Экологический проект для детей 3–7 лет по теме «Всё о растениях»
проект (старшая группа) на тему

Молчанова Оксана Николаевна

Цель проекта: Систематизировать знания детей о растениях и правилах ухода за ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vsyo_o_rasteniyah.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект для детей 3–7 лет

по теме «Всё о растениях»

Паспорт проекта «Всё о растениях»

1. Организация: МАДОУ «Октябрьский детский сад «Радуга»

3. Название проекта: «Всё о растениях»

4. Цель проекта: Систематизировать знания детей о растениях и правилах ухода за ними.

5. Автор проекта: воспитатели группы.

6. Возраст участников проекта: дети от 3 до 7 лет.

7. Участники проекта: воспитатели и воспитанники группы, родители воспитанников.

8. Тип проекта: проект носит комплексный характер. Включает в себя исследовательскую, творческую, экспериментальную, информационную и познавательную деятельность.

9. Сроки реализации проекта: долгосрочный, 2016 - 2017 учебный год.

10. Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»,  «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественно – эстетическое развитие».

Задачи:

Обучающие:

  • Расширять представление о том, какие бывают  растения.
  • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (фасоль, лук, петрушка, укроп, свекла);
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени (петрушки, укропа, зелёного лука) и лекарственными травами луга и сада.
  • Познакомить детей с комнатными, садовыми, луговыми и другими растениями с особенностями их роста и развития.

Развивающие:

  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
  • Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую моторику, композиционные умения.
  • Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).
  • Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.

Воспитывающие:

  • Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
  • Воспитывать чувство самосохранения, умение заботиться о своём здоровье.
  • Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Актуальность проекта.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково - исследовательской деятельности детей.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Принципы построения проекта.

• Доступность прилагаемого материала

• Систематичность и постепенность его усвоения

• Наглядность и практичность применения

• Учет возрастных особенностей детей

• Коллективное взаимодействие

Методы и приемы:

1.        Практические (Эксперименты, опыты)

2.        Наглядные (Рассматривание)

3.        Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Проблема: дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Обязательные условия: занятия проводить с подгруппой детей.

Задача воспитателя: не требовать от детей безошибочных знаний о растений и  обязанностей по уходу за ними, а помогать развитию познавательных и творческих способностей в практической деятельности.

Подготовительный этап.

- Консультация с планом работы по проекту для родителей.

- Получение нового комнатного растения. Беседа про новое растение.

- Ситуативный разговор с детьми «Зачем нужны комнатные растения в доме?» с целью выяснения представлений детей о комнатных растениях.

- Разработка наглядно - дидактических игр.

- Подборка загадок, пословиц, стихотворений, художественной литературы о  растениях.

- Подборка иллюстраций, плакатов по теме.

- Подборка методической литературы по экологии.

Исследовательский этап.

- Рассматривание иллюстраций «Комнатные растения», "Садовые растения", "Деревья", "Растения луга"

- Рассматривание комнатных растений, наблюдения (корни, стебель, листья, цветок, опыты.

- Игротека по экологии.

- Изобразительная деятельность «Растения».

- Выставка плакатов по теме.

- Чтение художественной и познавательной литературы по проблеме.

- Беседы: «Зачем нужны комнатные растения?», «Какие комнатные растения ты знаешь?», «Растение живой организм?», «Что необходимо растениям для жизни и роста?», «Какую пользу приносят комнатные растения людям?», «Можно ли вырастить овощи на окне?», «Что такое огород и что на нем растет?».

- Обобщение результатов, их анализ, выводы

Основной этап.

Сентябрь.

Беседы с детьми: «Зачем нужны комнатные растения?», «Какие комнатные растения ты знаешь?».

Дидактические игры: «Угадай растение по листу», «Магазин цветов», «Что изменилось»

Опыт: «На свету и в темноте»

Сюжетно – ролевая игра: «Цветочный магазин»

Рассматривание иллюстраций, картин на осеннюю тематику, составление описательных рассказов.

Рисование «Комнатные растения»

Пальчиковые игры «Алые цветы»

Лепка «Овощи с грядки».

Чтение стихов о комнатных растениях

Разучивание загадок о комнатных растениях

Подвижные игры: «Цветы и ветер», «Солнышко и дождик»

Форма роботы с родителями

Беседа с родителями о важности проекта

Октябрь.

Беседа с детьми:  «Растение живой организм»

Рассматривание иллюстраций о садовых растениях

Викторина между детьми группы «Знатоки цветов»

Дидактические игры: «Детки на стебле», «Найди такой же».

Пальчиковая игра: «Цветок»

Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин».

Опыт: «Нужен ли корешкам воздух?».

Аппликация «Осенний лес», "Дождик"

Просмотр презентации «Растение в нашем уголке природы»

Разучивание загадок о садовых растениях

Чтение С. Прокофьева «Сказа про маленький дубок»

Познавательная экологическая игра: «Цветы в доме»

Составление гербария из сухих листьев

Форма работы с родителями

Выставка поделок из природного материала «Осень - щедрая пора».

Ноябрь.

Беседа с детьми: «Что необходимо растениям для жизни и роста»;

Дидактическая игра: «Где растут цветы», «От какого дерева листок», «Когда это бывает?», «Узнай по описанию»

Опыт: «С водой и без воды»

Пальчиковые игры «На окошке в горшочках», «На лугу растут цветы»

Лепка «Фиалка»

Рисование «Осенний лес».

Подвижные игры: «Садовник», «Косари»

Чтение сказки С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Чтение стихотворений о цветах.

Форма роботы с родителями

Беседа для родителей «Экологическое воспитание в семье»

Декабрь.

Беседа: «О работе дежурных в уголке природы. Составление описательных рассказов о комнатных растениях»

Дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)

Трудовые поручения – индивидуальные и коллективные

Дидактическая игра: «Похож -не похож»

Опыт: «Что нужно для питания растению»

Аппликация «Кактус»

Подвижная игра «Цветы и ветерок»

Разучивание пословиц и поговорок о труде

Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Форма роботы с родителями

Памятка «Зачем нужны комнатные растения в доме?»

Январь.

Беседа с детьми: «Какую пользу приносят комнатные растения людям?»

Загадывание загадок о растениях

Дидактическая игра: «Цветочный магазин»

Занятие: «Черенкование комнатных растений»

Рисование с натуры «Герань»

Опыт: «Есть ли у растения органы дыхания»

Заучивание стихотворений о растениях

Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семецветик».

Экскурсия в «Зелёный уголок», в музыкальном зале детского сада

Форма работы с родителями

Консультация «О пользе комнатных растений»

Февраль.

Беседа с детьми «Можно ли вырастить овощи на окне», «Что такое огород и что на нем растет»

Посадка семян (свёклы, фасоли, огурцов, петрушки) в огород на окне

Посадка лука, моркови и картофеля.

Дидактическая игра: «Узнай по описанию»

Опыт: «Нужен ли корешкам воздух?»

Лепка «Кашпо»

Пальчиковые игры: «Капуста», «Растение».

Наблюдения: «Растут ли наши растения в огороде»

Чтение сказок К. И. Чуковского «Огород», Е. Алябьева «Овощи?»

Рассматривание  семян и растений через лупу.

Форма работы с родителями

Закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом.

Март.

Беседа с детьми о созданном огороде на окне.

Дидактическая игра: «Назови растение на заданный звук»

наблюдение за ростом лука, огурцами, фасолью, чесноком, свёклой.

Опыт: «Для чего корешки»

Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»

Рисование растений по трафарету

Прослушивание музыкальной композиции

Чтение М. Пришвин «Золотой луг», Дж. Родари «Чиполлино»

Стенгазета: "Что у нас в огороде растет"

Форма работы с родителями

Консультации: «Полезные свойства репчатого и зеленого лука», «Роль семьи в реализации проектов в ДОУ»

Апрель.

Составление  рассказов о комнатных растениях

Дидактическая игра: «Что сначала, что потом»

Опыт: «Как увидеть движение воды через корешки?»

Рисование по воображению: «Дождик, дождик - капелька».

Прослушивание музыкальной композиции П. И. Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года».

Чтение Е. Серова «Наши цветы»

Чтение стихотворений - С. Виталий «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде»

Сюжетно-ролевая игра - «В гостях у повара»

Форма роботы с родителями

Консультации  «Вода – залог здоровья», «Вода в жизни человека".

Май.

Беседа с детьми «Что я узнал о растениях?»

Сочинение сказок о растениях

Дидактическая игра: «Кто больше?»

Опыт: «Что выделяет растение»

Настольно - дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты»

Рисование  «Любимый цветок»

Чтение Г. Ганейзер «На лугу», чтение рассказа «Приключения КАП И ЛИ» автор Т. А. Шорыгина,

Прослушивание музыкальной композиции П. И. Чайковский «Вальс цветов»

Рассматривание цветочных семян и растений через лупу.

Драматизация сказки «Репка»

Форма роботы с родителями

Консультация: «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты».

Ожидаемый результат.

- Понимание важности растений для жизни человека.

- Получение положительного эмоционального отклика от общения с растениями.

- Развитие у детей познавательной активности.

- Повышение самооценки детей, гордости за свой труд, желание заботиться и охранять их.

Анализ результативности

По реализации проекта «Всё о растениях» были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

4. Дети увидели многообразие растений.

5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

6. В группе был создан огород на окне.

7. Дети стали более уважительно относиться к труду.

8. Родители приняли активное участие в проекте «Всё о растениях»

9. Дети совместно с воспитателем вырастили «свой огород».

10. У детей сформировались знания о росте растений в комнатных условиях; умения наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.

Заключение.

Для успешного и более глубокого усвоения знаний по формированию элементарных экологических представлений и практического их применения ребенком в уходе за  растениями нами был выбран метод проектов.

Особая педагогическая значимость проекта «Всё о растениях» заключается в следующем: он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия растения, то к концу года – более 10, а некоторые и более 20. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.

Кроме того, наш проект «Всё о растениях» способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Мы надеемся, что проведенная нами работа поможет сформировать у детей правильное мировоззрение и понимание окружающего мира.

Список литературы.

Веретенникова С. А. “Ознакомление дошкольников с природой”. – М. : «Просвещение», 2010;

Веретенникова С. А. Методика ознакомления детей с природой. – М., 2015;

 Иванова А. И. "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». - М., 2014г.

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М., 2010;

Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе» М., 2011;

Рыжова Н. А. «Наш дом – природа». – М. : «Карапуз», 2005.

 Серпухова В. И. «Комнатные растения».-  М., 2011 г.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения рядом с нами»

Обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека. Проект поможет детям узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах....

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мы друзья природы»

Цель проекта: формирование экологической культуры старших дошкольников.Задачи:Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;Развивать представле...

экологический проект для детей средней группы на тему "Садовые ягоды и фрукты нашего края"

Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода: дети ведут наблюдения, экспериментируют, играют, рисуют, лепят, знакомятся с литературными произведениями. Всё...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Огород на подоконнике»

Актуальность: В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. А все меньше интересует детей природные я...

Летний экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мир растений»

Актуальность проекта:В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное от...

Экологический проект для детей старшей группы «Забота человека о растениях и животных»

Проект посвящен экологическому воспитанию дошкольников старшеговозраста. В работе предлагается решение задач познавательного развитиядошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий,напр...