Экспериментирование как средство развитие ребенка - дошкольника.
статья на тему

Яковлева Елена Викторовна

Статья для Межрегиональной научно-практической конференции на тему: "Использование активных методов обучения в условиях реализации ФОС ДО и НОО".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyano3.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование как средство развитие ребенка - дошкольника.

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.

В быстроменяющемся мире в эпоху стремительных изменений информации и компьютеризации образование и воспитание должно шагать в ногу со временем. Наша жизнь требует от нас проявления поисковой активности и освоение новых технологий.

Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.

На протяжении всего дошкольного детства этому способствует игровая деятельность, а также огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В основе познавательной деятельности лежит детское экспериментирование. Оно дает возможность обнаруживать новые свойства окружающих объектов, выделить их сходства и различия, прослеживать связь и делать выводы. А, наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, и сделать их полезными.

Ставлю перед собой следующую цель:
Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
  2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами физического эксперимента.
  3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, установление причинно - следственной зависимости, умение делать выводы.
  4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
  5. Создание предпосылок формирование практических и умственный действий.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Младший дошкольный возраст:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • развитие способности к пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Старший дошкольный возраст:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие  решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведения конструктивной беседы в процессе деятельности;
  • развитие способности выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулирован* выводы.

В основе экспериментирования лежат опыты. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях(центры экспериментирования, «экологическая тропа» участок детского сада).

Опытно — экспериментальную деятельность можно разделить по следующим направлениям:

  • Материалы, объекты природного мира и явления природы (камень, песок, глина, вода, воздух, космос, минералы).
  • Мир растений и животных (их характерные особенности цвет, форма, запах, вкус; их строение и размножение.
  • Материалы и объекты рукотворного мира.
  • Время (сутки, месяц, сезон, год).
  • Геометрические фигуры (фигуры объемные и плоскостные их применение.
  • Чувства и эмоции.
  • Человек.

Виды деятельности в экспериментирование :

  1. НОД.
  2. Игровая деятельность.
  3. Наблюдение. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). На родительском собрании  предложить игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).
  4. Работа с родителями.
  5. Режимные моменты.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. В подготовительной к школе группе может быть оснащена мини-лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях. Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе могут быть организованы подвижные уголки экспериментирования. Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования  помещают  коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями.

Помимо подвижных уголков экспериментирования в группе оборудована и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно.

Наблюдения практической работы показывают, что постепенная экспериментальная деятельность становится игрой в которой есть два начала учебно – познавательное и игровое – занимательное. В результате закрепленные в играх – опыта знания о связях и качествах природных объектов, становятся более осознанными и прочными.

Самое лучшие открытие то, которое ребенок сделает сам!
Ральф У. Эмерсон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средст...

Статья Музыкальное воспитание как средство развития ребенка-дошкольника

Музыка может обогатить духовность нашего подрастающего поколения, помочь в становлении разносторонней личности ребенка. Ведь слушать и слышать музыку это значит познавать мир душой.В статье я дел...

Консультация для родителей Детское экспериментирование как средство развития любознательности дошкольников

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем Ребёнок. Чего только мы не найдём в его карманах, какие тол...