«Стихи помогут нам играть» Перспективный план занятий в младшей группе (по авторской программе «Рифмы юные друзья»)
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) по теме

Лопатченко Татьяна Владимировна

Перспективный план занятий  в младшей группе (по авторской программе «Рифмы юные друзья»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rifmy_yunye_druzya.docx42.94 КБ
Файл so_stihami_my_igraem_i_nemnozhko_sochinyaem.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка общеизвестно. Велика ее роль и в развитии речи детей-дошкольников.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

По форме произведения художественной литературы делятся на прозу и стихи (стихотворную речь).

У детей дошкольного возраста наблюдается необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.

К.И.Чуковский советует воспитателям детей воспользоваться этим “стиховым периодом” в жизни своих питомцев, так как именно в этот период стихи являются одним из сильнейших средств педагогического воздействия на мысли и чувства ребенка, они помогают ему ориентироваться в окружающем мире, а также плодотворно способствуют совершенствованию его языка.

Так как я очень люблю стихи, немножко сочиняю, я решила попытаться научить детей писать стихи прикладного характера: стихи “просто так”, “по случаю”, “для смеха”.

Целью моей работы “Рифмы юные друзья” стало:

  • Привитие детям любви и  вкуса к стихотворной речи,
  • Пробуждение творческой активности детей: сочинение собственных стихов прикладного характера.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Учить детей различать прозу и стихи.
  • Знакомить с признаками стихотворений речи (ритмом и рифмой).
  • Знакомить с жанрами стихотворной речи. Учить воспринимать стихотворные произведение в единстве формы и содержания.
  • Развивать с помощью стихотворной речи память, мышление, логику, воображение, творческую фантазию, образное мышления, юмор.
  • В двигательных играх (под стихи) развивать координацию движений, пантомимику, чувство ритма. В пальчиковых играх развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать слуховую память (считалки, дразнилки, потешки и пр.), четкость произношения звуков, темп речи, силу голоса, дикцию (скороговорки, чистоговорки).
  • Учить понимать переносное значение фразеологизмов.
  • Прививать уважение к поэтическому наследию русского народа-фольклору.
  • Знакомить с фольклором других стран: английские лимерики, японские хайку (трехстишие).
  • Знакомить детей с прикладными формами стихосложения (буриме, акростих, шарада и др.). Развивать логику, смекалку, юмор.
  • Знакомить с «Азбукой стихосложения»: созвучия в стихах; стихотворная строка, размеры стиха: ямб и хорей. Строфа. Виды строф. Четверостишие, виды рифмы в четверостишии: смежная и перекрестная.
  • Стимулировать стихотворчество детей (сочинение собственных произведений: двустиший, стихотворных зарисовок, загадок и т.д ).

Задачи по изучению стихотворной речи распределены на «стихотворческой лесенке» (соответственно возрасту):

  1. ступень «Стихи помогут нам играть» (младшаягруппа)
  2. ступень «Со стихами мы играем

                               И немножко сочиняем» (средняя группа)

  1. ступень «Фольклору смело подражая,

                               Стихи мы тоже сочиняем» (старшая группа)

             4 ступень «Мы, играя, сочиним

                              Акростих и монорим» (подготов.группа).

    Для реализации задач использовались следующие формы работы с детьми:

  • занятия,
  • игра,
  • театрализованная деятельность,
  • утреннее приветствие,
  • райген (хороводная игра логоритмического характера),
  • праздники и развлечения.
  • «стихи вокруг, стихи во всём»: (среда, режимные моменты, газета и др.)

Были составлены перспективные планы занятий по всем возрастным группам. Занятия по стихосложению проводились  один – два раза в месяц, чередуясь и перекликаясь с занятиями по художественной литературе.

В младшей и средней группе занятия носят игровой характер, содержат много наглядных игр «в рифмы». Занятия динамичны: дети постоянно двигаются под слова стихов. Развивается пантомимика, координация движений, чувство ритма, речь. В занятия включается много пальчиковых игр, которые развивают мелкую моторику детских пальчиков.

В старшей и подготовительной группах в занятиях тоже много игр развивающего характера. Но от детей требуется уже больше внимания, усилий для разрешения поставленных вопросов. Дети начинают знакомиться с «Азбукой стихосложения», их побуждают использовать полученные знания, стимулируют творческую работу детей (на сочинения двустиший, четверостиший о предметах, игрушках, стихотворных записок.)

В подготовительной группе начинают  знакомить с жанрами прикладного стихосложения, которые развивают смекалку, воображение, юмор. Создаётся установка на творческую деятельность детей, эта деятельность стимулируется сюрпризными моментами, повышением эмоционального настроя детей (введение сказочных персонажей, появление загадочных предметов, исчезновение знакомых предметов, которые нужно отыскать  и  т.д.)    

        В театрализованной деятельности дети закрепляют выученные стихи-диалоги, пальчиковые игры, разыгрывают небольшие сценки, мини-спектакли. В группе много кукол «бибабо», пальчиковых и перчаточных персонажей.

В младшей и средней группе используются  такие формы вальдорфской педагогики, как «утреннее приветствие» и райген, которые прививают вкус к стихотворной речи, развивают пантомимику, координацию движений, чувство ритма, четкость произношения, темп речи и силу голоса.


В старшей и подготовительной группах в работу с детьми включаются части и элементы «утренних приветствий» и райгенов, логоритмические игры.

Сценарии праздников и развлечений носят стихотворную форму. Дети, читая стихи, исполняя роли в стихах, учатся говорить чётко, интонационно выразительно, эмоционально, у них закрепляется вкус к стихотворной речи.

Кредо нашей детсадовской жизни: «Стихи - вокруг, стихи - во всем!». Поэтому небольшие стишки, потешки, прибаутки включаются во все режимные моменты. Много стишков-малышков родилось у нас в группе. Мы вместе с детьми сочинили стишки про игровые уголки, про наше Солнышко и Фею, которая встречает нас в прихожей. На прогулке мы замечаем всё интересное и делаем «стихотворные зарисовки».   Новости детсадовской жизни стараемся изложить кратко - в стихах, и помещаем эти стихи-информацию на стенд «Окно (очень короткие новости)». В нашей группе регулярно выходит «Нескучная газета», в которой помещаем стихи юных поэтов и их родителей.

Работа с родителями играет большую роль в привитии детям любви и вкуса к стихотворной речи, в их стихотворчестве. Для родителей проводятся консультации по «Азбуке стихосложения», по «Прикладным формам стихосложения», индивидуальные мини-консультации по вопросам детского стихотворчества. На тематическом стенде помещаются стихи, которые изучаем с детьми в группе, информация о детских поэтах и многое другое. Родители принимают участие в праздниках, развлечениях, конкурсах.

«Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению», - писал Л.С.Выготский [1].

Целенаправленная работа по привитию детям любви и вкуса к стихотворной речи, знакомство с «Азбукой стихосложения», с прикладными формами стихосложения способствует развитию словесного творчества детей.

Благодаря стихам – «этим изящным словесным конструкциям, подчиненным гибкому музыкальному ритму, богато украшенным звонкими рифмами, ребенок, играя, без малейших усилий, еще прочнее закрепляет в уме словарь и строй общенародной речи»2.

Слушая, повторяя понравившиеся стихотворные произведения, восхищаясь образами, сравнениями, юмором, дети пытаются подражать им: начинают сочинять свои «шедеврики». Сначала это просто рифмы. Потом рождаются двустишия.      Знакомясь с «Азбукой стихосложения», дети начинают экспериментировать с рифмой и сочинять стихи «подлиннее» - стихотворные зарисовки. Детям нравится процесс творчества. И как у взрослых поэтов, он тоже сопровождается «муками творчества»: дети подбирают рифму, переставляют слова, добавляют что-то новое. И, наконец, юный поэт счастлив: стихи получились!

        Кто-то может спросить: «Ну, а что дальше? Зачем ребенку это для взрослой жизни, ведь он не собирается быть поэтом?» Но не надо забывать, что только тот взрослый способен к творческой деятельности, который в детстве познал чувство радости оттого, что он что-то сделал своими руками, что-то придумал, что-то сам сочинял. И в дальнейшей жизни желание и умение сочинять может пригодиться для семейных и дружеских праздников, капустников, шуточных вечеров, а как оживится свадьба, если среди молодых людей найдутся веселые сочинители!

_______________

2Чуковский К.И. “От двух до пяти”.


[1] Л.С.Выготский “Психология искусства”.



Предварительный просмотр:

«Со стихами мы играем и немножко сочиняем».

Перспективный план занятий в средней  группе  

по программе «Рифмы юные друзья».

Сентябрь.

1 занятие.  «В гости к  звукам».

Задачи:

Развитие пантомимики, координации движений, речи

Закрепление представлений о назначении органа слуха.

Тренировка внимания, умения вслушаться, различать звуки.

Различение прозы и стихотворной речи.

Развитие моторики пальцев рук.

Развитие четкости произношения, темпа речи, силы голоса.

Упражнение в произношении звуков «т-с».

Называние созвучных слов.

Методы и приёмы:

Стихопластика «Светит солнышко с утра».

Создание эмоционального настроя : появление Незнайки с шарами на ушах.

Слуховое восприятие разных звуков.

Рассказывание о дождике прозой, стихами.

Пальчиковая игра «Пять веселых капелек».

Скороговорки.

Игра «Резиновые куклы».

Игра «Эхо».

2 занятие. «Я найду слова везде»

Закрепление представлен об органе слуха, его назначении.

Упражнение в назывании созвучных слов.

Закрепление знания о том, что люди разговаривают словами.  Знакомство с оригинальной классификацией слов: пушистые, колючие, сладкие...

Развитие пантомимики, пальчиков рук, речи через стихи.

Октябрь.

1 занятие. «Слова с похожими хвостами».

Задачи:

Развитие умения называть слова пушистые, колючие, сладкие...

Развитие пантомимики, пальчиков рук, речи через стихи.

Активизация этикетных слов и выражений приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Воспитание чувства юмора, умения замечать комическое  в стихотворной речи.

Воспитание вежливости, культуры поведения.

Методы и приёмы:

Вопросы: «Какие звуки может слышать ухо? Кто может за нами повторять звуки ?»

Игра «Эхо».

Игра «Я найду слова везде ...»,  «Складывание» слов в корзинку.

Стихопластика  «Чайничек с крышечкой...»

Придумывание слов (оригинальная классификация).

Игра в стихах «Добавь волшебные слова в рифму».

2 занятие. «Книжки  попали в беду»

Задачи:

Упражнение в подборе рифм, в отгадывании загадок.

Развитие мышления, смекалки, умения узнавать стихотворный текст.

Развитие пантомимики, координации движений, пальчиков рук.

Воспитание бережного отношения к книге.

Развитие чувства юмора. «Вредные советы» Г. Остера. Обсуждение комических ситуаций.

Методы и приёмы:

Создание эмоционального настроя предложением помочь попавшим в беду книжкам. (Стихи С. Маршака «Детки в клетке»)

Загадки - добавлялки.

 Игровое задание  «Узнай стишок « (трансформированый в прозу ).

Пальчиковые  игры «Две птички», «У Филина  Фили два филинёнка ...»

«Вредные советы» Г. Остера . Обсуждение комических ситуаций.        

Вопрос : Как нужно обращаться с книгой? ) Почему ?

Ноябрь.

1 занятие. «Раз, два, три, четыре, пять - Начинаем мы играть».

Задачи:

Пробуждать интерес к стихотворной речи  м. ф. ф, стихами.

Упражнять в подборе рифмы.

Развитие ритмичности, четкости произношения, темпа речи.

Развитие двигательной активности детей.

Обучение понимания переносного значения слов и выражений.

Активизация употребления слов, обозначающих еду.

Методы и приёмы:

Создание эмоционального настроя : рассматривание картинок «Сказочные герои едут путешествовать» ;  предложение «оживить» палочки и превратить их в коней.

Отгадывание загадок- добавлялок.

Считалочки.

Игра «Жмурки».

Фразеологизмы «Сломя голову», «Высунув  язык».

Игра «Угощаю»

2 занятие. «Пусть попляшет язычок».

Задачи:

Развитие четкости произношения, темпа речи, силы голоса.

Упражнение в подборе рифмы в стихах, загадках – складках.

Развитие стихотворчества : побуждение к сочинению двустиший.

Методы и приёмы:

Игра со скороговорками «Пусть попляшет  язычок».

Загадки - складки. Использование игрушек - отгадок.

Песенка «Сели звери под плетень, похвалялися  весь день...»

Вопросы: Как хвалился медведь? Придумайте рифму к слову «медведь и попытайтесь сказать, как хвалился медведь? (свои варианты) Как хвалилась лиса? (и  т. д.)

Декабрь.

1 занятие. «К нам гости пришли».

Задачи:

Воспитание вежливого, гостеприимного отношения к гостю.

Закрепление вежливых слов и этикетных выражений .

Воспитание чувства юмора, развитие умения понимать комическое.

Упражнение в подборе нужных рифм.

Развитие интереса к стихотворной речи.

Методы и приёмы:

Создание эмоционального настроя предложением спеть песенку : «К нам гости пришли».

Вопросы :Про кого мы спели песенку? Вы радуетесь, когда к вам гости приходят:?

Обыгрывание ситуаций «Гость и хозяин».

Чтение стихотворного текста Г. Остера: «Если к маме или папе тетя взрослая пришла...»

«Вежливые слова в рифму».

Игра «Червячок».

Январь.

1 занятие. «Береги нос в большой мороз»

Задачи:

 Развитие интереса к стихотворной речи.

Развитие слуховой памяти , четкости произношения , темпа речи, силы голоса.

 Формирование юмора.

 Упражнение в нахождении, подборе нужной рифмы.

Развитие  мимики, пантомимики,  координации движений, двигательной  активности детей.

Методы и приёмы:

 Создание эмоционального настроя загадкой о зиме.

 Разговор о зиме. Чем нравится, чем не нравится ?

 Поговорки, скороговорки, закличка  «Морозушка, батюшка», считалки.

Доскажи стишок «Я мороза не боюсь ...»

 Стихопластика : «Наденем на ножки теплые  сапожки...»

 Игры «Заморожу», «Догонялки» , «Зайка беленький сидит».

2 занятие. «Живые смешинки».

Задачи:

Развитие четкости произношения, темпа речи, силы голоса, дикции.

Обучение пониманию переносного значения фразеологизмов.

Развитие творческого воображения.

Упражнение в подборе рифм.

Развитие мимики, чувства ритма, темпа речи, силы голоса.

Закрепление умения отгадывать  загадки  «в  рифму»

Активизация воображения.

Закрепление умения подбирать рифмы.

Методы и приёмы:

Создание эмоционального настроя : появление ежиков (на ниточке длинной).

Скороговорки (звуки «Ж», «Ц», «Ш» , «Ч»).

Фразеологизм «Каша во рту» (Воспитатель доедает кашу и говорит с набитым ртом).

Вопросы: Все понятно? Почему нет? Как вы понимаете выражение «Каша во рту?»

Вопрос «Кто такая Барабулька?»

Наглядная игра «Подбери рифму» (заборчик из карточек -рифм).

Игровая: разминка «Как живешь?»

Загадки-складки.

Создание эмоционального настроя детей :  Барбулька  обсыпает детей живыми смешинками и они становятся поэтами!

Сочинение стишков по картинкам.

Февраль.

1 занятие.  «Дразнилки и хвалилки»

Задачи:

Знакомство с  м . ф . ф. - дразнилкой. Формирование юмора у детей, весёлого отношения к стихам.

Закрепление умения придумывать рифмы к заданным словам.

Активизация воображения, творчества.

Воспитание  доброго  отношения  к друзьям.

Методы и приёмы:

Дразнилки.

Игра «Имена» (полное имя,  с  уменьшительно - ласкательными суффиксами, увеличительными суффиксами).

Вопрос: Нужно ли обижаться на дразнилки ?

Творческое задание «Давай дразниться» (имена -  рифмы).

Придумывание дразнилок и хвалилок про друзей.

Пальчикова игра «Дружат в нашей группе...»

2 занятие «Бюро находок».

Задачи:

Закреплять умение отвечать в рифму на загадки-складки .

Побуждать к творчеству. Поощрять желание сочинять двустишия.

Развивать умение эмоционально читать сти-хи, выполнять движения в играх - диалогах.

Развивать двигательную активность детей.

Воспитывать доброе отношение к животным, желание помочь попавшим в беду.

 Методы и приёмы:

Создание эмоционального настроя предложением найти потерявшегося щенка: сходить в «Бюро находок».

Загадки - складки «Бытовая техника».

Сочинение загадок - складок о вещи, попавшей в «Бюро находок» (по алгоритму «Двустишие»).

Игры - диалоги «Попугай», «Кошка и мышка».

Танцевальные движения под музыку.

Март.

1 занятие «Чем порадовать маму?»

Задачи:

Упражнять  в различении стихов и прозы.

Прививать любовь и уважение к близким людям , стремление им помочь.

Развитие четкости произношения, темпа речи, силы голоса, мелкой моторики пальцев рук.

Стимулирование творческой работы детей.

Методы и приёмы:

Рассказ В. Осеевой «Печенье» . Стихотворение С. Погорельского «Стать добрым волшебником , ну-ка, попробуй».

Анализ - беседа по рассказу.

Вопрос: Хорошо ли поступили мальчики? Почему молчали мама и бабушка?

Заучивание призыва: «Стать добрым волшебником...»

Пальчиковая игра «Славная семейка»

 Сочинение  двустиший о маме.

2 занятие. «Мы идём спасать весну!»

Задачи:

Помочь увидеть красоту стихов о весне, природе.

Знакомство с  М. Ф. Ф. : закличками,  поговорками о весне. Привитие уважения к традициям  русского народа.

Воспитывать доброе отношение к природе,  ко всему живому.

Стимулировать стихотворчество.

Развитие пластики, чувства ритма, темпа и силы голоса.

Закрепление умения выполнять движения под слова стихов эмоционально.

Методы и приёмы:

Создание эмоционального настроя : введение персонажа-  сороки с письмом - кодом о помощи.

Поговорки,  заклички о весне.

Д/и «Испорченные фотографии». Вопрос - задание : «Как убрать сугроб?»

 Игра «Волшебное превращение» (руки-лучи, теплые и ласковые).

Создание установки на творческую работу : сочинить стишок, тогда откроется замок.

Стихопластика «Ми идем искать весну...» (весеннее утреннее приветствие).

Апрель.

1 занятие «Добрый доктор Айболит».

Задачи:

Закрепление умения подбирать ответ - рифму к загадке.

Развитие четкости произношения, темпа речи , силы голоса .        

Воспитывать любовь, бережное отношение к животным,  стремление помочь.

Побуждение к сочинению загадок - складок.

Закрепление умения понять переносный смысл фразеологизмов.

Методы и приёмы:

Создание эмоционального настроя: введение  сказочного героя - Айболита.

Отгадывание загадок о животных.

Разучивание призыва : «Открыта больница для птиц и зверей ! ...»

 Приговаривание : «Добрый доктор Айболит ...» ласковым голосом.

Игра «Больница в лесу».

Придумывание загадок - складок (используя алгоритм).

Объяснение детьми фразеологизмов «Бить баклуши», «Вешать лапшу на уши», «Голодный как собака».

2 занятие. «Маленький клоун»

Задачи:

Закрепление умения отгадывать   загадки - складки.

Знакомство и отгадывание загадок -путаниц. Развитие смекалки.

Закрепление представлений о признаках  стихотворной речи.

Развитие четкости произношения звуков «С- Ш»;  развитие пантомимики, умения соотносить слова с движением.

Формирование  юмора  детей.

Методы и приёмы:

Эмоциональный настрой : появление клоуна из ладошки воспитателя  (шарик с глазами, улыбкой)

Загадки-складки.

Загадки-путаницы. Игровое задание : «Прохлопай и прошагай  стишок « При царе да при горохе…» Найди похожие по звучанию слова.

Игра «Резиновая кукла»

Стих «Тарарам» В. Лунина.

Май.

1 занятие «Путешествие в «Играй – городок».

Знакомство с бесконечными стихами.

 Воспитывать умение понимать юмористический смысл стихов, которые не кончаются.

Развитие темпа речи, четкости произношения, силы голоса.

Упражнение в нахождении нужной рифмы.

Развитие воображения, творчества.

Методы и приёмы:

Стих. «Шел я как-то через мост». Обыгрывание  стиха (бумажные вороны для всех детей, мост - длинный лист бумаги).

Чтение этого стихотворения с заданием: начало прочитать громким голосом, конец - тихим, начало - быстро, конец - медленно.

Словесная игра «Продолжи стишок».

Вспомнить стихотворение «Живые смешинки». Предложить детям представить и нарисовать «смешинки».

2 занятие «Стихотворный портрет друга».

Задачи:

Развитие речи детей : умение говорить в прозе, стихах.

Развитие творчества, воображения.

Воспитывать доброе отношение к своим друзьям, игрушкам, животным .

Методы и приёмы:

Указание -побуждение : рассказать о своем друге (мальчике, девочке, игрушке, животном). Попробуй рассказать о друге в стихах (пользоваться алгоритмом).

Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план в младшей группе

Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой 1-я младшая группа...

Перспективный план первой младшей группы по программе "От рождения до школы" с 14.10.2013г - по 08.11.2013г

перспективное планирование на каждый день в первой младшей группе...

Перспективный план 2 младшей группы на 2 недели февраля по программе "Детство"

Перспективный план работы 2 младшей группы на февраль01.02Лепка«Заходите в гости к нам, Витамины я вам дам…»Цель: формировать интерес к лепке.Задачи:Закреплять умение скатывать комочки пластилина межд...

«Со стихами мы играем и немножко сочиняем». Перспективный план занятий в средней группе по программе «Рифмы юные друзья».

laquo;Со стихами мы играем и немножко сочиняем».Перспективный план занятий в средней  группе  по программе «Рифмы юные друзья»....

«Для чего нам ушки?» Занятие в младшей группе по программе «Рифмы юные друзья» (стихотворчество дошкольников)

Дать понятие об органе слуха, его назначении. Акцентировать внимание детей на том, что мы слышим звуки, они разные, их много. Развивать слуховую память детей, внимание, воображение. Упражнять в произн...

Мы идем спасать весну. Занятие в средней группе по программе "Рифмы юные друзья"

Задачи: - Знакомство с м.ф.ф. - заклинками, поговорками (о весне).-        Развитие пластики, чувства ритма, темпа и силы голоса, закрепление умения выполнять движен...

Перспективный план в младшей группе по программе "Омское Прииртышье" (2019-2020 гг.)

Представленный вашему вниманию перспективный план по программе "Омское Прииртышье", я надеюся, будет способствовать реализации регионального компонента в ДОО....