«Игра «Да – Нет» как средство формирования творческого мышления».
консультация (старшая группа) на тему

Романько Елена Николаевна

Одна из главных задач современной педагогики – научить ребенка жить в динамичном, изменяющемся мире.  А это значит :

-хорошо ориентироваться ;

-уметь обучать самого себя;

-принимать самостоятельные решения;

-уметь решать творческие задачи.

Поэтому мы должны научить ребенка видеть проблему и помочь ему находить пути решения этой проблемы.

Для этого я предлагаю использовать в  работе игру «Да – Нет». Стратегия игры совпадает с линией решения проблемы: надо научить ребенка сужать поле поиска решения этой проблемы, без сплошного перебора всех возможных вариантов – что и является целью игры «Да – Нет».

Правила игры очень просты. В ограниченном пространстве, на доске, на столе, спряталась « тайна», о которой знает только ведущий игры. Детям надо отгадать эту тайну с помощью вопросов, на которые ведущий будет отвечать только «ДА» или «Нет», перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают только поле поиска. Убедитесь сами. ( видео)

Игра «Да – Нет» используется педагогами нашего детского сада как метод формирования ряда навыков мышления. С помощью поиска объекта в ограниченном пространстве мы:

- формируем умение ориентироваться в разных видах пространства относительно себя и любого произвольно выбранного объекта;

-формируем умение классифицировать объекты;

-учим задавать вопросы обобщенного характера.

В работе с дошкольниками сужение поля поиска объекта производится на основе признака пространственного расположения.

Начать свою работу лучше с линейной «Да – Нет» и с обычных предметов ближайшего окружения, а затем здесь уже могут появиться цифры, буквы,  дни недели и многое другое.

На плоскости мы тоже  можем  поместить любые объекты в зависимости от цели. В данном случае дети не только  ориентируются  в пространстве , но и закрепляют  знание геометрических форм.

Играя в объемную «Да – Нет» дети ориентируются не только относительно предмета ( показать),  например дерева, но и относительно самого себя. Причем ребенок может как отвечать на вопросы других детей, так и задавать их сам, относительно самого себя.

После каждого выясненного шага производится «сборка», то есть , если не перед деревом, не за. То где еще может быть? Не слева и не справа, не под и не на. То где? ….. дети делают вывод - над деревом.

Таким образом данная методика формирует у детей навыки уточнения проблемной ситуации , после каждого шага задача выглядит более конкретной и дает некоторые подсказки к своему решению.

Используя эту игру в своей практике мы закладываем фундамент для развития у детей творческого мышления. Одной из его сторон является развитие диалектического мышления, то есть умение решать проблемные ситуации. А чтобы решить проблемную ситуацию, необходимо научить детей систематизировать, анализировать, классифицировать, делать выводы, чему и учит игра «Да – Нет».

Кроме задач, связанных с активизацией мыслительной деятельности, в игре решаются и речевые задачи:

 -активизация в речи сравнительных степеней;

- дети учатся грамотно задавать обобщенные  вопросы ;

-согласовывать существительные в роде, числе, падеже;

-употреблять в речи предлоги ( в, на, за, под и т.д.) и наречия ( справа, слева, сверху, между и т.д.).

Игра «Да – Нет» используется во всех направлениях: ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, форма, величина, счет.

Она  широко используется коллективом нашего детского сада не только  на занятиях по ФЭМП, но и на занятиях  по ознакомлению с окружающим, развитие речи, а также в свободной деятельности .

Таким образом, используя игру «Да – Нет» в своей работе я:

-формирую умение задавать вопросы системно, целенаправленно;

-развиваю способности к анализу ситуации;

-решаю задачи по  развитию речи;

А также:

-решаю задачи снятия психологических зажимов;

-стимулирую детскую активность;

-создаем творческую атмосферу в группе.

А все это так важно для развития творческого мышления детей!!!!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_da_-_net_kak_sredstvo.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игра «Да – Нет» как средство

формирования творческого мышления».

Одна из главных задач современной педагогики – научить ребенка жить в динамичном, изменяющемся мире.  А это значит :

-хорошо ориентироваться ;

-уметь обучать самого себя;

-принимать самостоятельные решения;

-уметь решать творческие задачи.

Поэтому мы должны научить ребенка видеть проблему и помочь ему находить пути решения этой проблемы.

Для этого я предлагаю использовать в  работе игру «Да – Нет». Стратегия игры совпадает с линией решения проблемы: надо научить ребенка сужать поле поиска решения этой проблемы, без сплошного перебора всех возможных вариантов – что и является целью игры «Да – Нет».

Правила игры очень просты. В ограниченном пространстве, на доске, на столе, спряталась « тайна», о которой знает только ведущий игры. Детям надо отгадать эту тайну с помощью вопросов, на которые ведущий будет отвечать только «ДА» или «Нет», перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают только поле поиска. Убедитесь сами. ( видео)

Игра «Да – Нет» используется педагогами нашего детского сада как метод формирования ряда навыков мышления. С помощью поиска объекта в ограниченном пространстве мы:

- формируем умение ориентироваться в разных видах пространства относительно себя и любого произвольно выбранного объекта;

-формируем умение классифицировать объекты;

-учим задавать вопросы обобщенного характера.

В работе с дошкольниками сужение поля поиска объекта производится на основе признака пространственного расположения.

Начать свою работу лучше с линейной «Да – Нет» и с обычных предметов ближайшего окружения, а затем здесь уже могут появиться цифры, буквы,  дни недели и многое другое.

На плоскости мы тоже  можем  поместить любые объекты в зависимости от цели. В данном случае дети не только  ориентируются  в пространстве , но и закрепляют  знание геометрических форм.

Играя в объемную «Да – Нет» дети ориентируются не только относительно предмета ( показать),  например дерева, но и относительно самого себя. Причем ребенок может как отвечать на вопросы других детей, так и задавать их сам, относительно самого себя.

После каждого выясненного шага производится «сборка», то есть , если не перед деревом, не за. То где еще может быть? Не слева и не справа, не под и не на. То где? ….. дети делают вывод - над деревом.

Таким образом данная методика формирует у детей навыки уточнения проблемной ситуации , после каждого шага задача выглядит более конкретной и дает некоторые подсказки к своему решению.

Используя эту игру в своей практике мы закладываем фундамент для развития у детей творческого мышления. Одной из его сторон является развитие диалектического мышления, то есть умение решать проблемные ситуации. А чтобы решить проблемную ситуацию, необходимо научить детей систематизировать, анализировать, классифицировать, делать выводы, чему и учит игра «Да – Нет».

Кроме задач, связанных с активизацией мыслительной деятельности, в игре решаются и речевые задачи:

 -активизация в речи сравнительных степеней;

- дети учатся грамотно задавать обобщенные  вопросы ;

-согласовывать существительные в роде, числе, падеже;

-употреблять в речи предлоги ( в, на, за, под и т.д.) и наречия ( справа, слева, сверху, между и т.д.).

Игра «Да – Нет» используется во всех направлениях: ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, форма, величина, счет.

Она  широко используется коллективом нашего детского сада не только  на занятиях по ФЭМП, но и на занятиях  по ознакомлению с окружающим, развитие речи, а также в свободной деятельности .

Таким образом, используя игру «Да – Нет» в своей работе я:

-формирую умение задавать вопросы системно, целенаправленно;

-развиваю способности к анализу ситуации;

-решаю задачи по  развитию речи;

А также:

-решаю задачи снятия психологических зажимов;

-стимулирую детскую активность;

-создаем творческую атмосферу в группе.

А все это так важно для развития творческого мышления детей!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста. (из опыта работы)

Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста...

Художественная литература как средство формирования творческого мышления у дошкольников в век компьютерных технологий.

В век компьютерных технологий образование не стоит на месте, а значит и мы педогоги должны идти в ногу со временем и использовать в своей работе как можно больше информационных технологий....

Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста. (из опыта работы)

Проблема развития творческого воображения и образного мышления детей актуальна тем, что этот процесс является важным компонентом льбой формы творческой деятельности ребенка.Хорошо развитое образное мы...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого мышления дошкольников.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и ...

Презенатация "Сюжетно-ролевая игра ка средство акитивизации творческого мышления дошкольников"

Творчесто - то, где ребенок проявляет себя, развивает самостоятельнсть и учится мыслить неординарно....

Игра как средство развития творческого мышления у дошкольников

Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности.  Творческий человек, это не тот, кто поет, рисует, или красиво танцует, это тот, ...

"Игра как средство развития творческого мышления у дошкольников"

Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности.  Творческий человек, это не тот, кто поет, рисует, или красиво танцует, это тот, кто ...