробует надуть пузырь.

  • -Замечательно получилось! Винни - Пух приглашает всех повеселиться. Дети надувают мыльные пузыри, ловят их. Звучит подвижная веселая музыка.
  • -Хорошо повеселились! А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и изобразим, как дышит наше доброе животное. Оно успокаивается. Медленно вдыхает и медленно выдыхает. Все берутся за руки и выполняют упражнение «Доброе животное». Молодцы! Давайте улыбнемся друг другу и скажем: «Будем здоровы!»
  • Прощание.

Рекомендация воспитателям: повторять упражнение «Волшебный пузырь». Можно задать это упражнение на дом.

Занятие №7

Задачи: продолжать отрабатывать умение делать правильный диафрагмальный выдох.

Материалы: игрушка Винни - Пух, трубочки для коктейля по количеству детей, разноцветные перышки, аудиозапись спокойной музыки и игры на дудочке.

Ход занятия:

  • Приветствие.
  • -Ребята, посмотрите, что такое принес Винни - Пух? Правильно, это трубочки для коктейлей. Возьмите трубочки и попробуйте медленно выдуть через них воздух. (Повторить несколько раз.) А теперь попробуйте сложить свои губы такой же трубочкой и еще раз медленно — медленно выдуть воздух. Вот так... (Повторить несколько раз. При выдохе живот как бы выталкивает воздух. Выдох должен быть свободным, а мимические мышцы расслаблены.)
  • -Молодцы! А теперь представьте, что у вас есть невидимая дудочка. Давайте встанем, поиграем на дудочке и попляшем! Все встают и изображают игру на дудочке. Звучит аудиозапись игры на дудочке.
  • -Замечательно повеселились! Ребята, а Винни — Пух принес нам еще и перышки. Посмотрите, какие они красивые, разног{ветные! Они тоже нам помогут научиться правильно выдыхать воздух. Посмотрите, как можно это сделать. Психолог с помощью диафрагмального выдоха дует на перышко, затем акцентирует внимание на движении брюшной стенки. Дети по очереди подходят к психологу, и он помогает сделать правильный диафрагмальный выдох с помощью перышка. Чтобы помочь детям произвести правильный диафрагмальный выдох, можно при выдохе класть им руку на живот и чуть - чуть надавливать на брюшную стенку.
  • -Очень хорошо! Все очень старались! А теперь давайте встанем и представим, что мы маленькие перышки. Нас медленно кружит теплый ветерок. Звучит спокойная музыка. Дети встают с мест и под музыку плавно двигаются по группе.
  • -Нам с Винни - Пухом очень понравилось сегодняшнее занятие! Давайте возьмемся за руки и как обычно улыбнемся друг другу. «Будем здоровы!»
  • Прощание.

Рекомендация воспитателям: повторять упражнение с трубочками и

беззвучно изображать игру на дудочке.

«

Занятие №8

Задачи: закреплять умение делать правильный диафрагмальный

выдох.

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу.

Я стираю, поласкаю.

С ручек воду отряхаю. Повторить несколько раз.

  • -Какие мы молодцы! Мама будет очень довольна! И Винни - пух очень рад, что вы помогли ему собрать столько земляники. А вам понравилось сегодняшнее занятие? Тогда давайте встанем в «круг дружбы», улыбнемся друг другу - «Будем здоровы!»
  • Прощание.

Рекомендация воспитателям: в течение недели психолог совместно с воспитателем в удобное для детей время индивидуально работают с детьми - повторяют упражнения «Ищем землянику» и «Стирка».        *

Занятие №9

Задачи: начать работу над правильно координированным диафрагмальным дыханием.

Материалы: игрушка медвежонок - Пух, кусочки ваты по количеству детей, аудиозапись спокойной музыки, зимней вьюги, иллюстрация: зимний лес, предметы детского зимнего гардероба.

Ход занятия:

        Приветствие.

        Упражнение «Надуй шарик». Мы с вами уже умеем правильно вдыхать и правильно выдыхать воздух. Давайте попробуем сделать это вместе. Вспомним про наш шарик в животе и надуем его. А теперь попробуйте сдуть его медленно - медленно. Выдувайте воздух так, как будто вы дуете на перышко. Повторить несколько раз.

       Ребята вспомните, пожалуйста. Куда нас приглашал медвежонок - Пух на прошлом занятии? Правильно в лес за земляникой. А сегодня он хочет нас пригласить на прогулку в зимний лес. Демонстрируется картинка зимнего леса. Но прежде чем отправиться в лес, мы должны что - то сделать. Как вы думаете, что? Правильно, мы должны одеться. Что мы оденем? Психолог слушает ответы детей, а затем показывает картинку с зимней одеждой и предлагает проверить, все ли они назвали. Вижу, все готовы одеваться.

         Упражнение - этюд «Потеплее одевайся»: психолог вместе с детьми «надевают» зимнюю одежду. Проговаривается последовательность и название предметов гардероба.

-Представьте, что мы с вами пришли в зимний лес. В лесу тихо. Падает снег. Снежинки плавно летают в воздухе. Психолог раздает детям кусочки ваты. Упражнение «Снежинки»: выполняется стоя. Держа в руках

Материалы: игрушка Винни - Пух, иллюстрации: лесная поляна с земляникой, жук; аудиозапись «Звуки леса», релаксационной музыки.

Ход занятия:

  • Приветствие.

-Ребята! Посмотрите в окно. Что вы видите? Правильно, за окошком зима: повсюду лежит снег, дует холодный ветер. Наш медвежонок Пух очень соскучился по лету, а вы? Тогда давайте отправимся в лето: в лес за земляникой! Демонстрируется иллюстрация лесной полянки. Медвежонок Пух очень любит лакомиться земляникой. Поможем ему собрать ягоды? Вы наверное догадались, что мы не просто будем собирать землянику — мы будем обращать внимание на то, как мы дышим.

  • Упражнение «Ищем землянику» Вспомните, что при вдохе животик надувается, а при выдохе «прячется», сдувается. Повторяйте движения за мной. Звучит аудиозапись «Звуки леса». Психолог начинает выполнять упражнение, дети повторяют: руки на поясе, ноги на ширине плеч. Произвести вдох. Наклоняясь, левой рукой коснуться пальцев правой ноги, правая рука остается на поясе - выдох. Выпрямиться - вдох. Теперь ягодка у левой ноги - собираем ее, придется снова наклониться. Повторять несколько раз.
  • Подвижное упражнение - этюд: дети повторяют за психологом стихотворение и движения (без фиксации на дыхании):

Мы шли, шли, шли,        - маршируют

Землянику нашли        - показывают друг другу раскрытые ладошки

Раз, два, три, четыре, пять - хлопают в ладоши

Ищем ягодку опять - неглубокие наклоны

  • -Молодцы! Много земляники набрали! Ой, послушайте, кто это так жужжит? Психолог изображает жужжание жука .Да, это жук. Демонстрируется изображение жука. Давайте спокойно постоим, чтобы не испугать жука, пусть,, летит. Дети вместе с психологом изображают жужжание жука. Акцент делается на диафрагмальном выдохе.
  • -Ну, что же, землянику мы набрали, теперь можно и домой отправляться. А домой мы с вами полетим на волшебном ковре — самолете. Звучит релаксационная музыка. Ложитесь на наш ковер, закройте глазки и представьте, что мы с вами медленно, плавно летим. Теплый ветерок ласкает, гладит нам лицо... ласковое солнышко согревает все наше

тело ...нам спокойно и уютно ...мы медленно подлетаем к дому..вот уже видно крыльцо. Откройте глазки, медленно сядьте. Вот мы и дома. Ой, ребята, поглядите друг на друга: собираю землянику, мы не заметили, как немного запачкались. Пока мама не пришла домой, давайте постираем нашу одежду. Согласны?

Упражнение «Стирка»: выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх - вдох, наклонить туловище вперед. Опустить руки, потрясти кистями - выдох.

кусочки ваты, произвести вдох и подуть на них. Струя длительная и холодная.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые снежинки. Повторить несколько раз.

  • -Очень хорошо! А теперь давайте представим, что мы и есть снежинки, которые медленно плавно кружатся над землей. Упражнение - этюд «Снежинки»: под спокойную музыку дети плавно кружатся.
  • -Красивые снежинки! Молодцы! Но посмотрите, недалеко от нас пробежал зайчик. Он, наверное, убегает от лисы. Вот он спрятался за кустик и хочет немного отдышаться. Упражнение - этюд «Зайчик прячется»: детям предлагается сесть на колени и, изображая зайчика, выполнить диафрагмальный вдох и выдох. Повторить несколько раз.
  • -Хорошо, все старались. Звучит аудиозапись «Зимняя вьюга». Послушайте, ребята! Это подул ветер! Давайте, вообразим себя могучим сильным ветром. Упражнение: «Ветер дует»: стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот, осуществляя диафрагмальное дыхание. Повторить несколько раз.

Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть),

Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).

  • -Молодцы! Что же, давайте завершать нашу прогулку. Волшебный ветер принес нас к детскому саду. Давайте раздеваться. Упражнение - этюд «Раздеваемся». Психолог с детьми изображают, как правильно, поочередно нужно снимать с себя верхнюю одежду.
  • -Замечательно! А теперь, завершая наше занятие, встанем в «круг дружбы»: улыбнемся - «Будем здоровы!»
  • Прощание.

Рекомендация воспитателям: повторять упражнения «Зайчик спрятался» и «Дует ветер».

Занятие №10

Задачи: продолжать добиваться правильно координированного диафрагмального дыхания.        •

Материалы: красные и синие «билетики» по количеству мальчиков и девочек, платок на голову для роли бабушки, бантик на ободке для роли внучки, маска лисы (ёжика, мышки), ободки на голову с изображением сказочного ветра и тучки, аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия:

• Приветствие.

-Ребята, сегодня Винни — Пух приглашает нас в волшебный кукольный театр. Вы знаете, что такое кукольный театр? Тогда будем собираться в путь. В театр мы поедем на волшебном паровозе. Вы будете вагончиками. Упражнение - этюд «Паровозик»: дети, изображая паровоз, встают друг за другом и на выдохе произносят «чух - чух, чух - чух». Делается акцент на диафрагмальном выдохе. Все поднимаются в театральную студию. В кассе им раздают билетики: мальчикам - синие, девочкам красные кружочки. Психолог обращает внимание детей на цвета билетиков. У входа в театральную студию дети их отдают.

• -Вот мы и в театре. Но мы попали не в простой кукольный театр, а в волшебный: вы сейчас сами будете и артистами, и зрителями. Итак, роль бабушки будет исполнять - ...(ребенку на голову надевают платок), роль внучки - (на голову надевает бантик)..., роль ветра -(ободок изображением сказочного ветра) лисы - (надевает маску лисы),роль тучки - (ободок с изображением сказочной тучки), роль мышки, ёжика -( по кол-ву детей,) - (надевает соответствующую маску). Все готовы? Сказка начинается! Психолог произносит текст, предлагая детям повторить и изобразить действия своих героев:

Жили - были бабушка и внука. Однажды утром бабушка вышла из дома и села на скамеечку: «Ох, как я устала! Фу-у-у! (диафрагмальный выдох) Печку истопила, кашу сварила, белье постирала. Фу-у-у... фу-у-у.» Прибежала к ней внучка: «Бабушка! Посмотри, какие красивые цветы! Я принес их тебе. Понюхай, как вкусно они пахнут» Нюхает - диафрагмальный вдох и выдох. Вдруг из леса выбежал зайчик /и мышка, и ежик/: «Помогите! Помогите! За мной гонится лиса!» Прячется за девочку: упражнение «Зайчик прячется». (Ёжик пыхтит: пых - пых, мышка протяжно попискивает: пи -и-и, пи -и- и. Выполняется с помощью диафрагмального выдоха.) Девочка погладила зайчика и сказала: «Не бойся, я сейчас попрошу ветра, чтобы он позвал тучку. Тучка закапает дождиком, и лиса убежит в свою нору! Вете-е-ер!» Прилетел ветер. Девочка попросила его позвать тучку. Ветер подул. «Ветер» выполняет долгий диафрагмальный выдох (губы при этом сложены трубочкой). Прилетела тучка и закапала «Кап - кап - кап- кап...». «Тучка» выполняет долгий диафрагмальный выдох, шепотом проговаривая «кап - кап - кап..». Лиса испугалась дождика: «Ах - ах -ах! Дождь пошел! Ох- ох- ох!» (с помощью диафрагмального выдоха). И побежала в свою нору. Зверята успокоились, поблагодарили девочку, ветра и тучку. Все вместе сказали: «Фу - у-у! Убежала лиса!» (с помощью диафрагмального выдоха.)

Молодцы! Давайте похлопаем друг другу! Вы настоящие актеры! Вам понравилась сказка?

А теперь снимите маски — мы будем отправляться в обратный путь. Нас ждет волшебный паровозик!

«Упражнение «Паровозик». Все возвращаются в группу, садятся на стульчики.

-Ребята, вспомните, пожалуйста, с помощью чего каждому из вас удалось исполнить свою роль? На что мы обращали внимание? Правильно, на правильное дыхание. Оно нам помогало в исполнении роли. Настоящие актеры тоже пользуются правильным дыханием. Оно им тоже помогает.

  • -Давайте после путешествия в театр немного отдохнем с помощью правильного дыхания. Звучит спокойная музыка. Откиньтесь на спинки стульчиков, устройтесь поудобнее. Давайте спокойно подышим. Упражнение «Надуй шарик».
  • Традиционный «Круг дружбы».
  • Прощание.

Рекомендация воспитателям: повторять упражнения «Ветер подул», понюхать воздух.

Занятие №11

Задачи: продолжать добиваться правильно координированного диафрагмального дыхания.

Материалы: игрушка Винни - Пух, иллюстрация березовой рощи, аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия:

  • Приветствие.

-Ребята, сегодня Винни — Пух снова хочет пригласить нас в путешествие. Мы отправимся на нашем волшебном паровозике.

Упражнение «Паровоз гудит»: стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «у-у-у»,«осуществляя диафрагмальное дыхание.

Мчится поезд

Во весь дух (круговые движения согнутыми в локтях руками):

Чух-чух! Чух - чух!

Паровоз гудит (остановиться):

У-у-у-у-у-у! (погудеть)

Повторить несколько раз.

Мы проезжаем мимо березовой рощи. Демонстрируется иллюстрация. Пойдемте, погуляем. Как много деревьев! Давайте превратимся в маленькие деревца. •

Упражнение: «Деревце качается»: стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста. Осуществлять диафрагмальный выдох.

Ветер дует нам в лицо (дуть, махи руками в лицо, длительный выдох), закачалось деревцо (наклоны туловища вправо, влево)

Ветер тише, тише, тише (дуть, махи руками в лицо, выдыхаем медленнее, тише),

Деревцо все выше, выше (потянуться, руки вверх) Повторить несколько раз.

-Молодцы! Давайте немного погуляем по роще. Деревце за деревце, кустик за кустик., ой, да мы заблудились!

Упражнение «Ребята заблудились»: ходьба по кругу, спокойное диафрагмальное дыхание. Ягодка за ягодкой, Грибочек за грибком. В роще заблудились мы Солнечным деньком.

Все вместе кричат А-у-у-у-у! с помощью диафрагмального выдоха. Повторить несколько раз.

-Молодцы! Мы с вами так хорошо звали на помощь - так аукали, что к нам на помощь вылетел самолет. Послушайте, как он гудит. У—у—у.. Повторите. Акцент на диафрагмальном выдохе. Детям предлагается изобразить летящий самолет.

-Самолет нас доставил обратно в детский садик. Давайте сядем на стульчики и немного отдохнем. Упражнение «Надуй шарик» Звучит спокойная музыка.

По окончании упражнения все встают в «круг дружбы».

  • Прощание.

Рекомендация воспитателям: повторять упражнение «Ребята заблудились», «Деревце качается».

Занятие №12

Задачи: продолжать добиваться правильно координированного диафрагмального дыхания.

Материалы: игрушка Винни - Пух, карточки с индивидуальными заданиями, аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия:

  • Приветствие.

-Ребята, сегодня Внини — Пух принес интересные картинки, которые нам нужно будет оживить. Упражнение - этюд: «Оживи картинку». Детям индивидуально предлагается изобразить нарисованное на картинке действие с помощью диафрагмального дыхания. Затем все вместе изображают и повторяют этюды с испсзльзованием пантомимики. Изображения могут быть такими:

-ребенок, заблудившийся в лесу, кричит: «А-у-у-у!»

-паровоз,

-самолет,

-уставший ребенок, -зайчик под кустом,

-утюг с паром на гладильной доске, и-воздушный шарик и пр.

-Молодцы! Все очень старались! А теперь Винни — Пух просит нас вспомнить, почему его зовут именно так и дружно попыхтеть, как наш медвежонок. Делается акцент на диафрагмальном дыхании.

  • -Очень хорошо. Давайте поблагодарим друг друга за старание: встанем в круг. Каждый по очереди будет выходить на середину круга, а мы ему будем аплодировать. В упражнении участвуют все дети.
  • Все садятся на стульчики, психолог предлагает отдохнуть и спокойно подышать, делает акцент на диафрагмальном дыхании. Звучит спокойная музыка. Упражнение «Надуй шарик».

По окончании упражнения все встают в «круг дружбы».

  • Прощание.

Рекомендация воспитателям: индивидуально повторять упражнение по картинкам.

Занятие №13

Задачи: продолжать добиваться правильно координированного диафрагмального дыхания.

Материалы: игрушка Винни - Пух, фланелеграф, аудиозапись детской маршевой и спокойной музыки, «Звуки леса» - дятел, иллюстрации: одуванчиковое поле, домик Винни - Пуха со сломанной крышей, домик Винни - Пуха с целой крышей.

Ход занятия:

  • Приветствие.

-Посмотрите, ребята, Винни — Пух чем — то расстроен. Что у тебя случилось, Винни — Пух?... Он мне сказал на ушко, что в его волшебном лесу был сильный ветер. Ветер сломал крышу нашего друга .. Поможем медвежонку починить крышу?.. Тогда давайте собираться в волшебный лес. Не переживай, медвежонок - Пух, мы поможем тебе!

Психолог предлагает детям построиться в колонну. Звучит детский марш. Дети слушают стихотворение и повторяют движения за психологом. По ровненькой дорожке,        - маршируют

По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Шагают наши ножки

По пням, по кочкам,                -высоко поднимают колени

По камушкам, по камушкам        -ходьба на носках

В ямку — бух!        -присели

Повторяют несколько раз.

  • -Вот мы и добрались до волшебного леса. Посмотрите, недалеко стоит большой дуб, а на нем сидит дятел. Прислушайтесь...Звучит аудиозапись «Звуки леса - дятел».

Давайте, изобразим дятла. Упражнение «Наклоны»: выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх - вдох (надуть живот), опустить руки вниз, отведя их назад, наклониться вперед - полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит,        -руки вперед вверх

Клювом дятел дуб долбит:        -руки вниз назад

Тук — тук - тук, тук- тук - тук -руки вперед вверх Пауков найдет он тут        -руки вниз назад

Повторить.

-Отлично! А если мы посмотрим направо, то увидим целое поле одуванчиков. Подойдем поближе. На фланелеграфе воспитатель показывает иллюстрацию одуванчикового поля и рассказывает стихотворение: Я шарик пушистый, Белею в поле чистом, А дунул ветерок - Остался стебелек.

-Ребята, давайте подуем на одуванчики. Упражнение «Одуванчик»: выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть и выдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях. Акцент на диафрагмальном дыхании.

-Молодцы! А вот и домик Винни - Пуха. На фланелеграф вывешивается соответствующая иллюстрация. Действительно, крыша сломана. Мы сейчас возьмем волшебную пилу и починим крышу.

Упражнение «Пила»: Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя - вдох, руки от себя с замедлением движения - выдох. Повторяется несколько раз. В то время, когда дети выполняют упражнение, психолог меняет изображение на фланелеграфе. Теперь крыша домика целая.

-Как мы все старались! Наши усилия не должны пропасть даром. Давайте посмотрим на крышу домика Винни - Пуха. Правильно, она целая. Мы ее починили! Молодцы, ребята!

Винни - Пух благодарит детей.

-Теперь можно возвращаться в детский сад. Нам поможет волшебный ковер - самолет. Ложитесь на ковер, закройте глазки, представьте, что мы медленно плавно летим по небу. Звучит спокойная музыка. Минута релаксации.

  • -Медленно открываем глазки, встаем, садимся на стульчики. Вот мы и в группе. Мы сегодня еще раз потренировались правильно дышать и сделали доброе дело - помогли медвежонку - Пуху.. Поблагодарим друг друга - поаплодируем и улыбнемся.

Все встают в «круг дружбы» • Прощание.

Рекомендация воспитателям: повторять упражнения «Одуванчик», «Пила», «Наклоны».

Занятие №14

Задачи: продолжать добиваться правильно координированного диафрагмального дыхания.

Материалы: игрушка Винни - Пух, аудиозапись «Звуки природы - вьюга, морской бриз», произведения П. И. Чайковского «времена года», чистые листы и наборы цветных карандашей по числу детей, изображения ветров из «волшебного леса».

Ход занятия:

• Приветствие.

-Ребята, Винни - Пух сегодня пришел не один. Послушайте.. Поочередно звучат аудиозаписи.

Как вы думаете, кто прилетел с Винни - Пухом? Предположения

детей.

С ним прилетели два брата - ветра из «волшебного леса». Один брат — холодный зимний ветер, другой — теплый летний ветерок. Показывает изображения. Холодный ветер дует вот так... Упражнение «Дует ветер» : с помощью диафрагмального выдоха психолог дует на ладони холодной струей .Давайте все вместе по дуем.... Молодцы. А теплый ветерок дует так... С помощью диафрагмального выдоха психолог дует на ладони теплой струёй.^Цетям предлагается повторить. Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнение в парах «Дует ветер»: дети разбиваются по парам.

Им предлагается по очереди играть роль холодного и теплого ветров, осуществляя диафрагмальные выдохи. (Один ребенок дует, второй показывает с помощью пантомимики, как он себя чувствует - тепло ему или холодно). Если детям тяжело самостоятельно играть предложенные роли, перед началом упражнения психологу следует показать «образец» на примере двух детей из группы, которые повторяют действия психолога.

-Замечательно, вы были настоящими ветрами из «волшебного леса».

  • Этюд: братья - ветры хотят, чтобы мы вместе с ними полетали. Сначала полетаем с холодным ветром. Звучит соответствующая аудиозапись. Дети быстро двигаются по группе. А теперь с теплым ветерком. Дети меняют движения на плавные, медленно передвигаются по группе. Психологом делается акцент на диафрагмальном дыхании.
  • -Очень хорошо! А сейчас вы сядете за столы и выберете цвет для теплого и холодного ветров, а затем изобразите их на бумаге (штрихами, точками, линиями - как угодно). Детям предлагается изоматериал. Вначале все изображают холодный ветер под аудиозапись произведения П. И.Чайковского «Времена года. Зима», затем теплый - под аудиозапись произведения п. И. Чайковского «Времена года. Лето».

        -Вы были настоящими художниками. Нашим волшебным ветрам очень понравились ваши изображения. Занятие заканчивается — поблагодарим друг друга, встанем в «круг дружбы».

        Прощание.

Рекомендация воспитателям: повторять упражнение «Дует ветер», делая акцент как на диафрагмальном вдохе, так и на выдохе.

Занятие №15

Задачи: закреплять умение осуществлять правильно координированное диафрагмальное дыхание.

  • Материалы: игрушка Винни - Пух, карточки с заданиями, аудиозапись спокойной музыки. Ход занятия:

     Ребята, сегодня Винни - Пух принес нам картинки, которые предлагает «оживить» Но для начала вспомним, как мы умеем правильно дышать. Упражнение «Надуй шарик»

      Этюд «Изобрази животное»: детям поочередно предлагаются карточки с изображением животных. Картинки надо «оживить» с помощью пантомимики и голоса, осуществляя диафрагмальное дыхание.

       Петушок: упражнение «Петушок кричит»: стоя спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести «Ку - ка- ре-ку-у». Выполняет один ребенок. Затем всем предлагается встать и продолжить упражнение вместе:

              Тихо - тихо все кругом        - сидеть на корточках

Все уснули крепким сном.                    - встать, руки поднять вверх

Петушок один вскочил                - подняться на носки

Всех ребяток разбудил                - произнести на выдохе.

Ку- ка-ре - ку!                                    

      Жук: упражнение «Жук жужжит»: стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «жж-жж-жж». Это упражнение и последующие выполняются аналогично предыдущему.

     Я жук, я жук, я здесь живу        - плавно размахивать руками 

    Я все жужжу, жужжу, жужжу,    - ритмично переступать ногами,

                                                руки рупором, произносить звуки на выдохе

Кот: упражнение «Кошка»: ноги на ширине плеч. Движения напоминают движения кошки, крадущейся к воробью. Повторяя ее движения - чуть - чуть приседая, поворачиваться то вправо, то влево. Тяжесть тела переносить то на правую ногу, то на левую, одновременно поворачиваясь. Шумно нюхать воздух справа, слева - в темпе шагов. Выдох произвольный.

  • Топ - топ, топ - топ                       (шёпотом)
  • Вот крадется черный кот…  

Ёжик: недоверчиво пыхтит: «Пых - пых».

Шли по лесу не спеша.        -встают вокруг ежика

Вдруг увидели ежа        -ходят вокруг него

-Ёжик, ёжик, мы - друзья,

Дай погладить нам тебя!        -все наклоняются и ласково

прикасаются к ежику.

Это упражнение повторяют несколько раз, выбирая «ежиком» по очереди каждого ребенка.

  • «Минута релаксации»: детям предлагается лечь на ковер, закрыть глаза, расслабиться и отдохнуть. Дыхание произвольное.
  • -Молодцы! Винни - Пух очень доволен!

Все встают в «круг дружбы».

Прощание

Рекомендации воспитателям: индивидуально повторить упражнения «Кошка», «Жук»

            Занятие №16

Задачи: продолжать закреплять умение осуществлять правильно координированное диафрагмальное дыхание.

Материалы: игрушка Винни - Пух, аудиозапись «Звуки природы - шум моря, крики чаек», релаксационная музыка.

Ход занятия:

Приветствие.

-Ребята, сегодня Винни - Пух решил позвать нас в путешествие к морю. Вы согласны отправиться в путешествие? Тогда - вперед! К морю мы полетим на волшебном самолете.

Этюд Самолет»: дети встают и с помощью пантомимики изображают летящий самолет. С помощью диафрагмального дыхания произносят на выдохе «у- у - у».

-Молодцы! Вот мы и добрались до моря. Звучит аудиозапись «шум моря». Этюд «Волны»: детям предлагается изобразить с помощью пантомимики набегающие волны, произнося на диафрагмальном выдохе «ш - ш - ш».

• -Хорошо постарались. А теперь присядем на морском берегу, отдохнем. Аудиозапись продолжает звучать. Почувствуйте, как тепло, как нам хорошо и спокойно. Солнышко светит, ветерок обдувает наши лица... А какой ветерок сейчас дует? Теплый или холодный?... Давайте изобразим его. Упражнение «Дует ветер»: дети дуют на ладони теплой струей с помощью диафрагмального дыхания. Молодцы! Лягте на теплый песочек - мы намного позагораем. Минута релаксации. Дыхание свободное.

• - Отдохнули? А теперь - купаться! Мы сейчас будем пловцами. Упражнение «Пловец»: стоя при вдохе развести руки в стороны, при выдохе - опустить, осуществляя диафрагмальное дыхание. Повторить несколько раз.

Звучит аудиозапись «крики чаек». Нас увидели чайки, они кружат над нами, хотят с нами поиграть. Давайте полетаем с ними. Дети изображают полет чаек над морем. А теперь еще поплаваем. Повторяют упражнение «Пловец».

-Хорошо мы порезвились на море! Пора домой собираться. Я буду изображать самолет, а вы все будете пассажирами. Полетели! Дети становятся строем за психологом. Акцентируя внимание на дыхании, все произносят «у - у - у».

        -Вот мы и приземлились. Молодцы! Надо отдышаться, отдохнуть. Дети садятся на стульчики и выполняют упражнение «Надуй шарик».

По окончании упражнения все становятся в «круг дружбы».

          Прощание

         Рекомендации воспитателям: повторять упражнения «Волны», «Пловец».

Занятие №17

Задачи: продолжать закреплять умение осуществлять правильно координированное диафрагмальное дыхание.

Материалы: игрушка Винни - Пух, изображения сдутого и надутого мяча, веселая музыка - аудиозапись, чистые листы бумаги и карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

  • Приветствие.

-Что с тобой, Винни-Пух? Ты такой расстроенный и испуганный! Ребята, Винни - Пух говорит, что с ним случилась неприятность: Пятачок одолжил ему свой любимый мячик. Медвежонок играл с мячиком и нечаянно его сдул. Он очень расстроился и испугался, что Пятачок обидится на него и больше не будет с ним дружить. Посмотрите, как часто дышит наш медвежонок, а сердечко как сильно бьется. Что можно сделать для медвежонка? Психолог показывает картинку со сдутым мячом.

Сначала поможем ему успокоиться. Покажите, как это можно сделать. Упражнение «Надуй шарик»

-Отлично! Ребята, а у вас бывают похожие случаи?

Когда вам страшно?

Когда вы бываете расстроенными?

Теперь мы с вами вспомнили, и помогли вспомнить медвежонку, что в сначала в таких случаях надо успокоиться — правильно подышать.

  • -А сейчас я раздам вам волшебные насосы, и мы сможем накачать мячик Винни — Пуха, согласны?

\

Упражнение «Насос»: детям раздают воображаемые насосы. Вдох - медленно разогнуться, надуть живот. Выдох - немного наклониться, живот прижать. Повторить упражнение несколько раз. Пока дети заняты выполнением упражнения, психолог незаметно меняет картинку - теперь мяч надут.

-Молодцы! Помогли медвежонку - Пуху. Посмотрите, какой красивый мячик! Винни — Пух очень рад. Он хочет поиграть с вами.

Этюд «Мячик»: дети садятся на корточки. Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: «не угнаться за тобой» - дети разбегаются по группе и прячутся. Винни - Пух их ищет. Упражнение повторить несколько раз.

  • - Замечательно поиграли. А теперь немного отдохнем. Упражнение «Надуй шарик»
  • -Давайте нарисуем для медвежонка - Пуха разноцветные мячики? Ему будет очень приятно. Он покажет рисунки Пятачку. Думаю, он тоже будет очень рад. Раздает изоматериал. Дети рисуют мячик.
  • -Хорошие рисунки получились! А теперь - в «круг дружбы» Все встают в «круг дружбы»

            Прощание.

Рекомендации воспитателям: повторять упражнение «Насос»

Занятие №18

Задачи: продолжать закреплять умение осуществлять правильно координированное диафрагмальное дыхание.

Материалы: игрушка Винни - Пух, аудиозапись «Медвежонок спит», зеркальца по количеству детей, спокойная музыка.

Ход занятия:"»

  • Приветствие.

Ой, ребята, а где же наш медвежонок - Пух? Звучит аудиозапись «медвежонок спит». Да он спит, тс -с -с. Давайте будем говорить шепотом, чтобы его не разбудить — он, наверное, очень устал, пока добирался до нашего садика..

Начнем пока без него. Упражнение «Надуй шарик»

  • -А вы знаете, что мы можем увидеть свое дыхание? Я раздам вам зеркальца, а вы попробуете увидеть свое дыхание. Упражнение с зеркалами: на выдохе шепотом протяжно произносить: «а - а - ах, о - о - о - ох, у - у - ух», изобразить, как «печка пышет жаром»: отрывисто «пых - пых». Акцент на диафрагмальном дыхании, его координации. Повторить несколько раз.

\

  • - Молодцы! Но что же наш мишка? Все спит? Он же пропускает все интересное. Давайте его будить.

Подвижная игра: дети берутся за руки, рассказывая стишок, подходят к медвежонку.

По весеннему бору Я гуляю и пою, Винни - Пух, вставай, С нами вместе поиграй!

Повторяют несколько раз, пока медвежонок «не проснется». Винни - Пух просыпается, благодарит детей и просит сделать с ним «веселую зарядку».

  • Упражнение «Перекаты»: выполняется стоя, руки на поясе, подниматься на носки - вдох, опускаться на пятки - выдох. Корпус держать прямо. Акцент на координированном диафрагмальном дыхании. Повторить несколько раз.

         Упражнение «Веселая разминка»: дети, стоя в кругу, рассказывают стихотворение и выполняют описанные в нем движения: Пальчик о пальчик: тук — тук — тук Ладошки, ладошки: хлоп - хлоп - хлоп, Кулачками, кулачками: стук — стук, стук, Локотками, локотками: цок - цок - цок, Ножками, ножками: топ - топ - топ. Повторяют несколько раз.

• -Отлично получилось! А теперь ляжем на коврик, закроем глазки, положим одну руку на грудь, другую на животик. Звучит релаксационная музыка. Правильно подышим и отдохнем. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно становится все спокойней и спокойней. Нам хорошо, мы расслаблены.. По окончании релаксационной минуты все встают в «круг дружбы».

  • Прощание.

Рекомендации воспитателям: повторять «упражнение с зеркальцем» (вместо зеркала можно использовать ладони).

Занятие №19

Задачи: продолжать закреплять умение осуществлять правильно координированное диафрагмальное дыхание.

Материалы: игрушка Винни - Пух, мягкая игрушка Сова, два цветных пера, два надувных шарика, две бумажные трубочки - «дразнилки», две маленькие мягкие игрушки, веселая музыка, музыка для релаксации, бумажные разноцветные бабочки по количеству детей.

Ход занятия:

  • Приветствие.

-Ребята, Винни — Пух сегодня пришел не один. Он пригласил на наше занятие свою соседку по волшебному лесу - Сову. Наш медвежонок всегда рассказывает о вас жителям волшебного леса. Вот Сове и захотелось самой посмотреть на нас и поиграть с нами. Давайте поздороваемся с ней        

Сове очень хочется узнать о правильном дыхании. Расскажите, что это такое?

Зачем нужно правильно дышать?

Когда мы дышим неправильно?

Что в организме страдает от неправильного дыхания?

Как меняется настроение, когда мы начинаем дышать правильно?

Что мы при этом чувствуем?

Молодцы! Теперь и Сова узнала про правильное дыхание. Но она еще не знает, как надо правильно дышать. Покажем ей? Но мы не просто будем показывать. Мы будем показывать так, чтобы дыхание было видно.

  • Психолог делит детей по парам. Каждой паре раздает по перу, шарику, трубочки, мягкие игрушки. Каждая пара по очереди выполняет упражнения на диафрагмальное дыхание.
  • -Отлично получилось! Нашим гостям очень понравилось! Теперь они хотят поиграть с нами. Пойдемте на ковер. Посмотрите, вместе с Совой из волшебного леса прилетели и бабочки! Давайте их рассмотрим: эта бабочка желтая, как солнышко. А эта какого цвета? Правильно, синяя, как колокольчик. И т.п. Желательно, чтобы в поле зрения детей находились разноцветные предметы или картинки, с которыми они могли бы соотносить цвета бабочек.

Игра «Бабочка»: дети, держа бабочек, встают в широкий круг и вслед за психологом произносят слова:

Бабочка, лети, лети, лети        медленно выполняют произволь-

Лети, лети, лети!        ные движения рукой.

На головке (на плече и т.д.)        имитация полета бабочки, следят

отдохни!        за ней глазами.

-А теперь, бабочки, полетайте по группе! Звучит веселая музыка.

  • -Замечательно поиграли! Давайте отдохнем. Минута релаксации: все ложатся на ковер, закрывают глаза, дыхание диафрагмально - релаксационное, звучит спокойная музыка.

По окончании минуты релаксации гости благодарят детей за занятие и встают вместе с ними в «круг дружбы».

• Прощание

Рекомендации воспитателям: осуществлять диафрагмальное дыхание, используя бумажных бабочек для правильного выдоха.

Занятие №20

Задачи: закреплять умение осуществлять правильно координированное диафрагмальное дыхание.

Материалы: игрушка Винни - Пух; надувные шары, по количеству детей, аудиозапись веселой музыки.

Ход занятия:

  • Приветствие.

-Ребята, на прошлом занятии мы рассказывали Сове о правильном дыхании. Я коротко напомню, о чем мы говорили. Психолог кратко напоминает содержание беседы занятия 19.

На прошлом занятии мы играли в игру «Бабочка». Наша волшебная бабочка прилетела к нам и сегодня, но не в группу, а в компьютер. Мы сможем с ней поиграть с помощью компьютера и маленького прибора.. Этот прибор может слышать, как мы дышим, и рассказывать об этом компьютеру. Если мы будем дышать так, как научились на занятиях, то компьютер сможет показать каждому из вас мультфильм про бабочку. Хотите посмотреть?

Психолог сопровождает всех детей по очереди в кабинет и проводит игру «Бабочка» (не более 5 минут с каждым ребенком).

• -Молодцы! Все очень старались.

Сегодня завершающее занятие нашего курса. Медвежонок — Пух был очень рад играть с вами все это время и учиться правильному дыханию. Мы многое узнали, стали более дружными. Не смотря на то, что занятия подошли к концу, не забывайте правильно дышать и дома, и в детском саду. Медвежонок - Пух будет напоминать вам об этом, ведь он решил остаться в вашей группе! Теперь вы сможете играть с ним каждый день! А вот и сюрприз: психолог раздает каждому ребенку воздушный шарик и предлагает всем потанцевать. Звучит веселая музыка.

После танцевальной минутки все вместе встают в «круг дружбы».

               Прощание.

Приложение: бланк заполнения диаграммы цветописи эмоционального состояния детей.

 

Ф И ребенка

ноябрь 12 3 4

Декабрь 12 3 4

Январь 12 3 4

Февраль 12 3 4

Март 12 3 4

1.

2.

16.

восторженный

радостный

спокойный

тревожный

неудовлетворенный

безразличный

Литература:

  1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. М,2003.
  2. Вайнер М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. М,2006.
  3. Земляникина - Огнева, Марина. Синдром «часто болеющий ребенок»: профилактика и методы лечения. М, 2006.
  4. Ледина В. Ю., Зубова Н. А. ««Волна». Обучение диафрагмальному дыханию.» Методическое пособие. С.-П., 2006.
  5. Леонова С. В. :
  • Веселая разминка. Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов.
  • Дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой (адаптированные для детёй дошкольного возраста).

М, научно - методический журнал «Логопед»,2004 №6.

  1. Мартынов С. М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей. М, 2002.

красный желтый розовы синий черный фиолетовый

  1. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М, 200^

8. Чистякова М. И. Психогимнастика. МД990

9. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн, фитобар, сауна. Б. Б. Егоров и др. М, 2004.

10. Техники здоровья. Учебно - методическое пособие для работы с детьми. С.-П., 2006.


[1]Прощание.

Рекомендация воспитателям: повторить упражнение «Согрей птенца» с фиксацией внимания на диафрагмальном выдохе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

     Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...

Курс занятий для родителей в контексте задач программы воспитания «Я живу в России»

Материал для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста. Материал раскрывает вопросы воспитания ребенка дошкольного возраста: значение семьи в развитии ребенка, воспитание книгой, мир игры, к...

«Стихи помогут нам играть» Перспективный план занятий в младшей группе (по авторской программе «Рифмы юные друзья»)

Перспективный план занятий  в младшей группе (по авторской программе «Рифмы юные друзья»)...

Конспект занятия В старшей группе по парциальной программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки»

Цель: Последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации....

Как работать дистанционно с родителя дошкольников, комплексный подход к проведению занятий для детей дошкольного возраста по программе "Детский сад 2100"

Презентация в помощь педагогам и родителям по проведению занятий средствами пособия «По планете шаг за шагом» Светлана Валентиновна Паршина, а также что должны знать родители о дистанционн...

Программа подготовительного курса по подготовке детей к школе

Формирование у ребенка готовности к обучению в школе....

Комплексно-тематическое планирование музыкальных занятий в средней группе (4-5лет) Программа «От рождения до школы»

Комплексно-тематическое планирование музыкальных занятий в группе среднего возраста....