Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Торопченкова Ксения Викторовна

МАтериал содержит описание нетрадиционных методик, упражнений, технологий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

 

Именно творческая деятельность

человека делает его существом,

обращенным к будущему,

созидающим его

и видоизменяющим настоящее.

Л.С.Выготский.

 

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающей личности, ее творческих потенциалов. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражено в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество всё чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности.

Исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

Длительное время традиционное обучение строилось преимущественно на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой педагогического процесса.

Вследствие такого информационно – рецептурного обучения ребенок утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. И это не удивительно: такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». Итогом становится потеря самостоятельности, способности мыслить, а значит и творить.

Умение ребенка самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшая черта детского поведения.

В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества. Однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно предоставлены среди научно – методических и практических разработок.

У нас, у педагогов возникает необходимость изучения технологии осуществления творческого развития дошкольников с целью раскрытия творческого потенциала.

Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н.А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству:

  • искренность, непосредственность переживаний;
  • увлеченность деятельностью;
  • активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;
  • специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

Нельзя обойти вниманием и идеи Б.Л. Яворского. Особенно помогают в практической работе его указания на этапы развития творческих способностей.

Ценность детского творчества следует видеть не столько в результате, продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Отличительной особенностью воображения является, по выражению С. Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а непросто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

Если сформировать у ребенка такие качества как:

  • любознательность;
  • изобретательность;
  • самостоятельность выбора принятия решений;
  • заинтересованность, увлеченность;
  • развитые эмоции и речь;
  • нестандартное мышление и восприятие;
  • вооружить ребенка достаточными знаниями и практическими 

навыками, то можно говорить о ребенке, как о творчески мыслящей личности, соответствующей запросам общества.

Критерии творческих способностей

Для определения творческих способностей выделены следующие параметры (критерии):

• беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

• гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, т.е.

способность применять разнообразные стратегии при решении проблем);

• оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся

от общепринятых);

• любознательность;

• фантастичность;

Формирование творческих способностей дошкольников эффективно осуществляются при организации нетрадиционных видов занятиях.

Виды нетрадиционных занятий.

  • Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
  • Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
  • Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
  • Занятия - сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).
  • Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
  • Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
  • Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
  • Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)
  • Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
  • Занятия-путешествия.
  • Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
  • Занятия-фантазии.
  • Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
  • Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
  • Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
  • Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).
  • Занятия - «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?). 

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
  • Сравнение.
  • Метод моделирования и конструирования.
  • Метод вопросов.
  • Метод повторения.
  • Решение логических задач.
  • Экспериментирование и опыты. 

Методы повышения эмоциональной активности 

(проф. С. А. Смирнов)

  • Игровые и воображаемые ситуации.
  • Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
  • Игры-драматизации.
  • Сюрпризные моменты.
  • Элементы творчества и новизны.
  • Юмор и шутка (учебные комиксы). 

Методы обучения и развития творчества 

(проф. Н. Н. Поддьяков)

  • Эмоциональная насыщенность окружения.
  • Мотивирование детской деятельности.
  • Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
  • Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).
  • Игровые приемы.
  • Юмор и шутка.
  • Экспериментирование.
  • Проблемные ситуации и задачи.
  • Неясные знания (догадки).
  • Предположения (гипотезы).

Варианты нестандартных упражнений, технологий для развития творческого воображения

1. «Поиск предметов по заданным признакам»

Перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы.

Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами.

2. «Поиск способов применения предметов»

Необходимо назвать как можно больше различных способов применения данного предмета. Вводится запрет на называние варварских способов применения предмета.

3. «Необычная сказка»

Цель: развивать способность придумывать сказки, развивать вербальную беглость, развивать способность к придумыванию оригинальных историй. 

4. «Придумай продолжение»

Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…

Смелый зайчик

В одном лесу жил зайчик. Все называли его трусишкой. Но, однажды звери поняли, что зайчик был очень смелым, а случилось это так…

Проделки белки

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов – видимо – невидимо. «Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. «Ладно!» - отвечает другая. Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает…

Скворец и воробей

Наступила весна. Вернулся из теплых стран скворец. Подлетел к своему скворечнику и увидел, что в нем поселился воробей…

На реке

Юра и Коля шли неподалеку от берега реки. «Интересно, - сказал Коля, - как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю л подвиге!» «А я об этом даже не думаю», - ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись…

Добро побеждает зло

У одного мальчика были два солдатика: один стеклянный, другой оловянный. Мальчик любил играть обоими солдатиками, но стеклянный ему нравился больше – он был сделан из красивого разноцветного стекла и всегда улыбался. В полночь игрушки оживали. Оказывается, оловянный солдатик был злой и завистливый, а стеклянный – добрый. Оловянный солдат часто зло смеялся над стеклянным солдатиком. Он говорил, что стеклянный солдат очень хрупкий и не может быть полезен в настоящем бою. Однажды, оловянный солдат задумал разбить стеклянного, чтобы быть единственным и любимым солдатиком мальчика…

5. «Как можно изменить сказку»

Придумай сказку «Про трех поросят, Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый».

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

«Красная Шапочка не поверила волку и поступила по - своему…

«Золушка не успела покинуть бал, а осталась…»

«Вытянули репку и нашли….КЛАД»

6. Игра «Вспомни ассоциацию»

Инструкция: Детям предлагается запомнить цепочки слов, связанных единым смыслом. Через небольшой интервал времени необходимо вспомнить и назвать пары слов.

Пирог – капуста;

Акула – море;

Окно – солнце;

Руки – варежки;

Дверь – комната;

Улыбка – зеркало;

Волосы – расческа;

Каша – ложка;

Книги – буквы;

Малыш – погремушка;

Пенал – карандаш;

Рука – кольцо;

Река- утка;

Небо – самолет;

Дорога – машина;

Велосипед – колесо;

Школа – звонок;

Деньги – кошелек;

7. Сюжеты с неопределенным концом: «Как поступил бы ты»

  • Дети помогают взрослым убирать территорию детского сада: собирают мусор, метут дорожки и т.д. Один мальчик просто сидит на скамейке.
  • В детском саду ты захотел поиграть в игрушку. Твой друг тоже направляется к этой игрушке – она понравилась ему.
  • К тебе пришли гости. Пока ты ходил в кухню за фруктами, сломалась твоя новая машина.
  • Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но». В другой комнате мама укладывала спать маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил…Что ответил Коля? Почему?

8. Фантастическое животное

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Детям раздаются рисунки с разными животными, предлагается дорисовать, чтобы сделать его необычным и забавным?

9. Необыкновенное дерево

Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности.

Педагог предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.

10. Фантастические гипотезы

Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление.

Что произойдет….

  • если все взрослые на земле станут детьми?
  • если из крана польется не вода, а лимонад?
  • если животные начнут говорить человеческим голосом?
  • если оживут все сказочные герои?
  • если люди смогут читать все мысли друг друга?
  • Если у тебя вырастут крылья?
  • Если постоянно будет зима?

11. История старого чайника

Цель: развивать воображение при составлении истории на заданную тему. Предложить детям придумать различные истории на тему:

  • «Что может поведать о своей жизни старый чайник?»

12. Что может произойти?

Цель: учить устанавливать причинно – следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.

Педагог-психолог: Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из – за названных случаев.

Пример: «Автобус остановился»;

- Автобус остановился у светофора;

- Автобус остановился, потому что подъехал к остановке;

- Автобус остановился, потому что на дорогу выбежала собака;

- Автобус остановился, потому что закончился бензин.

  • «Из окна выбросили кусочек булки»;
  • «Мальчик чиркнул спичкой»;
  • «Мужчина снял шапку»;
  • «На улице кто – то разбил банку варенья»;
  • «Садовник поливал клумбу из шланга»;
  • «Девочка уронила карандаш на пол»;
  • «Охотник выстрели в воздух»;

13. Упражнение «Злая волшебница»

Цель: Обучение ребенка ведению научного спора, выделению всевозможных свойств предмета или ситуации, оценки, какое свойство может быть использовано для решения задачи. Раскрытие творческого мыщления.

Детям предлагается поиграть в игру. Инструкция: «Сейчас я буду предлагать ситуации, а ты после небольшого обсуждения будешь находить решение, как выйти из той или иной ситуации. Представь, что злая волшебница…

Ситуация первая.

Злая волшебница заточила детей в ледяной куб. Как можно выбраться из ледяного дома? (варианты: разбить его; расколоть; дуть на лед, пока он не растает.

Ситуация вторая.

Злая волшебница вокруг ребят посадила плотным кольцом колючие растения (варианты: можно сделать подкоп и т.д.)

Ситуация третья.

Злая волшебница посадила детей в несущуюся на большой скорости машину, у которой нет тормоза. Как ребята могут выбраться из нее? (варианты: пробраться к бензобаку и вылить весь бензин, машина дальше сама остановиться; позвать на помощь)

14. Упражнение «Придумка»

Цель: Развитие пространственного воображения, умение мыслить нестандартно.

Материал: Листы А-4, мелки, карандаши.

Пример первый.

А) Предложите нарисовать, как ребенок представляет себе животное с другой планеты; самый необычный домик; домик, где будет жить вся его семья; доброго волшебника в детстве.

(Все рисунки обсуждаются)

Б) Назовите ребенку по одному сказочному или литературному герою (обязательно из разных произведений). Дошкольник должен придумать и коротко рассказать выдуманную историю, в которой действовали бы оба героя.

В) Попросите ребенка представить себе, что на люстре в комнате сидит гномик (или любой герой из сказки) и рассказать, что и как он видит оттуда?

15. «Шкатулка со сказками»

Материал: шкатулка с картонными кругами разного цвета.

Педагог показывает шкатулку и говорит: «Сейчас мы вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка». Например: Достает зеленый кружок. Жил – был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие… и т.д.

16. Реши проблемные ситуации разными способами

  • Как можно укрыться от дождя?
  • Как можно перебраться через реку?
  • Как можно сообщить новость другу?
  • Как можно изобразить пляж, полный отдыхающих, если людей рисовать нельзя?

17. «Поиск общего и отличительного»

Ведущий: «Я назову два предмета Вам нужно их представить и подробно рассказать, чем они похожи и чем отличаются».

Стимульный материал:

Апельсин – морковь;

Магнитофон – телевизор;

Стол – табурет;

Пруд – река;

Сумка – кошелек;

Камень – кирпич;

18. «Что может произойти?»

Закончи предложения:

  • Птицы начали вит гнезда потому, что…
  • В горах нельзя кричать, потому, что…
  • Ласточки начали низко летать над землей, потому, что…
  • Птицы полетели на юг, потому, что…

19. Упражнение «Придумка»

Цель: Развитие пространственного воображения, умение мыслить нестандартно.

Материал: Листы А-4, мелки, карандаши.

Пример первый.

А) Предложите нарисовать, как ребенок представляет себе животное с другой планеты; самый необычный домик; домик, где будет жить вся его семья; доброго волшебника в детстве.

(Все рисунки обсуждаются)

Б) Назовите ребенку по одному сказочному или литературному герою (обязательно из разных произведений). Дошкольник должен придумать и коротко рассказать выдуманную историю, в которой действовали бы оба героя.

В) Попросите ребенка представить себе, что на люстре в комнате сидит гномик (или любой герой из сказки) и рассказать, что и как он видит оттуда?

Комментарий.

Важно помочь ребенку сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы ребенок представил себе и места, видимые воображаемому гномику, но не доступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа)

Г) Предложите ребенку один «кусочек» сказки, которую придумываете и рассказываете вы, а ребенок продолжает.

Пример второй.

Предложить ребенку соединить в связной рассказ эти два предложения.

Пример: Белка, сидящая на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, который сидел под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца и остановил машину. Заяц бросился в лес, шофер – за ним. Шофер заблудился в лесу. Самосвал с грузом задержался в пути.

а) Белка, сидящая на дереве, уронила шишку.<…>

Самосвал с грузом задержался в пути.

б) Мама купила конфеты.<…>

Мальчик починил стул.

в) Собака погналась за курицей.<…>

Школьники не смогли поехать на экскурсию.

Литература:

  1. Жукова Р.А. Психология. Нестандартные занятия. Старшая группа. - Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.
  2. Ильина М.В. Развитие вербального воображения. – М.,2003г.
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990г.
  4. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М., 2000г.
  5. Светланова И.А. Психологические игры для детей. – Ростов н/Д:Феникс, 2013г.
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...

Опыт внедрения технологии: "Развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнориров...

Конспект занятия по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе словесных игр с использованием ИКТ

помощь в работе воспитателям, логопедам, дифектологам в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДОУ

Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом....

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающей личности, ее творческих потенциалов. Жизнь во...

Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Система работы состоит из комплекса непосредственой образовательной деятельности (16 занятий), творческих игр, работы с родителями, работы с воспитателями, организации педметно – развивающей среды.Про...