МЫШЛЕНИЕ у старших дошкольников
консультация по теме

Панова Светлана Михайловна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_myshlenie.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п.Горноправдинск»

МЫШЛЕНИЕ

у старших дошкольников

2014 год

Мышление  –  это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и обобщений т.п.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное мышление (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками), особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Ребенок постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений). Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме. Развитию образного мышления способствуют игры, конструирование, аппликации, рисование, слушание сказок, драматизация и другие детские продуктивные виды деятельности. 
     К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием   и преобразованием понятий, слов, рассуждений.

 К шести годам понятия детей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все более существенные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Однако и специально организованные занятия со старшими дошкольниками позволяют им освоить некоторые понятия.

Так, например, в 5 – 7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, синтез и анализ, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием  наглядно-образного мышления.

Упражнения и игры, в которые вы,   можете  играть  вдвоем с ребенком где угодно:

Упражнение 1. "Найди общее слово".  Для развития анализа и обобщения.
Каким общим словом можно назвать следующие слова:
-
чашка, ложка, тарелка, вилка;
- яблоко, груша, лимон, банан.

Упражнение 2. "Раздели на группы".

Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?

Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.
Какие группы можно составить из этих слов:

голубь, воробей, карась, синица, щука,  окунь.


Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

Найди, что общего у следующих слов:
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)


Упражнение 1. "Четвертый  лишний".

Для развития анализа, синтеза и классификации: Например:

Взрослый говорит четыре слова -  молоко, сок, хлеб, вода. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти  слова и определить, что все  слова обозначают съедобное, однако, молоко, воду и сок - пьют, а хлеб - кушают. Следовательно, хлеб  здесь лишний.

- молоко, сок, хлеб, вода - все  четыре слова означают съедобное. Но молоко, вода  и сок - пьют, а хлеб кушают.

- сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

Упражнение 1. "Придумай загадку".

Упражнение  для развития анализа и синтеза.

Можно придумать предмет  или  взять  картинки из детского лото и описывать предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки.
Какой овощ я задумал?

- Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)

- Это листовой овощ? (Капуста, салат)

Игра "Кто кем (чем) будет?"

Задавайте друг другу вопросы:

Кем будет  цыпленок - петухом;

- семечко - цветком

Игра-наоборот: "Кто кем был?".

- лошадь - жеребенком

- цветок - семенем

 Игра "Какое что бывает?".

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.

Примеры:

- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом).

- Что бывает длинным? (коротким)

- Что бывает широким (узким)?

- Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

 Что снаружи, что внутри?

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

 Отгадай предмет по его частям.

Примеры:

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

Стрелки, цифры

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

Отгадай предмет по описанию.

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

Сравнение слов

 - это значит указать сходства и различия.

Например: сравним огурец и помидор.  Молоко – вода. Кошка – собака.

Сходства: и то и другое овощ, растут на грядках.

Различия: цвет, форма, вкус.

 Хвалите  ребенка даже за попытку сравнить один предмет с другим.

Задавайте ребенку вопросы, побуждающие объяснять различие и сходство. Предлагайте ему самостоятельно искать объекты для сравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка "Веселая математика"

Проводимая мною работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление....

Развитие мышления у старших дошкольников

Развитие у старших дошкольников такого психического процесса как мышление. Программа развития мышления....

Развитие мышления у старших дошкольников

Развитие у старших дошкольников такого психического процесса как мышление. Программа развития мышления....

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»Составила воспитатель МБДОУ детский сад №345 г.о. СамараМ.В. Серепенкова  СодержаниеВведение…………………………………………………………………....